Maof

Saturday
Apr 20th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Дарка шель Тора. N.541



Одним из примечательных явлений эпохи войны Хасмонеев против греков было сотрудничество многих евреев с чужеземным врагом. Речь идет не о вынужденном сотрудничестве из страха перед репрессиями. И не только о сотрудничестве, выражавшемся в стремлении под влиянием пропаганды внешне походить на греков - хотя бывало и такое. Когда говорят о новом удручающем явлении той эпохи, появлении "огречевшихся", то имееют в виду более зловещее - акции "огречевшихся" евреев против евреев, оставшихся верным Торе и своему народу.

Разрушение национальных барьеров.
При чтении апокрифических книг "Маккавеев", посвященных описанию войны Хасмонеев, ясно чувствуется насколько важным фактором в борьбе греков с Хасмонеями были эти "преступные злодеи из Израиля", как их называет автор. Не один раз они подстрекали греков к активным действиям. Тогда первый раз в еврейской истории было отмечено столь крупномасштабное сотрудничество евреев с врагами собственного народа. Первый раз среди евреев замечено массовое целенаправленное стремление стать гоями.
"Огречевшиеся" были просто убеждены, что барьеры между народом Израиля и гоями это вредный пережиток, т.е. они хотели упразднить отделенное существование еврейского народа.

Предавшие свой народ.
Пророк Зехарья в пророчестве о времени перед Избавлением (глава 14) говорит, что все гои выйдут на решительную битву против Израиля и Иерусалима. В пророчестве есть особенно горький стих: "И Иехуда также будет воевать в Иерусалиме"! То есть, часть народа Израиля будет на стороне гоев, когда те выйдут на войну против евреев. Раши в своем комментарии на этот стих пытается смягчить ситуацию: "Будут вынуждены воевать с Израилем". Но Радак комментирует беспощадно: "И иудеи, которые придут с гоями и будут воевать вместе с ними в Иерусалиме". И в мидраше "Псикта Равти" мы находим: " Сказал раби Шмуэль бар Йицхак - даже те, кто из моей общины (евреи) и присоединились к твоей общине (Гога и Магога) и они будут повержены в день твоего разгрома)".
Феномен евреев, полностью переходящих на сторону врагов народа Израиля, не исчез с окончанием войны Маккавеев с греками и "огречевшимися". Несмотря на блестящую победу, поражение греков и "огречевшихся", восстановление независимости и государственности Израиля, очищение Храма - "огречевшиеся" продолжали активно действовать, и не только в то поколение, но и после него.

Пришло время решения.
История повторяется. Мы подошли к эпохе Начала Избавления и Прихода Машиаха. Постепенно выкристализовываются два лагеря: лагерь евреев, верных Торе и своему народу, и лагерь "огречевшихся". В лагере "огречевшихся" обостряется внутренний идеологический конфликт. "Огречевшиеся" все меньше понимают, зачем им принадлежать к некой отделенной национальной группе, называемой "евреями", вместо того чтобы принадлежать "просвещенному западному миру". Совершенно естественным образом произошло совпадение интересов этих "огречевшихся" и ненавистников Израиля. Столь же естественным образом возникло положение, при котором нет общих интересов и общих целей у "огречившихся" и еврейского народа. И не кажется удивителным высказывание: "Наш регион разделяется теперь по-другому: не израильтяне против всех остальных, а лагерь мира - и евреи и арабы - против всех остальных" (из выступления члена "Шалом Ахшав").
С обострением противостояния лагерей каждый еврей вынужден будет выбрать свое место. Приближаются судьбоносные дни перед полным Избавлением. "И будет, кто останется в Ционе и тот, кто уцелеет в Иерусалиме, назван будет святым" (Йешайаху, 4.3).

Перевод Б.Новака.