Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Это письмо было адресовано одному из учеников йешивы рава Кахане в Иерусалиме, а затем ученика его сына Биньямина-Зеэва в Кфар-Тапуах. Письмо написано в тюрьме "Маасияhу", где Биньямин отбывал девятимесячный срок за "подстрекательство к бунту". Все подчеркнутые в письме слова выделены автором.

25 Сивана 5758 г.

  «Дорогой, милый ...!
 Несмотря на твою "щедрость" в письме и "уступку" с твоей стороны – готовность остаться без ответа, и несмотря на то, что я успел увидеться с тобой в то сжатое время Шабата, когда был "на побывке", тем не менее, мне важно высказаться по поводу твоих слов, тронувших мое сердце.
 Я очень обрадовался тому, что ты сказал о "Дарка шель Тора", так как я знаю – то, что ты написал о недооценке близких нам вещей, – слова правильные и даже естественные. Особенно когда речь идет о самом бюллетене: впечатление, что он предназначен для "простых людей", а наша задача (в лучшем случае...) – лишь распространять его, читать же его ученикам йешивы не обязательно.
 Мало сказать, что простые и основополагающие понятия необходимо укоренять и в йешиве, неоднократно я замечал, что именно простоты не хватает, а ведь простота, естественность и "то, что (казалось бы) ясно любому" – именно это и отличает нас от любой другой йешивы.
 Замечу, что не очень-то удобно говорить так по поводу того, что я сам пишу, но, поскольку ты затронул эту тему, я позволю себе продолжить еще немного в том же направлении.
 Иногда хотят, чтобы я выступил с лекцией в йешиве, но поверь мне, что я трачу гораздо больше сил на статью, чем на подготовку лекции; статьи я вычитываю и редактирую по многу раз, и посыл там получается гораздо более ясным. Если и есть у меня что дать – так именно эти простые и основные вещи, возможностью понимания и разъяснения которых через написанное наградил меня Всевышний, и они по большей части находятся в "Дарка шель Тора" (хотя я и не имею ничего против лекций).
 В этом нет – хотелось бы внести ясность – никаких претензий, просто замечание, которое ты помог мне изложить на бумаге.
 Ты говоришь о случайных попутчиках, которые что-то тебе сказали, "к твоему удивлению", как ты отмечаешь, поскольку ожидал осуждения или кислой мины. Об этом у меня тоже есть что сказать (и даже время у меня есть...): я бы даже немного съязвил (и не принимай это слишком близко к сердцу), что иногда  мы (или некоторые из нас) желаем увидеть кислую мину! Почему? Потому, что это добавляет нам ощущение собственной правоты и важности – факт, что нас ненавидят!.. Верно, в этом есть иногда доля истины, но когда это теряет пропорции, и более того – когда это превращается во что-то, в чем мы заинтересованы, – это извращение (притом сильное). Правильно, не следует постоянно переживать, когда тебя осуждают; верно, честный человек должен быть готов к такой возможности – но отсюда до его превращения в идеал устремлений очень далеко.
 Добавлю: не всегда примирение кого-либо с тем, что он осуждаем другими, проистекает из-за горящего в его душе огня истины, это может происходить и по причине отрицательной – вульгарной гордыни, а иногда и из-за лени. Поясню свою мысль: иногда легче сотрясать воздух "экстремистскими" высказываниями без объяснений с целью "выдать правду-матку" и "плевать на весь мир", чем высказывать те же идеи, но в приемлемой форме, чуть больше работая для этого головой. Вопрос всегда стоит так: намерен ли ты внутри себя действовать убеждением и объяснять, чтобы слушатели поняли и согласились, или же твое намерение – заявить, что "я в порядке, а вы все – нет". Нормальный человек действует по первому варианту. Я намеренно утрирую, чтобы вещи стали более понятными, и считаю, что это весьма важный момент.
 На одной из моих лекций "Учить из прессы" (анализ текущих событий – ред.), после субботы в Кирьят-Арбе, я говорил об этом. Я сказал, что быть того не может, чтобы ты говорил с кем-то и пытался убедить его в правильности нашего пути, а он хотя бы немного не приблизился к лучшему пониманию нашей позиции. Если тебе этого не удалось, надо понять, что изъян в тебе, а не в нем. (Ладно, нередко ты встречаешь упрямых как стенка, которые делают все назло и полны ненависти к нам и т.д.; но я говорю не о них). Ведь вещи, которые мы говорим, настолько ясны и логичны, что нужно быть слепым, чтобы этого не видеть!! Вопрос – понимаем ли мы, что это так ясно. По-моему, здесь, возможно, и кроется проблема. Нам, вероятно, кажется, что это и впрямь истина, но ее трудно объяснить простому человеку, который далек от реалий, и т.д. Но это не так! В наших руках единственное решение, в то время как все остальные уже убедились, что завязли. Наши взгляды не "экстремистские", а простые, как восходящее каждое утро солнце.
 Важно, чтобы эти вещи стали ясны нам. Меньше "экстремизма" ради него самого – больше заботы о том, чтобы истины проникли в народ, о том, как его спасти и как убедить его оставить ложь, отговорки и опору на тех, от кого не придет избавление. Нам должно быть больно, если не удается убедить кого-нибудь в столь понятных вещах.
 Мне ясно, что есть массы, желающие слушать нас и желающие убедиться в нашей правоте, но они боятся всяких вещей: имиджа, что о них скажут, и т.д. Если мы не способны приблизить к себе таких людей – в этом наше преступление.
 Я написал немного длинное письмо, но считаю, что тема заслуживает того. Буду рад, если ты внимательно прочитаешь эти слова».

Перевел: Ш. Ленский
 
  "ЕИ"№58