Maof

Friday
Oct 20th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
3700 лет еврейской истории Текст книги любезно предоставлен семьей Новосельских

«Кирьят Арба, она же Хеврон»
     (книга «Берейшит»,
 гл. «Жизнь Сары»)

 Кирьят Арба - Йерусалим
5764 (2004) год

Издание второе, исправленное и дополненное.

Разрешается полное или частичное копирование и перепечатка этой книги только с некоммерческой целью.

Заказы и вопросы будут с радостью приняты по адресу:
 Novoselsky Rakhel
P.O.B. 550
 Kiryat-Arba 90100
или по телефону 02-9963587

Материал, приведённый в этой книге, успел собрать, перевести с иврита и подготовить к печати

Йегуда (Леонид) Новосельский


Эта работа проводилась во благо жителей Города Праотцев.

Издание посвящается светлой памяти Йегуды.

* * *

Картина для обложки выполнена и подарена читателям известным израильским художником и экскурсоводом, создателем музея истории Хеврона,  старожилом хевронского поселения Шмуэлем Мушником, давно ставшим неотъемлемой частью еврейского Хеврона, его певцом и символом.
 

 В Торе написано: "Кирьят Арба, она же Хеврон" ("Берейшит", 23:2), т.е. это два названия одного древнего поселения. Здесь более 3700 лет назад началась история еврейского народа. Наш праотец Авраам, придя по велению Всевышнего в Землю Израиля, дошел до Хеврона и, поняв святость этого места, решил поселиться в нем. Здесь он прожил наибольшее число лет, здесь у него родились сыновья Ишмаэль и Ицхак.
 Однажды Авраам оказался в пещере Махпела, расположенной рядом с Хевроном, и увидел пророческим видением, что в ней похоронены первый человек Адам и его жена Хава (Ева). Авраам ощутил и понял, что в этом месте наш физический мир 'соединяется' с духовным миром. (Корень слова Хеврон на иврите как раз и означает 'соединение'.) Когда умерла Сара, жена Авраама, он купил у местных жителей за огромные деньги саму эту пещеру и участок земли вокруг нее и похоронил в пещере Сару. В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя. В Хевроне долгое время жили и были похоронены после смерти в пещере Махпела сын Авраама Ицхак, сын Ицхака Яаков-Исраэль и их жены Ривка и Лея. (Таким образом, в пещере Махпела похоронены четыре пары наших предков. Кирьят-Арба на иврите - 'городок четырех', Махпела - от корня, означающего 'удвоение'.)
 Когда народ Израиля, после выхода из Египта и сорока лет кочевания по пустыне, пришел в Землю Израиля и завоевал ее, Хеврон и его обширные окрестности достались колену Йегуды. С тех пор и до настоящего времени горный район, простирающийся от Йерусалима до Негева, называется Йегуда (Иудея).
 Около 3000 лет назад, когда Давид был помазан на царство, первую столицу объединенного еврейского государства он основал в Хевроне. Здесь он царствовал более 7 лет, прежде чем завоевал Йерусалим и перевел туда свою столицу. Со времен Давида и до первых веков григорианского исчисления Хеврон был одним из центральных еврейских городов Земли Израиля.
 В конце эпохи 2-го Храма (около 2000 лет назад) царь Иудеи Гордус (Ирод) построил огромное впечатляющее строение над пещерой Махпела, предназначенное для удобства молитв евреев, приходивших в больших количествах к могилам Праотцев. Это единственное в своем роде строение, полностью сохранившееся с того периода до сегодняшнего дня и выполняющее свою первоначальную функцию. (Это еще раз подтверждает слова наших Мудрецов, что все, связанное с Праотцами - с нашими корнями, нерушимо и вечно.)
 Во 2-ом веке н.э. район Хевронского нагорья стал центром еврейского восстания против римлян, жестоко правивших в захваченной ими Земле Израиля. После разгрома восстания Бар-Кохбы, римляне истребили или изгнали почти всех евреев с Земли Израиля. Но все же, немногочисленное еврейское население в тяжелейших условиях продолжало жить на Святой Земле, в том числе - и в Хевроне, на протяжении всех последующих веков. Многие евреи в течение всего периода Изгнания, преодолевая огромные трудности, приезжали со всех концов света для молитвы на месте разрушенного Храма в Йерусалиме и на могилах Праотцев в Хевроне. (Они знали, что молитвы в этих местах имеют огромную силу.)
 Во время властвования в Земле Израиля Византийской империи (5-7 века н.э.), христиане построили церковь на некоторой части внутренней территории строения, возвышающегося над пещерой Махпела. В другой внутренней части строения существовала синагога, где молились евреи. В эпоху захвата Земли Израиля арабами (с середины 7-го и до конца 11-го века н.э.) небольшое число евреев продолжало жить в Хевроне и молиться над могилами Праотцев. С этих времен сохранились свидетельства еврейских путешественников из Европы, которым удалось проникнуть во внутреннюю часть пещеры и увидеть шесть древних надгробий с высеченными на них именами Праотцев и Праматерей.
 Завоевавшие страну в конце 11-го века крестоносцы уничтожали и изгоняли всех "антихристов", в результате чего в Хевроне не осталось ни евреев, ни арабов. Крестоносцы пристроили к зданию над пещерой Махпела крепостную стену с бойницами, а находившуюся внутри здания синагогу разрушили.
 После того, как в конце 12-го века мусульмане разгромили крестоносцев и захватили Землю Израиля, евреи стали постепенно возвращаться в Хеврон. Мусульмане построили внутри строения над пещерой Махпела свои мечети с минаретами, а евреям вход внутрь здания запретили. Евреи продолжали молиться снаружи, у седьмой ступени лестницы, ведущей к восточному входу в здание. Запрет на вход евреев в здание над пещерой Махпела сохранялся при всех правителях на протяжении более 700 лет, вплоть до освобождения Хеврона израильской армией в 1967 году.


