Даже если бы Кнессет принял закон об изгнании евреев из их домов, или если бы подобное решение принял всенародный референдум, р. Шапиро мог бы вполне справедливо сказать, что такой закон и такой референдум не имеют никакой силы, ибо они нарушают Высший закон – закон Торы – который выше любого государственного закона и выше любого народного референдума.
Такой великий мыслитель, как философ-математик Альфред Норт Уайтхэд сказал: «Евреи были первым народом, который отказался обожествлять государство». Евреи первыми признали, что послушание законам государства не является высшим долгом человека.
Евреи должны подтвердить этот принцип сегодня. Они, как никакой другой народ, никогда не должны забывать, что те, кто осуществлял Холокост, всего лишь подчинялись закону, закону немецкого государства. Это была линия защиты нацистов на Нюренбергском процессе. Утверждать, что нет закона выше закона государства, есть чистейший фашизм. Давайте взглянем на его воздействие.
Если не существует закона выше закона государства, то тогда мы не можем проводить рациональные различия между законом, справедливостью и моралью. Если бы это было так, то «справедливое» было бы равносильно законному. Но поскольку в мире существует множество государств и множество различных правовых систем, то в таком случае в мире существовало бы столько же различных концепций справедливости. Из этого следовало бы, что нет универсально принятых стандартов справедливости, которые позволяли бы определять, являются ли законы одной страны морально более высокими или по сути своей более предпочтительными, чем законы другой. Это и есть доктрина морального релятивизма.
Эта доктрина пронизывает все уровни образования в демократическом мире. Она оказывает влияние на политиков и судей в Израиле. Она лежит в основе циничного выражения журналистов: «Тот, кто для одного человека террорист, для другого – борец за свободу». Эта же доктрина лежит в основе нацистского утверждения, что нет закона более высокого, чем закон государства.
Отрицание Высшего закона – универсальных законов морали – является и отрицанием единства человеческой природы, или идеи человеческого сообщества. Как будто каждый народ – это отдельный вид или раса, чье поведение или стиль жизни самооправданны. В таком плюралистическом мире расизм был бы вполне логичным явлением. И, действительно, расизм является логическим следствием доктрины морального релятивизма.
Стоит лишь отвергнуть наличие законов морали или законов более высоких, чем законы государства, как примат силы логически превратится в главенствующий фактор международных отношений.
Правительство Израиля первым должно подтвердить наличие закона более высокого, чем закон государства, хотя бы по той причине, что евреи были первыми, кто в мире, подчиненном расизму и язычеству, провозгласили единство человеческой природы и идею человеческого сообщества. Вдумайтесь в эти слова Священного Писания: :Бог сотворил человека по Своему собственному подобию» (Бытие 1:27). Изначально именно из этих слов происходит благородство человека и понятие человеческой свободы. Эти слова Торы навечно противостоят тирании. Эти слова опровергают утверждение, будто закон государства является высшим законом.
Отцы-основатели Америки понимали это. Они тоже отрицали, что государственный закон превыше всего. Наперекор и в нарушение законов британского короля и парламента авторы Американской Декларации Независимости утвердили «Законы Естества и Бога Естества».
Мой долг обязывает меня предупредить правительство Израиля: вышвыривание евреев из их домов приведет к пренебрежению законом и к беззаконию. Насилие последует за этим с той же неизбежностью, с которой ночь следует за днем. Я призываю правительство Израиля прислушаться к этим словам Эйбрахама Линкольна:
Хорошие люди, которые любят спокойствие, которые хотят соблюдать законы и пользоваться их благами, которые с радостью пролили бы свою кровь на защите своей страны, - видя свою собственность разрушенной, достоинство своих семей попранным, а свою жизнь в опасности и не видя впереди никакой надежды на изменения к лучшему, устают и переполняются отвращением к правительству, которое не дает им никакой защиты (и нарушает их человеческие права).
Автор – профессор политической философии, президент партии «Емин Исраэль»
Перевод: Элеонора Шифрин