Владимир Жаботинский был одним из величайших еврейских государственных
деятелей двадцатого века. Его жизнеописание рисует необыкновенную, замечательную
личность, человека безупречного характера: честного и мудрого, скромного
и великодушного, бесстрашного и способного на сострадание, и целиком преданного
благу еврейского народа.
Жаботинский, который умер в 1940 году, был государственным деятелем-философом.
Его слова напоминают нам о мудрости и чувстве юмора Линкольна. Тексты выступлений
этого непревзойденного оратора – который мог вдохновенно обращаться к публике
на семи языках – не могут не найти отклика в способной чувствовать душе,
как еврейской, так и не-еврейской. Тот факт, что подобный человек
жил в этот век посредственности, дает надежду на то, что величие еще возможно.
Жаботинский благородно и неустанно стремился преодолеть «еврейские» препятствия
к еврейскому возрождению, основой которого, как он видел, должна
быть Тора. Много лет пытался он реформировать еврейский истэблишмент изнутри.
Он спорил с Хаимом Вейцманом, президентом Сионистской организации, который
пресмыкался перед Великобританией. Он вступил в схватку (и был облит грязью)
с Еврейским Агентством, глава которого Давид Бен-Гурион был, по собственному
признанию, большевиком. Как Вейцман, так и Бен-Гурион не только безучастно
примирились с отказом Англии от Декларации Бальфура, но даже заявили, что
еврейское государство «нежелательно»!
Поэтому Жаботинский сформировал Новую Сионистскую Организацию. Кроме
того, он создал «Иргун» - подпольную военную организацию, которая спасла
жизни тысяч «нелегальных» иммигрантов в Израиль. Фактически, по свидетельству
Уинстона Черчилля, именно Иргун изгнал британцев из Палестины. Исходя из
этого можно, сделать логический вывод, что заслуга возрождения Израиля
принадлежит Жаботинскому не в меньшей степени, чем Бен-Гуриону.
Чтобы оценить в должной мере глубину ума Жаботинского, стоит вспомнить
и перефразировать с применением к современности лишь некоторые его высказывания,
вместе с высказываниями его большого поклонника, депутата британского
парламента Джошиа Веджвуда.
Жаботинский: «Говорят, что еврей учится не путем разума, а через катастрофы.
Он не купит зонтик по той лишь причине, что увидел тучи в небе. Он подождет,
пока промокнет и схватит пневмонию». Автор данной статьи добавил бы: сегодня
бесчисленные евреи в Израиле, сами того не зная, уже переносят на ходу
«пневмонию» в виде политиков без чести.
Вот что пишет Веджвуд: «Нам нравятся люди, которые борются, даже если
мы думаем, что они совершенно неправы… Арабы стоят твердо, они воюют и
убивают. Не следует заблуждаться – они поубивали не меньше своих людей,
чем евреев, и они убийцы. Но с другой стороны, евреи всегда жалуются и
молят о справедливости. Это, несомненно, является результатом 1800 лет
рабства. Ведь на протяжении 1800 лет они полагались на добрую волю правительств,
а не на крепость своей руки, и поэтому сегодня они демонстрируют поведение,
которое вызывает отвращение в каждом англичанине… Позиция выклянчивания,
жизни на коленях весьма отрицательно сказалась на отношении респектабельных
наций к евреям».
Вернемся к Жаботинскому. «(Еврей в Израиле) имеет вид героя пьесы Андреева
«Человек, которого всегда били по физиономии». К этому можно добавить:
Израиль – это единственная истинно христианская нация на земле, постоянно
подставляющая другую щеку.
Снова Веджвуд: как бы этот нееврейский сионист относился к еврейским
политикам, которые, повторяя мантру о мире, пожимают руку такому негодяю
и убийце как Арафат. Подобное самоуничижение, говоря словами Веджвуда,
«будет шибать вонью в ноздри потомков».
Жаботинский согласился бы с такой оценкой. Но об еврейском народе в
целом он сказал бы: «Что еще можно ожидать от народа, которому на протяжении
десятилетий вбивали в голову, что единственной святыне является (мир);
что идеи и кровь (потребовавшиеся для создания и сохранения еврейского
государства) – ничто, а единственными вечными ценностями являются лишь
те вещи, что можно пощупать и сфотографировать. Теперь мы видим моральные
результаты такого воспитания. Это не будет обыкновенная трусость; это будет
сознательная, обоснованная и хвастливая трусость».
Трусливый характер секулярных лидеров Израиля можно сопоставить с неумным
характером некоторых религиозных евреев, показанных в анекдоте Жаботинского.
Два служки из двух синагог обсуждают страшный погром, постигший общину.
(Вставьте – катастрофу договора Осло.) Один служка говорит: «Вы что-нибудь
сделали?» Другой отвечает: «Ничего. Что можно сделать?» «Что значит
– ничего? Вы ничтожества! Как только мы услышали об этом несчастье, мы
остались в синагоге на всю ночь, читали молитвы и жалобы. Вы что думаете,
мы просто позволим этому случиться?»
Наконец, следующее учение Жаботинского: «Важно, ЧТО вы требуете; важно,
от чьего имени вы это требуете. Если требование выставляется от имени большой
массы людей, важно, чтобы САМА ЭТА МАССА время от времени давала
понять, что она всерьез заинтересована в предмете. Необходима выдержка
и крепость духа; и ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЗАЯВЛЯТЬ ЭТО ТРЕБОВАНИЕ СО ВСЕЙ ЯСНОСТЬЮ И ВЕЖЛИВО». ДА,
И БЕССТРАШНО СТОЯТЬ НА СВОЕМ!
Израиль отчаянно нуждается в подобной Жаботинскому альтернативе своим
нынешним лидерам. ФОНД ЗА КОНСТИТУЦИОННУЮ ДЕМОКРАТИЮ НАЧИНАЕТ КУРС ПО ВОСПИТАНИЮ
БУДУЩИХ ЕВРЕЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ.
АВТОР – ПРОФЕССОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ПРЕЗИДЕНТ ПАРТИИ «ЕМИН ИСРАЭЛЬ»
Статья на
английском