Мой муж рабби Меир Кахане основал Лигу защиты евреев (далее ЛЗЕ - перев.) ровно 40 лет назад (24 мая 1968 г. - перев.) в Нью-Йорке. Создание Лиги было реакцией на рост числа преступлений, которые совершали афроамериканцы, несомненно в ответ на трудные социально-экономические условия, в которых они находились. В то время такие вещи, как вырывание сумок и нападения с избиением стали повседневными явлениями. В 1968 г. число ограблений увеличилось на 70% по сравнению с 1967 г., а число нападений - на 25%. Я никогда не выходила на улицу по вечерам одна, и так же поступали многие другие жители Нью-Йорка. Отправляясь за покупками, я всегда держала деньги во внутреннем кармане. Положение в других крупных американских городах напоминало положение в Нью-Йорке. В 1967 и 1968 гг. чернокожие бунтовали более, чем в 150 городах США.
Преступления чернокожих - и пуэрториканцев - часто носили ярко выраженный антисемитский характер (...) Тяжелее всего приходилось жителям еврейских районов, потому что евреи соседствовали с другими меньшинствами и о них сложилось впечатление как о людях, не умеющих давать сдачи.
ЛЗЕ поставила цель: изменить образ еврея. Меир часто говорил: "Подставлять другую щеку – это не наша Библия". Ее члены организовали группы обучения дзюдо, карате и обращению с огнестрельным оружием. В газетах и передачах радио и ТВ стали появляться сообщения об учебном лагере ЛЗЕ и о смелых операциях Лиги в защиту еврейских учителей и владельцев магазинов. Ячейки Лиги возникли в городах по всей Америке (...)
Евреи, принадлежавшие к среднему и нижнему классам, оценили усилия ЛЗЕ, направленные на противодействие преступлениям и дискриминации. В то же время лидеры еврейского истеблишмента заботились только о том, чтобы сохранить свой образ респектабельных граждан. Они называли Меира подстрекателем черни, а ЛЗЕ обвиняли в неоправданной воинственности.
Мне было больно слышать оскорбления по адресу мужа, но я знала, что его обвинители были неправы. Обычные меры защиты, которые обеспечивала полиция, оказывались недостаточными, в результате чего американские города превращались в джунгли. Никто не мог отрицать необходимости в группах самообороны. Самим еврейским лидерам никогда не приходилось появляться в одиночку в опасных районах. На заявления со стороны истеблишмента о том, что насильственные действия ЛЗЕ не соответствовали "еврейскому духу", Меир отвечал: "... С тех дней, когда наш праотец Авраам поднялся на битву против четырех царей, чтобы спасти своего племянника Лота, и с тех пор, когда Моше убил египтянина, вместо того. чтобы создать комитет для изучения корней антисемитизма в Египте... и до событий более позднего времени, когда учеников рабби Акивы оторвали от учебы и отправили сражаться в армии Бар-Кохбы... еврейские лидеры принимали активное участие, включая применение насилия, в борьбе за свободу".
ИДЕАЛЫ, которым Меир учил членов ЛЗЕ, были основаны на Торе. Важным элементом при этом была аhават Исраэль - любовь к собрату-еврею и помощь евреям. Этим чувством руководствовались члены ЛЗЕ, участвовавшие в патрулировании и в стычках, и это же побуждало их действовать в случаях, когда помощь требовалась любому еврею, оказавшемуся в беде - даже если он находился в далеком Советском Союзе.
Во время "холодной войны" контактов с советскими евреями не было. Только в 1964 г. начала просачиваться информация о том, какому угнетению их подвергали. В СССР закон не разрешал обучение еврейских детей их религии, рисковали подвергнуться репрессиям те, кто делал обрезание детям и организовывал выпечку мацы к Песаху. Ни одному советскому гражданину не было позволено эмигрировать, в результате еврей не имел возможности исповедовать свою религию даже за пределами страны. Официальные советские газеты, такие как "Правда", раздували антисемитизм, возлагая на евреев вину за тяжелые экономические проблемы в стране.
