КРИТИКА, ОБРУШИВШАЯСЯ НА МОШЕ И АhАРОНА СО СТОРОНЫ ЕВРЕЕВ-НАДСМОТРЩИКОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ – СРЕДИ ПРОЧЕГО – ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ТОГО НАПРЯЖЕНИЯ, КОТОРОЕ СУЩЕСТВУЕТ МЕЖДУ ЖЕЛАНИЕМ " СОХРАНИТЬ ТО, ЧТО ИМЕЕШЬ" И СТРЕМЛЕНИЕМ К ПОЛНОМУ СОВЕРШЕНСТВУ
В конце главы Шмот мы читаем о конфликте между Моше и Аhароном и надсмотрщиками над сынами Израиля. С одной стороны находятся Моше и Аhарон, причем миссия, которую возложил на них Всевышний, кажется чистой воды самоубийством: прийти без приглашения во дворец фараона, властителя враждебной египетской державы, и потребовать, чтобы он отпустил рабов на волю. Но с верой в Б-га они идут и полностью выполняют возложенную на них миссию (согласно традиционному комментарию, все сопровождавшие их старейшины колен Израиля постепенно " отставали" в пути из-за охватившего их страха, пока два брата из колена Леви не остались совершенно одни!). Фараон, однако, полностью отвергает их требование. Проблема в том, что он не только " с порога" отвергает это требование, но еще и объявляет (с тем, чтобы пресечь " ненужные" ожидания и брожение среди евреев) о резком ухудшении условий труда. Им не только придется выполнять жесткие нормы изготовления кирпичей, но и один из необходимых ингридиентов – солому – они будут вынуждены собирать сами!
"ПОЛИЦЕЙСКИЕ" -НАДСМОТРЩИКИ
И тут на сцену выходят " надсмотрщики сынов Израиля" . Из написанного в Торе и из комментариев наших мудрецов мы знаем, что они, в основном, не были плохими людьми; в конце концов они желали облегчить участь несчастных рабов-евреев. Более того, они даже были готовы страдать ради своих братьев, лишь бы в руки избивающих их египтян не выдать тех, кто не выполнял норму. Потому-то «и избивали надсмотрщиков над сынами Израиля» (5:14)! По сути, сами они являлись кем-то вроде руководителей общины, которые, по-видимому, также представляли евреев в общении с властями.
Хорошо знакомые с "правилами игры"и с местом обитания, они не верили ни в "звонки", ни в меры революционного характера. Они были наподобие "комитета рабочих"(точнее, рабов), который хотел немного облегчить тяжелые условия и надеялся на лучшее. В их глазах любой "шум", любая демонстрация, любая встреча с фараоном "не по протоколу"– все это наносило ущерб и разрушало результат их деликатного труда на протяжении многих лет. КАК СЛОН В ПОСУДНОЙ ЛАВКЕ
По этой причине в тот момент, когда им становится известно о деятельности Моше и Аhарона и о ее последствиях, они выходят из себя от гнева. Эти люди резко выступают против двух братьев: Вы новички! Вы авантюристы! «Взглянет Всевышний на вас и осудит – за то, что сделали вы нас омерзительными в глазах фараона и в глазах его слуг, за то, что меч вы вложили в их руки, чтобы убить нас!» (5:21).
Среди прочего тут присутствует соперничество между руководством старым, ратующим за "статус кво", старающимся сохранить свои достижения – пусть довольно скромные, однако достигнутые тяжким трудом, – и между людьми нового типа, которые своими "чрезмерными" требованиями не только ничего не добиваются, но даже наносят ущерб достижениям прошлых лет. С их точки зрения Моше ведет себя подобно слону в лавке, где продают фарфор.
И в самом деле, действительность доказывает, что "полицейские"-надсмотрщики были правы; но это лишь на первый, поверхностный взгляд. Едва покинули Моше и Аhарон фараона, как тут же суровый указ был "спущен вниз", к народу. А кто страдает от этого? Моше или Аhарон? Как бы не так! Надсмотрщики – вот кто страдает! Они были теми, кто получал удары палками за народ, который не сумел выполнить невозможную норму. И все это – из-за безответственности Моше и Аhарона!
Позиция надсмотрщиков казалась верной настолько, что даже сам Моше решил: возможно, они и правы. Так слаба была его убежденность в своей правоте, что он "переболел" в определенной степени грехом безверия, когда стал выражать Б-гу свое недовольство: «Господь! Зачем сделал Ты зло этому народу, зачем Ты послал меня?!»
НЕ БЫВАЕТ БЕЗБОЛЕЗНЕННЫХ ПЕРЕМЕН
И все же… Надсмотрщики оказались неправы! Причина сего, как и извлекаемый из этого урок, – в том, что почти не бывает революционных преобразований или изменений, первые шаги которых не были бы связаны с потерей каких-то достижений! Иногда – это крайне необходимо, т.к. прошлые "достижения" являются достижениями в кавычках: наведение порядка в мелких непринципиальных вопросах, возможно, предназначенное для тушения "горящих" проблем, но по сути закрепляющее печальную ситуацию, и само по себе препятствующее изменению. А иногда надо суметь пережить потерю настоящих достижений (по крайней мере, временно) – когда нет иного выбора и когда это необходимо, чтобы воплотить в жизнь изменения. Ведь всегда тот или иной фараон будет угрожать нам, что если мы не станем сидеть тихо, он отменит достижения – «и вы лишь проиг- раете от этого». Но стоит только поддаться на такие угрозы – как останемся у фараона в неволе и мы, и дети наши, и дети детей наших… до конца поколений!
ГЕУЛА1 – ИЛИ РАБСТВО
НА УЛУЧШЕННЫХ УСЛОВИЯХ
И в заключение: тот, кто хочет преуспеть, – и правило это справедливо в любой сфере – должен принять в расчет, что почти наверняка на первом этапе он окажется в худшей ситуации, по меньшей мере временно. Тот, кто не готов к этому, должен быть готов к тому, что он останется на всю свою жизнь в "египетских теснинах и тягостях"2. Тот, кто стремится к изменениям, должен горячо поблагодарить "хранителей существующего" за их достижения, сказав им при этом: а теперь – идем вперед! Возможно, что часть их достижений, истинных или мнимых, пропадет на время или навсегда. Однако, это – та плата, которую надо уплатить ради достижения великой и окончательной цели. Мы рождены не для того, чтобы быть рабами на улучшенных условиях в Египте; мы рождены, чтобы стать свободными. Мы рождены не для того, чтобы быть обладателями вилл в поселениях, огороженных забором, – наподобие гетто с условиями эйзор питуах алеф3; мы рождены, чтобы покорить и овладеть всей Эрец-Исраэль, свободной от чужих народов и врагов. И если ценой, более или менее временной, будет потеря "приоритетного" статуса из-за отсуствия сотрудничества по требованию властей, либо из-за необходимости собирать солому для кирпичей, – это ст?ящая цена. Ибо мы не рождены, чтобы прозябать в "статусе кво" после того, как нас поставили перед фактом; мы рождены, чтобы воплощать в мире наши намерения!
1 освобождение, избавление
2 на иврите – игра слов: бимцарим шель Мицраим
3 район развития с наибольшими льготами
24 Тевета – 2 Швата 5761 г
"Еврейская идея" №23