-
Информация о материале
-
Автор: Биньямин-Зеэв Кахане
-
Категория: Наследие рава М.Кахане
ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ "Б-Г БУДЕТ СРАЖАТЬСЯ ЗА ВАС"?
Несколько лет назад в это время началась (первая – прим. пер.) война
в Персидском заливе. Через два дня после начала войны там на нас начали
падать ракеты.
Все это произошло близко по времени к чтению недельной главы "Бешалах",
в которой есть стих, ставший известным в дни той войны: "Б-г будет сражаться
за вас, а вы молчите!". Многие видели в этих словах символ той войны: израильские
города бомбят, а в ответ – политика сдержанности. Америка, так думали,
уничтожит пусковые установки, и с Израилем все будет в порядке. Воистину,
"Б-г будет сражаться за вас, а вы молчите!". Но если мы внимательно прочитаем
саму Тору, то увидим, что те, кто так объясняли эту фразу, вырвали слова
из контекста и полностью перевернули урок, который мы должны выучить из
чуда рассечения Красного моря.
Время действия, а не молитвы
Сразу же после того стиха написано: "…Что ты вопиешь ко мне? Скажи сынам
Израиля, чтобы они двигались вперед".
Еще до того, как мы видели хоть один комментарий, картина уже другая.
Не имеется в виду: "Б-г будет сражаться за вас, и поэтому вы можете спокойно
сидеть на месте и отдыхать". В том стихе говорится: "Б-г будет сражаться
за вас, если вы докажите, что вы по-настоящему верите в Его возможности.
Поэтому прекратите взывать к Всевышнему, и выполните Его приказ войти в
бурлящее море". И так объяснял р. Авраам Ибн-Эзра: «"А вы молчите!" – против
"И возопили сыны Израиля к Б-гу"». Тому, кому эти слова не понятны, объясняет
комментарий к словам Ибн-Эзра: «Не взывайте больше к Б-гу, чтобы Он сражался
за вас. И не имеется в виду: "Молчите и не воюйте"». В точности наоборот,
чем ошибочное понимание во время войны в Персидском заливе, согласно которому
"молчите – сдерживайтесь". Ибн-Эзра объяснял "молчите – не взывайте
к Б-гу". А что делать? Действовать, веря во Всевышнего. И это, в точности
то, что говорит Раши согласно словам наших мудрецов: "Это учит нас, что
Моше стоял и молился. Сказал ему Всевышний: Не время теперь для долгих
молений, когда сыны Израиля в беде".
Нахшон – вера до конца
Мудрецы рассказывают, что сыны Израиля стояли возле Красного моря, объятые
страхом, и тогда поступил приказ: "Двигаться вперед!". Но никто не отважился
сдвинуться с места. Только один человек, Нахшон, решил принять приказ Всевышнего
без раздумий. Он прыгнул в бурлящие воды, но ничего не произошло. Нахшон
не испугался, он упорно продолжал входить в воду все глубже и глубже. Вода
была на уровне его ног, колен, живота и оставалась на месте. Нахшон
продолжал. Когда вода достигла его шеи, он закричал: "Спаси Всевышний,
потому что дошла вода до горла!". И тогда произошло чудо – море расступилось.
Урок однозначен. Когда была подвергнута испытанию вера Нахшона?
Когда он читал псалмы на берегу? Нет. Даже то, что он прыгнул в воду, не
помогло, пока у него была возможность отступить. Только тогда, когда он
выполнил слово Б-га до конца – было доказано, что Нахшон серьезно верит
в обещанное Всевышним спасение.
Нахшон понял, что говорить "Я верю" и ждать спасения – это не
вера. Всевышний ждет, что мы докажем, что наша вера не ограничивается разговорами.
Как мы это докажем? Посредством того, что мы покажем, что готовы выполнить
приказ Б-га, даже если это тяжело и кажется "опасным".
Вера – это не бездействие
Это ошибка "верующих", которые благословили во время войны в Персидском
заливе "сдержанность". Тот, кто был готов видеть народ Всевышнего, спрятавшийся
за полиэтиленом, в час, когда Голиаф нашего поколения в течение сорока
дней (и тридцати девятью ракетами) оскверняет и порочит Всевышнего и Его
народ, и при этом сдерживался и со словами праведника говорил: "Б-г поможет",
абсолютно ничего не понимает в законах веры.
Молитва? Псалмы? Конечно! Но это не должно быть простой болтовней,
ведь тогда Всевышний скажет: "Что ты вопиешь ко Мне? Что ты хочешь от Меня?
Я готов спасти тебя в любой момент, Я только жду тебя! Если ты действительно
веришь в Меня, сделай то, что Я говорю тебе. Кажется слишком опасным? В
этом в точности и заключается проверка подлинности твоей вере!".
Во время войны в заливе мы не только потеряли силу сдерживания врагов,
но и вновь доказали недостаток веры. Также как мы делаем это, отказываясь
аннексировать территории Эрец-Исраэль и изгнать арабов из нашей страны.
Потому что все это не "политика", а самый основной экзамен веры нашего
поколения и его Избавления.
Опубликовано в бюллетене "Дарка
шель Тора"