Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Будь я реформистским раввином или лидером какой-нибудь престижной организации, являющейся представителем Американского еврейства, или членом руководящей верхушки Израильского правительства, или же каким-нибудь современным, образованным еврейским интеллектуалом, я бы ринулся на баррикады в бой с самым опасным из еврейских праздников – Ханукой.

Это показатель непонимания мировым еврейством, что нету праздника более популярного, чем “Праздник Зажигания Свечей” , и в то же время это показатель интеллектуальной бесчестности еврейских лидеров. Ведь если и есть праздник, представляющий собой все, что отвергнуто как еврейскими лидерами, так и  ведомыми ими массами – так вот же он. Если и есть событие, имеющее корни во всем, так яростно отвергаемым и атакуемым современным еврейством – так вот же оно. Если и есть праздник, более “не-еврейский” по теперешним стандартам, - то я о таком не знаю.

Ханука, пришедшая в современный еврейский мир, со всей его примитивностью, обманом, и невежеством, далека от реальности. Ханука, пришедшая в свет из-за еврейских родителей – в поисках антипода Рождеству, под восторженные вскрикивания “А у нас тоже есть праздничные огоньки!” и в стремлении дать нашим разбалованным детям восемь подарков вместо одного, Ханука, которую реформистский храм и его раввин превратили в школьный спектакль, чтобы родители считали, что религиозная школа – это успех, а не жалкая пародия на него и просто-напросто напрасная трата времени, Ханука, рассказывающая о еврейских борцах за “свободу или смерть” и показывающая Маккавеев как либеральных борцов за то, чтобы киббуцы могли свободно продолжать пропагандировать марксисткую идеологию и есть ветчину, чтобы обитатели пригородов спокойно могли нарушать Субботу, а реформистские и консервативные храмы – продолжать борьбу за гражданские права негров, пуэрто-риканцев и Джейн Фонды, - эта Ханука очень далека от действительности.

Не это Ханука наших предков, поколений евреев Восточной Европы, Йемена, и Марокко, Испании и Вавилона. Наверняка это не Ханука, за которую погибали Маккавеи. По правде говоря, если бы те, кого мы так чтим, увидели, что произошло с Ханукой, то, возможно, было бы второе восстание Маккавеев. Ведь именно тот образ жизни, который ведут сегодня многие евреи, и послужил причиной восстания “в эти дни много лет назад.”

Что же произошло в то время более 2000 лет назад? Что заставило горстку евреев восстать против врага? И кто, конкретно, был враг? За что и против кого они боролись?

Много лет народ Иудеи был вассалом Греции. Хотя и намека даже не было на государственную независимость, евреи все же не бунтовали. Лишь только когда политический контроль перерос в попытки подавить еврейскую религию, взорвалось кровавое восстание. Не просто жажда свободы привела к восстанию Маккавеев, которое мы так возносим. Мы славим смелую группу евреев, боровшуюся и превратившую Иудею в кровавую бойню, за право соблюдать Субботу, законы Кашрута, и жить по законам Торы. Одним словом, все, что мы учим и проповедуем о Хануке, о чем мы хотим что бы помнили наши дети, мы считаем устаревшим, неактуальным и пережитками прошлого! То есть, в лучшем случае, те, кто боролись и погибали за Хануку были просто наивными. Жили бы мы в те времена, мы, конечно же, не поступили бы как они, ведь каждый знает, что законы Торы не священны, а всего лишь продукт эволюции и человека (не это ли ежедневно утверждают реформистское, реконструкционистское и часть консервативного движения?) Конечно, мы бы не боролись за то, что мы сами каждый день нарушаем. Получается, в лучшем случае, Ханука – просто ненужный праздник, если не сказать глупый. Бедная Хана и ее семеро детей, бедные Мататиягу и Иуда Маккавей, бедные наши герои – хотели сделать как лучше, а вышли такими безнадежно отсталыми, принеся такую ненужную жертву.

Но и это не все. Ханука не только глупый и ненужный праздник, а еще и до опасного фанатичный и нелиберальный. Первый акт восстания, первый враг, уничтоженный руками смелых еврейских героев, о которых с таким удовольствием ставят спектакли в воскресных школах наши дети, был вовсе не грек. Он был евреем. Когда враг послал войска в Модиин чтобы установить идола и заставить ему поклоняться, нашелся еврей, решивший использовать свободу идолопоклонства и подойти к алтарю, чтобы поклоняться Зевсу (в конце концов, кому какое дело, кому он поклоняется?) Именно этот самый еврей, этот предатель веры, был низвергнут смелым, бравым, прославленным (не этими ли словами его описывает в воскресных школах) Мататиягу под возглас: “Кто за Б-га, за мной!”

Что же получается? Какая-то религиозная неприязнь? Какие же это герои для анти-религиозных Ха’Шомер Ха’цаир, элегантных пригородных храмов, для искушенных интеллектуалов, для либеральных, свободомыслящих евреев, для всех тех, кто представдяет себе Иудаизм гуманистской, недогматичной, либеральной, универсалистской (если не марксистской) религией? Какой же это национализм для Шимона Переса (того самого, кто так отвергает ‘галут’ и все время говорит о гордом, свободном Еврее Иудеи и Израиля)?

И далее (мы-то знаем, что Иудаизм – религия мирная, отвергающая насилие), что это за евреи, отвечающие на угнетения с позиции силы? Конечно же, мы, отвергающие еврейское насилие как нечто фашистское, аморальное, и (более всего) не-еврейское, просто в ужасе от  одного только представления о евреях, которые вместо пикетирования и дипломатии, взяли в руки мечи и копья (а будь в те времена бомбы, кто знает, что бы им в голову взбрело) и “опустились до уровня"‘зла", тем самым отвергая этические и моральные принципы Иудаизма.

Так это ли праздник, который мы бы хотели продолжать? Таких ли людей мы хотим, что бы чтили наши дети? Это ли Иудаизм, который мы хотим соблюдать и передать в наследство нашим детям? Где бы найти нам смельчака, голос готовый выступить против Хануки и Иудаизма, который она представляет – Иудаизма наших праотцов и наших предков?

Где б найти нам порядочного и честного человека, способного пойти в атаку на Иудаизм средневековья и отживших глупостей, Иудаизм неприязни, атакующий евреев, отказывающихся соблюдать Законы Торы, Иудаизм насилия, призывающий к применению силы против врага? Когда же мы наберемся храбрости с гордостью есть китайскую еду, нарушать Субботу, и, наконец, отвергнуть национализм и религиозный максимализм, который представляет Ханука. Покончить с Ханукой! Это упадочнический праздник, который всего лишь представляет Иудаизм таким, как он всегда был, Иудаизм, что был дан нам на Синае, Иудаизм, за который наши предки были готовы жизнь отдать, Иудаизм, который, молодежь инстинктивно знает, единственно верный. Такой Иудаизм нам и нашим лидерам не нужен. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы покончить с ним.

Материал взят из листа рассылки Judaika-egroups. Для подписки пошлите пустое
письмо по адресу:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Перевел Gene Yitzchak Berkovich (США, Филадельфия). Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.