Изображение старого города Хеврона на картине 19-го века
Иллюстрация сайта http://www.starkman.com/aviva/AJS/sub/hevronhouse.html


 После изгнания евреев из Испании в конце 15-го века, часть изгнанников добралась до Земли Израиля, и некоторые из них прибыли в Хеврон. Они приобрели большой участок земли в городе и основали на нем еврейский квартал. Он строился в виде большого двора, закрытого домами со всех сторон. В центре квартала располагалась синагога "Авраам Авину" - одна из красивейших в стране в те времена. (Название синагоги связано с легендой, рассказывающей, как сам праотец Авраам пришел в эту синагогу, чтобы восполнить миньян (10 и более евреев) в вечерней молитве Йом Кипур.)
 В еврейском квартале Хеврона жили и умножались евреи на протяжении более 400 лет, до погрома 1929 года. Среди них были многочисленные раввины и мудрецы Торы, написавшие известные книги по иудаизму. Квартал жил насыщенной общественной жизнью: в нем действовали синагоги, йешивы, школы, все необходимые общественные учреждения, в том числе благотворительные, а также торговые лавки, ремесленные мастерские и т.д.
 В 17-18 веках население еврейского квартала постоянно росло, теснота все более увеличивалась, однако евреи не могли строить дома за пределами стен квартала, т.к. это было опасно. Поэтому строительство шло, в основном, вверх, на существующие дома надстраивались дополнительные этажи, так что дома достигали высоты пяти-шести этажей, а между ними оставались узкие улочки. В нижних этажах было темно и душно, люди жили бедно, однако на улицах поддерживались чистота и порядок: все переулки мылись каждую неделю! Несмотря на стесненность в средствах, всякий гость-еврей, приехавший в Хеврон, удостаивался полного пансиона в течение нескольких дней за счет общины.
 В начале 19 века в Хевроне начали селиться хасиды ХаБаДа, прибывшие сюда по указанию своего Ребе Дов-Бера (Среднего адмора). Сам Ребе даже купил комнату, прилегающую к синагоге "Авраам Авину", и основал в ней синагогу ХаБаДа. Позднее хасиды ХаБаДа продолжали прибывать и селиться в Хевроне, и, вплоть до прибытия в 1925 г. литовской йешивы "Слободка", они составляли большинство ашкеназского населения города.
 В середине 19 века теснота в еврейском квартале стала невыносимой, и евреи постепенно начали строить дома за пределами своего 'гетто'. Эти дома были большие и просторные, т.к. строились на свободной площади за пределами старого Хеврона. В 1845 году, по призыву адмора "Цемах цедек" раби Менахема-Мендла Шнеерсона из Любавичей, приехало и поселилось в Хевроне еще несколько семей хасидов ХаБаДа. Среди них прибыла рабанит Менуха-Рахель, дочка адмора Дов-Бера, внучка раби Шнеур-Залмана из Ляд (Старого адмора, Алтер ребе, основателя ХаБаДа). Она, со своим мужем раби Яаковом Кули Слонимом и с детьми, поселилась в новой части города, в доме, названном впоследствии "Бейт Шнеерсон". Менуха- Рахель быстро стала одним из духовных лидеров еврейской общины Хеврона и прославилась своей мудростью и праведностью.
