"Новости недели" 4.1.2001
"Никогда больше!" - так называется одна из лучших книг раввина Меира
Кахане, представляющая собой один страстный призыв извлечь уроки из
Катастрофы и сделать все, чтобы эти события никогда больше не
повторились, чтобы Государство Израиль стало надежным и спокойным
домом для каждого еврейского ребенка, для каждого еврея. Никогда
больше, верил рав Кахане,евреев не будут гнать на убой, как скот,
никогда больше они не позволят себя убивать безнаказанно, никогда
больше...
И какая же страшная ирония судьбы заключается в том, что сын этого
человека и его жена были убиты именно в Израиле, когда они
возвращались к себе домой, весело болтая о том, как провели время в
гостях. И сама их гибель стала еще одним напоминанием о том, что
сегодня в еврейском государстве ни один еврей не чувствует себя в
безопасности... И - кто знает? - может быть, именно поэтому их смерть
так потрясла страну.
Никогда больше?!
Слова, которые не были сказаны
...Когда все кончилось и бородатые дяди в черных кипах и желтых
куртках унесли бездыханные тела раввина Биньямина-Зеэва Кахане и его
жены Талии, когда "скорая", мяуча раненой кошкой, умчала в Иерусалим
их детей, рядом с покореженной машиной остались лежать изувеченная
желтоволосая кукла и книга Мирьям Леви "Родители и Галаха" -
замечательное пособие для религиозных родителей по воспитанию детей.
Супруги Кахане не расставались с этой книгой, а значит, они были
замечательными родителями, для них важно было, какими вырастут их
дети.
Потом, уже потом мне довелось побеседовать с полутора десятками
людей, которые лично знали Биньямина-Зеэва Кахане и его жену. Среди
них были не только сторонники движения "Кахане хай" и отнюдь не
только религиозные ортодоксы - были и абсолютно светские люди, были
даже такие, чьи политические взгляды кардинально расходились со
взглядами семьи Кахане и которых судьба свела с ними в общем-то
случайно. И все они в один голос говорили о том, что рав Биньямин-
Зеэв Кахане и Талия были удивительно светлыми и необычайно
интеллигентными людьми, что от них исходила какая-то особая аура
доброжелательности и того спокойствия, которое обычно исходит от по-
настоящему счастливых семей.
И, прокручивая вновь и вновь диктофонную запись этих разговоров,
прислушиваясь к словам и самому тону моих собеседников, я думал о
том, что это не просто слова, которые принято говорить о мертвых, -
нет, в этом случае говорят по-другому и другими фразами.
Говорят, они действительно были очень счастливой семьей и даже через
более чем десять лет супружества порой напоминали влюбленную пару,
которая только готовится к свадьбе, - и по тому, как довольно молодо
они выглядели, и по тому, как относились друг к другу, понимая один
другого даже не с первого слова, а с полуслова: не успевал Биньямин
начать какую-то фразу, как Талия уже точно знала, что он хочет
сказать.
И из всех этих рассказов становилось ясно, что в минувшее воскресенье
возле поселения Офра погибли два удивительно красивых человека. Пусть
с идейными и политическими взглядами, которые напрочь отвергались
определенной частью израильского общества, но все равно красивых и
удивительно светлых. И после них остались шестеро детей, привыкших
к
родительскому теплу и ласке, и теперь им придется привыкать к тому,
что они сироты...
Вот о чем, наверное, следовало говорить в те первые часы после их
убийства. Говорить премьер-министру, в стране которого произошел
столь чудовищный теракт. Говорить президенту, призванному
олицетворять собой идею национального согласия. Говорить всем -
политикам, журналистам, общественным деятелям, писателям и артистам.
Но эти слова почему-то так и не были сказаны.
"Все перепуталось и некому сказать..."
Вместо этих слов говорились совсем другие: по всем каналам
израильского телевидения и радио непрестанно подчеркивалось, что
погибший был сыном лидера "экстремистского движения" раввина Меира
Кахане и сам возглавлял не менее "экстремистское движение "Кахане
хай". Никто не вспоминал об убийцах, никто не говорил о том, что
террористы, совершившие столь варварское преступление, должны быть
немедленно найдены и уничтожены, никто не спешил выразить
соболезнование семье... Зато вновь и вновь с ужасом в глазах и с
надрывом в голосе повторялось, что в ответ на это убийство еврейские
экстремисты могут совершить какую-то кровавую акцию против
палестинцев, да что там против палестинцев - ведь они уже заявили,
что причиной случившегося является политика нынешнего правительства,
а значит, не исключено, что их месть обрушится на голову членов этого
правительства и самого премьер-министра. Дальше делался следующий
вполне закономерный вывод: жизни премьер-министра Эхуда Барака
угрожает опасность, в стране снова возникла та атмосфера, которая
привела к убийству Ицхака Рабина.
