-
Информация о материале
-
Автор: Биньямин-Зеэв Кахане
-
Категория: Наследие рава М.Кахане
Суть спора
Разногласия по наиболее существенным проблемам среди евреев Израиля
достигли критической отметки, и это вызывает вопрос: что является
настоящим источником спора между двумя лагерями, и можно ли преодолеть
разрыв между ними? Если мы посмотрим на сегодняшнюю ситуацию, то поймем,
что настоящей проблемой является не то или иное количество спорных тем,
а один принципиальный вопрос, который делает неудачной любую попытку преодолеть
разногласия между лагерями. Проблема – в точке отсчета. Когда исходная
предпосылка разных лагерей была в своей основе одна и та же – помочь евреям
как отдельному народу и сохранить любой ценой еврейскую обособленность,
была возможность жить вместе, несмотря на тяжелые разногласия, и ждать,
пока вторая сторона не поймет, в конце концов, что ее учение ведет к устранению
принципа уникальности еврейского народа. Но в тот момент, когда левый лагерь
дошел до логического завершения своего учения вплоть до непризнания того
факта, что еврейский народ отличается от других народов, мы подошли к разрыву,
который нельзя преодолеть.
Сегодня проблема заключается в том, что целый слой людей, формирующих
в стране "общественное мнение", с откровенным цинизмом и насмешкой смотрят
на все, что имеет связь с иудаизмом, сионизмом или еврейским народом как
обособленным народом. Они вообще не понимают, зачем нужен еврейский народ
со всеми проблемами, связанными с его существованием. А если им непонятно
для чего нужен народ, тогда, конечно же, напрашивается вопрос: для чего
нужно столь проблематичное еврейское государство, которое изо дня в день
вызывает проблемы всемирного масштаба? Быть может, имеет смысл отказаться
от всего.
Движение за уничтожение иудаизма ведет к войне культур
Есть люди, которых удивляют явления, имеющие место в современном
Израиле. Это не только отказ от иудаизма, но и отказ от сионизма. Правда,
еще не появилось серьезное официальное движение, которое выступало бы за
уничтожение сионизма, так как он зашел в тупик, но то, что происходит сегодня
– сознательно или подсознательно – это подготовка почвы для такого официального
движения (а неофициальное уже существует). Недалек тот день, когда будет
создано подобное движение, которое недвусмысленно заявит, что весь сионизм
был одной большой иллюзией, высокомерной и не обращающей внимание на действительность,
мечтой, которая не хотела видеть действительность глазами других, утверждавших,
что эта страна принадлежит им. Поэтому следовало бы принять "смелые решения"
(это что-то напоминает?), собрать чемоданы и оставить арабам эту землю,
относящуюся к огромному арабскому региону, и сказать: мы ошиблись,
прощайте, мы больше не увидимся…
Истина заключается в том, что нет ничего удивительного в движении
за уничтожение сионизма. Можно ли удивляться, что сионизм разочарует того,
кто пришел сюда, взбунтовавшись против иудаизма и продолжая бунтовать в
течение многих лет в попытке создать новую "ивритоязычную культуру"? Можно
ли и в правду так много лет продолжать тащить "сионизм" без иудаизма? До
недавнего времени сионизму, отделенному от источника жизни, еще удавалось
кое-как существовать благодаря каким-то идеалам, которые не давали ему
задохнуться. Однако все это было из-за его определенной связи с иудаизмом
и при наличии возможности того, что разочарование в светском сионизме само
приведет к возвращению к еврейской вере. Но выясняется, что путь намного
сложнее – и он должен пройти по тяжелой дороге полного ухода многих из
сионизма, и это ведет нас к войне культур.
Статья была опубликована в 1995 году в сборнике "Барух ѓа-Гевер
ДАРКА ШЕЛЬ ТОРА
ПЕРЕВОД СТАТЕЙ С ИВРИТА · ВЫПУСК № 569
СУКОТ · ТИШРЕЙ 5766 (ОКТЯБРЬ 2005)