Любой еврей, знающий хоть что-нибудь об истории своего народа, вспомнит, что число 40 связано со многими важными событиями в его жизни. 24 мая исполнилось 40 лет со дня создания "Лиги защиты евреев".
"В 13.00 29 декабря 1969 г. в Нью-Йорке группы молодых евреев провели одновременно операции против советских учреждений в городе. Они атаковали отделения ТАСС, "Интуриста" и "Аэрофлота". Кроме того, несколько евреев прорвались на борт советского авиалайнера, только что приземлившегося в аэропорту им. Кеннеди. Все эти молодые люди принадлежали к "Лиге защиты евреев". В тот день открылась новая глава в саге советского еврейства - и в истории американской еврейской общины".
Этими словами начинается первая глава книги "История Лиги защиты евреев" рабби Меира Кахане (да будет благословенна его память!), озаглавленная "СОВЕТСКОЕ ЕВРЕЙСТВО: я - сторож брату моему!" В ней 48 страниц, а всего в книге (на английском языке), опубликованной в далеком 1975 г. одновременно в США и Канаде, - 338 страниц. О борьбе Лиги и рабби Кахане за советских евреев рассказывается и в других главах. К великому сожалению, книга не была переведена на русский язык; и вообще, труды рабби Кахане мало известны тем выходцам из СССР/СНГ, которые владеют только русским языком.
Недавно произошло еще одно важное событие. "Институт издания трудов рабби Кахане" опубликовал книгу "Рабби Меир Кахане. Его жизнь и мысли. Том Первый: 1932-1975 гг." Автор - Либби Кахане, вдова Р. Кахане. Очень важно отметить: ежедневная газета "Джерузалем пост" поместила (22 февраля с.г.) большую рецензию на эту книгу, написанную одним из ее редакторов, Эллиоттом Джейгером, а еще через неделю - два письма (одно - мое) - отзывы на рецензию. Почему это важно? А вот почему. В 1994 г., после известных событий в Хевроне (в пещере праотцев Махпела) правительство Израиля объявило, что движения "Ках" и "Кахане хай!" ("Кахане жив!") признаются террористическими и считаются противозаконными. (Следуя примеру Израиля - "единственного демократического государства на Ближнем Востоке", если верить официальному определению,- в списки террористических организаций "Ках" и "Кахане хай!" позднее включили США и Европейский Союз.) В таких условиях легко понять, что многие евреи в Израиле и в Диаспоре боятся простого упоминания имени Кахане.
Не бойтесь, евреи. Если вы поинтересуетесь творческим наследием рабби Меира Кахане, его сына Биньямина-Зеэва Кахане, также павшего от рук арабов, вам за это ничего не будет.
Сказанное выше было одним из главных посылов моего выступления в Иерусалимской Городской Русской Библиотеке 13 мая с.г. Мероприятие организовал "Клуб ветеранов сионистского движения". Пришли около 20 человек, и после того, как я коротко рассказал об этих двух книгах, выступили другие участники встречи: рабби Элиягу Эссас, получивший ввезенную контрабандно в Москву наиболее известную книгу рабби Кахане "Никогда больше!" (ее, как известно, перевел в Москве на русский Авигдор Эскин), бывший редактор еженедельника "Алеф" Владимир Ханелис (он в далеком 1984 г. взял интервью у р. Кахане и опубликовал его в журнале), бывший узник Сиона Яков Сусленский, знавший о деятельности р. Кахане и Лиги еще в Союзе, и еще несколько человек. Можно сказать, что тема "вызвала интерес собравшихся". С другой стороны, бросалось в глаза то, что многие видные бывшие узники Сиона и активисты движения советских евреев не сочли нужным прийти на встречу.
Показав присутствующим те книги р. Кахане и книги о нем и его деятельности, имеющиеся в библиотеке, и рассказав о том, что Либи Кахане готовит вторую часть биографии (из интервью с ней в еженедельнике американских евреев "Джуиш пресс" я узнал, что она рассчитывает закончить ее примерно через четыре года) я упомянул главное, с моей точки зрения: сведения о Лиге в новой биографии дополняют то, что было опубликовано раньше; книга уже переводится на иврит; о переводе на русский даже речи нет; она просит тех, у кого есть какие-то важные материалы о рабби Кахане или замечания по существу темы, обращаться к ней, указывая адреса и номер своего телефона. И еще я упомянул, что на выставке в Бейт аТфуцот в Тель-Авиве ("Музее Диаспоры") и в фильме "Рефьюзник", как и в других местах и источниках, о рабби Кахане и Лиге - ни слова, и что нет у нас бесед на тему творчества и наследия рабби Кахане - а ведь существуют такие понятия, как "Сахаровские чтения", и "Марголинские чтения"...
Времени на беседу и выступления было отведено, конечно, мало. Но, как пел Галич, "'Эрика' берет четыре копии - этого достаточно".
Я всегда готов ответить на вопросы по теме "Рабби Кахане, его наследие и Лига защиты евреев". ВОПРОСЫ ЕСТЬ?
Е. Майданик
02-5856873 или 052-3048078 /не в шабат/