Для решения своих экономических проблем и ради того, чтобы иметь возможность покупать американское зерно по низким ценам, Советы стремились установить дружественные отношения с Америкой. Меир увидел в этом благоприятные возможности.
"Разрушенный экономическими проблемами, (Советский Союз) отчаянно нуждается в дружбе с Соединенными Штатами... Если мы сумеем бросить вызов этой эре добрых чувств...может оказаться, что Советы подумают: не стоит преследовать евреев...
Нам необходимо выйти на первые полосы газет, а добиться этого можно только смелыми и драматическими акциями. Если понадобится, чтобы они вышли за рамки приятной респектабельности и законности, - что ж, пусть так и будет... Предстоящая работа - не из приятных... Она - не для людей, которые боятся запачкать руки".
В 1964 г., когда Меир писал эти строки, мало находилось таких, кто были готовы "запачкать руки". Однако к 1970 г. члены ЛЗЕ научились не считаться с "респектабельностью". Они были готовы привлекать внимание американской общественности к проблеме советских евреев.
Они срывали выступления советских балетных трупп, выкрикивая лозунги "Свободу евреям!" и "Отпусти народ мой!" На одном концерте в Чикаго в зал бросили бомбу со слезоточивым газом - и зрителям, число которых составляло 3500 человек, пришлось покинуть помещение. А в Филадельфии во время представления кто-то выпустил в зал мышей. Люди из Лиги проводили бурные демонстрации, скандируя "Мы считаем до пяти. Ты народ наш отпусти!"
ПОСЛЕ одной демонстрации в Нью-Йорке, когда оказался заблокированным на 20 минут важный перекресток в Манхеттене, Меира арестовали. Это был не первый его арест, и я научилась не беспокоиться. Обычно к утру его отпускали под залог. Более важным было то, что арест привлек внимание СМИ. На это раз Меир выступил перед корреспондентами национального телевидения NBC. Он сказал: "25 лет назад мы потеряли шесть миллионов евреев. Мы не готовы допустить, чтобы сегодня еще три с половиной миллиона были потеряны в результате национального геноцида. Нет ни малейшего сомнения в том, что после 53 лет (замалчивания) проблему советских евреев вынесли на первые полосы газет".
Многочисленные драматические демонстрации ЛЗЕ действительно привели к тому, что эта проблема оказалась в центре внимания. В результате американская общественность выступила на защиту основных свобод для советских евреев; оказавшись под сильным нажимом, Советский Союз начал выпускать евреев из страны. Начиная с 1971 г., визы на эмиграцию получали ежегодно в среднем 22 тысячи евреев.
В те годы истеблишмент осуждал "яростные" демонстрации Лиги в поддержку советских евреев. Сегодня большинство людей понимают важную роль, которую выполняла Лига. Гленн Рихтер, директор организации "Студенты в борьбе за советское еврейство" (SSSJ), заявил: "Рабби Кахане выдвинул вопрос о советском еврействе на первое место; мы, проводя свои демонстрации, не носившие характер открытой конфронтации, не могли добиться того, чего добился он".
”Меир был прав в своих действиях в вопросах самообороны и советского еврейства. Неужели нам понадобится еще 40 лет для понимания того, что он был прав и во многих, многих других вопросах?"
(Либби Кахане, "UpFront", "Джерузалем пост", 6.06.08)
(Автор статьи Либи Кахане написала книгу "Рабби Меир Кахане: Его жизнь и мысли, Том 1, 1932-75
www.urimpublications.com
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
Прим. переводчика: в книге (на английском языке) имеются сведения о том, что уже начат ее перевод на иврит. Автор просит писать ей, высказывая замечания и пожелания. Она дает сведения об издательстве и указывает свой телефон. - ЕМ)
Перевод Ефима Майданика.
AI&PI ISRAEL
http://aveterra.livejournal.com/467326.html