И теперь каждый выпад против политики Эхуда Барака немедленно
объявлялся подстрекательством к убийству, а любой, кто осмеливался
выступить с критикой в его адрес, - подстрекателем.
И до самых похорон раввина Биньямина-Зеэва Кахане и Талии спешили со
всех концов страны сотни и сотни людей, сливаясь на въезде в
Иерусалим в одну бесконечную кавалькаду легковых машин и автобусов.
Ну, а потом были сами похороны. Были конные полицейские с палашами и
дубинками в руках и полицейские простые с защитными шлемами на лицах,
превращающими их в безликих стражей безличного порядка.
Да, то, о чем писалось в газетах, - разбитые витрины, избиения
журналистов, столкновения с полицейскими - все это на тех похоронах
действительно было. Но, во-первых, участники траурной процессии
рассказывали мне, что нередко зачинщиками беспорядков и столкновений
выступали сами полицейские, видимо, получившие соответствующие
указания, а во-вторых... Откуда за пять, за четыре, за три часа до
похорон все - и полиция, и телевизионщики, и израильские спецслужбы
-
знали, что они пройдут именно так, как они прошли?!
Все перепуталось, и некому сказать, что, постепенно холодея, все
перепуталось и некому сказать...
И еще два слова о том. что не было сказано
В той тягостной сюрреалистической атмосфере, которая сложилась вокруг
убийства Биньямина-Зеэва и Талии Кахане, ни у кого из видных
общественных деятелей даже правого лагеря так и не хватило духу
сказать о том, что же значила семья Кахане для еврейского народа
вообще и для Израиля в частности. Говорили об экстремизме, еще раз
об
экстремизме и снова об экстремизме - и только.
А между тем, повторю, можно по-разному относиться к идеям Меира
Кахане и движениям КАХ и "Кахане хай", но глупо и бессмысленно
отрицать тот факт, что Меир Кахане самозабвенно любил еврейский народ
и сумел передать эту любовь своему сыну. И во имя этой любви они оба
жили, не ища для себя ни престижных должностей, ни денег, ни славы
-
потому что, если бы они действительно к этому стремились, все это
могло бы у них быть - стоило лишь чуть-чуть поступиться принципами.
Во имя этой любви они оба и погибли - оба от руки ненавистников
Израиля...
Давайте посмотрим в лицо фактам: разве не на наших глазах уже
сбылись многие мрачные прогнозы Меира Кахане? И разве не на наших
глазах начинают сбываться другие его прогнозы, куда более мрачные?!
Осторожно: еврейский экстремизм?!
Вся фантасмагоричность нынешней ситуации состоит в том, что в эти
горькие дни, когда один теракт следует за другим, израильские масс-
медиа почему-то предпочитают говорить не о необходимости жесткой
борьбы с террором, не о палестинцах, презревших все свои соглашения
(зато какое внимание уделяется визиту Арафата в Штаты!), а об
опасности еврейского экстремизма, о том, что какие-то еврейские
фанатики готовят убийство еврейского премьера, что еврейские
националисты представляют собой едва ли не главную угрозу для страны.
Но присмотримся к тому, кого именно объявляет пресса - с подачи
определенных кругов, разумеется - "опасными для общества".
Оказывается, это Надя Матар - лидер движения "Женщины в зеленом",
которое провело бесчисленное множество демонстраций, но участницы
которого ни разу не были замечены в каких-то насильственных
действиях. Это еще и лидер движения "Зу арцейну" Моше Фейглин -
человек, сумевший в свое время остановить движение на всех дорогах
страны и сделавший акции мирного - именно мирного! - гражданского
неповиновения грозным оружием протеста. Это Барух Марзель, один из
самых видных активистов движения КАХ, не раз устраивавший так
называемые беспорядки возле Храмовой горы, получивший немало ударов
от израильских полицейских, но опять-таки не замеченный в каких-либо
насильственных действиях.
По логике тех, кто их называет экстремистами, любой человек,
организующий демонстрации, выступающий против политики нынешнего
правительства, - экстремист.
Но, в принципе, суть тех маневров, которые провели израильские левые
после убийства Биньямина и Талии Кахане, ясна: сегодня они вновь
пытаются делегитимировать еврейских поселенцев, представить их в
качестве горстки отщепенцев, угрожающих спокойствию в стране и
способных на любое преступление, вплоть до покушения на премьер-
министра. И обыватель, сосредоточившись на мыслях о еврейских
террористах, невольно отвлечется от мыслей о том, что каждый день
приносит все новые и новые сообщения о гибели израильских солдат и
граждан, о взрывах автобусов в Хадере и Тель-Авиве, о теракте в Не-
тании...
Материал взят из листа рассылки Judaika-egroups. Для подписки пошлите
пустое
письмо по адресу:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.