Maof

Friday
Apr 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ДЕЯТЕЛИ ИЗРАИЛЯ ВСТАЮТ НА СТОРОНУ НАШИХ ВРАГОВ, ТРЕБУЕТСЯ ЗАНОВО РАССМОТРЕТЬ ИЗВЕСТНЫЙ МИДРАШ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ РАСТЕНИЙ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИХ РАЗНЫЕ УРОВНИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.

       Невозможно больше игнорировать это тяжелое явление, набирающее силу, когда разного рода деятели внутри страны раз за разом мобилизуются для пропагандистской кампании наших заклятых врагов. Что бы ни произошло, эти наши "сограждане" поднимаются и, дирижируемые средствами массовой информации, внедряют подавленность, снижают мораль народа в его войне за существование и продвигают вперед интересы наших врагов. Возникает вопрос: как к ним относиться? "Внутри" они или же "снаружи"?

"ЧЕТЫРЕ ВИДА РАСТЕНИЙ" – ЭТО АЛЛЕГОРИЯ НАРОДА ИЗРАИЛЯ

       Один из известных мидрашей, связанный с праздником Суккот, использует арбаа миним (1), чтобы в образной форме показать единство еврейского народа: «Плод дерева великолепного... – как цитрон, в котором есть и вкус и запах, так и среди народа Израиля имеются люди, у которых есть знание Торы и добрые дела; ветви финиковой пальмы... – как у финика есть вкус, но нет запаха, так и среди народа Израиля имеются люди, у которых есть знание Торы, но нет добрых дел; ветви дерева густолиственного... – как у мирта есть запах, но нет вкуса, так и среди народа Израиля имеются люди, у которых есть добрые дела, но нет знания Торы; вербы речные... – как у ивы нет ни запаха, ни вкуса, так и среди народа Израиля имеются люди, у которых нет ни добрых дел, ни знания Торы. И что для них делает Всевышний? Невозможно дать им пропасть! Поэтому сказано Творцом: пусть все они будут связаны в единое сообщество, и так те искупляют этих» (мидраш Вайикра Раба, 30:12).

       А на фоне тех слов, с которых мы начали: распространяется ли на вышеупомянутых людей сильная взаимная ответственность в еврейском народе, которая нашла свое выражение в этом чудесном мидраше?

ХОТЯТ ОСТАТЬСЯ ВМЕСТЕ С НАРОДОМ

       Самые худшие из евреев, о которых в мидраше говорится "вербы речные" и которым «невозможно дать пропасть» (праведники "прикрывают" их), – это евреи, «у которых нет ни добрых дел, ни знания Торы». Тут и в самом деле идет речь не об "идеальных" евреях, а о таких, кто готовы быть частью клаль Исраэль (всего народа Израиля), быть связанными с ним. И тогда праведники смогут их "прикрывать". Здесь, однако, упаси Б-г, не имеются в виду евреи, "отрывающие" себя от всего народа, презирающие свое еврейство и т.п. – об этом говорили наши мудрецы, что в поколении начала прихода машиаха будут евреи, которые станут проявлять солидарность с врагами и будут к ним присоединяться. Об этих, разумеется, не идет речь в том мидраше.

       Напротив, цельная и глубокая идея этого мидраша такова: с одной стороны, Всевышний не желает уничтожить "плохих" евреев; с другой стороны, имеются в виду лишь те, кто готовы присоединиться ко всему еврейскому народу. Только они удостаиваются того исключительного "прикрытия", какого достойны люди, являющиеся частью общего – народа Израиля.

       Следует знать: их и в самом деле относительно немного, но в каждом поколении были такие евреи, которые сами себя поместили за пределами еврейского сообщества и в глубине души больше идентифицировали себя не со своим народом, а с любым другим (в особенности это справедливо для нашего поколения, последнего перед началом полного Избавления).

ТЕ, КТО ОСТАЮТСЯ СНАРУЖИ

       И поэтому грубую ошибку совершает тот, кто со ссылкой на этот мидраш определяет таких людей как «не имеющих ни добрых дел, ни знания Торы». Несмотря на то, что ветви арава – это и впрямь ивовые ветви, они все же являются частью целого (поскольку без них заповедь арбаа миним не может быть выполнена). Действительно, у них нет ни вкуса, ни приятного запаха – однако и вредного запаха они не источают. "Ивовые ветви" видят себя неотъемлемой частью "четырех видов растений" (т.е. народа Израиля), эти евреи не отменяют уникального характера еврейства, не отказываются от него и не хотят быть как иные народы. Благодаря этому они впитывают в себя вкус и запах других "видов растений". Нам следует также помнить: есть еще и то, что непригодно для арбаа миним. Иными словами, несмотря на то, что никогда мы не рады признать еврея "непригодным", все же имеется некоторое число таковых – и это те, кто находятся вне общины Израиля.

       Народ готов вобрать в себя ("впитать") прегрешения тех, кто входит в него, "прикрыть" их и искупить, чтобы они не пропали из-за своих проступков (но это, как известно, стоит нам многих страданий). Готов их крепко обнять, прижать к сердцу, включив их в свои ряды силой еврейской ответственности друг за друга. Однако народ не может давать свое покровительство тем, кто исключает себя из него и предает саму его суть, его еврейскую сущность и даже обычное желание существовать. Те, кто сами себя выводят за пределы шатра Израиля, останутся – как бы это не было больно – в том месте, которое они избрали.

 
1 арбаа миним – четыре вида растений, которыми совершают в Суккот особые движения с произнесением благословения; включают в себя:
этрог – цитрон;   лулав – нераскрывшийся пальмовый лист;   hадас – мирт;   арава – ива, верба

"ЕИ" №52