Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Перевод: Элеонора Шифрин

Опубликовано на www.sedmoykanal.com

В интервью газете “Гаарец” , опубликованном в журнальном приложении за 30 августа 2002 г., начальник Генерального штаба армии, генерал-лейтенант Моше Яалон выступил с, возможно, самыми важными, самыми честными и самыми глубокими оценками арабо-израильского конфликта, какие высказывал какой-либо общественный деятель в Израиле. Интервью Яалона заслуживает тщательного изучения и самого широкого распространения. Оно однозначно показывает, что арабы к западу от реки Иордан представляют собой “экзистенциальную угрозу” Израилю, что Израиль должен уничтожить всю арабскую террористическую инфраструктуру, иначе сдерживающая мощь Израиля будет утеряна, что вдохновит арабов на атаку извне.

И, однако, один существенный изъян имеется в проницательном, в целом, интервью генерала Яалона – изъян, неизменно присутствующий и у других высокопоставленных израильских военных. Начальник генштаба приписывает нынешнюю уязвимость Израиля израильскому обществу, а не недостаткам израильского политического руководства и управленческих институтов (которые он, конечно, не смеет критиковать в данных обстоятельствах.)

Яалон утверждает, что арабы, ободренные верой в то, что израильское общество слабо и не сможет вынести больших потерь, решили обойти страшную израильскую армию и атаковать израильское общество при помощи террора. Непрерывная война на истощение, по их мнению, приведет, в конце концов к краху Израиля.

Но не приходится сомневаться в том, что руководить, предупреждать об опасностях, поднимать моральный дух народа и культивировать чувство национальной цели призваны лидеры Израиля – его правительство. Между тем ни одно правительство Израиля этого не делало, по крайне мере ни одно из тех, что были у власти на протяжении последних трех десятилетий. Ни один премьер-министр не сказал народу правду так, как сделал это Яалон в своем интервью, за что ему причитается уважение и восхищение.

Моральный дух Израиля, считает Яалон, начал неуклонно падать с провала операции “Мир Галилее” в Ливане в 1982 г. Но, как мой коллега проф. Вольф Перльман и автор этих строк документально доказали, никто иной как Шимон Перес, патрон движения “Шалом ахшав” (“Мир сейчас”), подорвал усилия правительства Менахема Бегина в той войне. Перес не только поднял “Шалом ахшав” на антиправительственные и пацифистские демонстрации, но и отправился заграницу, где провоцировал оказание давления на Израиль со стороны иностранных правительств с целью прекращения войны, когда он, Перес, хорошо знал, что война практически уже выиграна, и Израиль находится на грани победы.

Другой приведенный Яалоном пример падения – это совершенный правительством в 1984 г. беспрецедентный обмен 1150 арабских террористов на троих израильских солдат, захваченных террористами Джибриля в ходе Ливанской войны. Но здесь следует вспомнить, что министром обороны в тот момент был Ицхак Рабин, который публично заявил примерно следующее: “Нелегко противостоять призывам родителей троих израильтян, находящихся в руках Джибриля”. Конечно, нелегко, но мы ожидаем твердости – а не мягкотелости – от министра обороны, несущего ответственность за безопасность страны, а, значит, и за то, как страна воспринимается врагом – как котята или как тигры!

А затем было отступление из Ливана в 2000 г., которое Яалон откровенно оценил как страшную ошибку. Это отступление утвердило врагов Израиля во мнении относительно мягкотелости израильского общества, которое не смогло выдержать потери 25 солдат за год. Да, но тем, кто сдался под давлением движения “Четырех матерей” и отдал приказ об этом позорном отступлении, было не общество, а премьер-министр Эхуд Барак. Это отступление вдохновило Арафата на войну, называемую “интифадой аль-Акса”.

Чтобы показать, насколько ошибочно обвинять израильское общество в нынешнем развале страны, стоит припомнить великолепный обмен мнениями между Шимоном Пересом и Йоси Белином на партийной конференции партии “Авода” после избрания Шарона премьер-министром Израиля (февраль 2001 г.). Перес обратился к делегатам с заявлением: “Мы должны прислушаться к гласу народа и присоединиться к правительству национального единства”. На что Йоси Бейлин ответил: “С каких это пор мы стали слушать глас народа?!”

Вернее не скажешь! Порядка 65% населения противилось признанию ООП перед выборами 1992 г. – выборами, которые привели к власти правительство Рабина-Переса и позволили им заключить Норвежское Соглашение.

И даже когда 63% народа дали Шарону убедительную победу в феврале 2001 г. –победу, которая означала “НЕТ – процессу Осло!” – Шарон назначил архитектора “Осло” Шимона Переса министром иностранных дел. Что же касается того, как прислушивается Перес к гласу народа, то 85% протестовавших против его встречи с Арафатом не помешали ему поехать обниматься с этим убийцей.

К сожалению, разные генералы в прошлом не раз утверждали, что “народ устал от войны”. Это предсказание, которое подталкивает к своему собственному исполнению. Опросы показывают, что все большее число людей чувствует себя безвластными. Но лишь немногие понимают, что безвластными их делают управленческие структуры Израиля. Верховный суд, эта самоувековечивающаяся олигархия, издевается над еврейским наследием и мешает ЦАХАЛу бороться с террором. Кнессет превратился в резиновую печать, поскольку 40 депутатов его являются министрами или заместителями министров в правительственном кабинете. Поскольку все эти министры стоят высоко в партийных избирательных списках, правительство может безнаказанно игнорировать еврейское общественное мнение.

В заключение следует сказать, что суть проблемы не столько в слабости израильского общества, сколько в ущербности израильской правящей элиты, с одной стороны, и парализующем характере политической системы – с другой. Для исправления первого необходимо изменить второе – причем кардинальным образом!