 В 1879 году богач из Турции Миркадо Романо построил большое и красивое здание - "Бейт Романо". Сам Романо не жил в Хевроне, а в своем доме давал приют паломникам и старейшинам еврейской общины из Турции. В этом же доме была основана "Стамбульская" синагога. В 1901 году прибыл в страну Израиля и поселился в "Бейт Романо" известный гаон (гений) рав Хаим-Хизкияhу Медини. Он основал в этом здании йешиву и здесь же закончил написание своего известного труда - талмудической энциклопедии "Сде Хемед". В 1912 году "Бейт Романо" и прилегающие к нему дворы купил пятый адмор ХаБаДа, Любавический ребе Шалом-Бер Шнеерсон. Он основал здесь йешиву "Торат Эмет", ставшую самой большой йешивой ХаБаДа в Земле Израиля. С началом войны в 1914 году турецкие власти экспроприировали "Бейт Романо" и устроили в нем полицейский участок, а пришедшие им на смену в 1917 г. англичане разместили здесь городское управление и полицию.
 В 1893 году, на пожертвования богатых евреев из Северной Африки, рядом с "Бейт Шнеерсон" было построено одноэтажное здание, названное "Хесед Авраам". Оно служило в качестве общинного дома благотворительности: в нем принимали паломников и гостей города, лечили больных и помогали нуждающимся. В 1909 году, на пожертвования евреев Индии и Багдада, был надстроен второй этаж к этому зданию. В 1917 году американская еврейская организация "Хадасса" направила сюда медицинский персонал для расширения лечебницы, и вскоре все здание стали называть "Бейт Хадасса". В нем бесплатно оказывалась элементарная медицинская помощь как евреям, так и арабам, и христианам; врач же приезжал, по мере надобности, из Йерусалима. По соседству с "Бейт Хадасса" был построен большой дом, в котором проживали со своими семьями раввины общины Х.Хасон и Й.Кастель и аптекарь Б.-Ц. Гершон. Теперь этот дом так и называют: "Бейт Хасон"-"Бейт Кастель".
 В конце 19 века в Хевроне проживало около 2500 евреев, что составляло почти 1/4 населения города, однако затем турецкие власти ужесточили свое отношение к евреям. Они не разрешали им, в отличие от арабов, покупать землю, денежные поборы постоянно росли. Во время Первой мировой войны евреи Хеврона, как и все их собратья, жившие в Земле Израиля, претерпевали жестокие гонения от турок, голод, болезни и другие лишения. После победы Британии и установления ее власти в Земле Израиля жизнь еврейской общины Хеврона стала постепенно нормализовываться, однако экономическое положение оставалось тяжелым, и евреи уезжали в другие города и поселения. В результате всех этих событий, еврейское население Хеврона (а вместе с ним - и арабское) сильно сократилось. В 1925 году в Хеврон переехала самая большая в еврейском мире тех лет йешива из литовского городка Слободка (около 200 человек), что вызвало значительное оживление экономической активности в городе. Раввины и учащиеся этой йешивы внесли большой вклад в духовное развитие еврейской общины Хеврона. Накануне погрома 1929 года в Хевроне проживало, включая учащихся йешивы "Слободка", около 700 евреев.
 На протяжении многих веков отношения между евреями и арабами в Земле Израиля то обострялись, то улучшались. В 1925 году британские власти назначили на должность Главного муфтия Йерусалима Эмина Аль-Хусейни. (Он, впоследствии, прославился своими пронацистскими взглядами и тесной дружбой с Гитлером (да сотрутся имена злодеев!)) Аль-Хусейни всеми способами начал разжигать ненависть к евреям среди арабов Земли Израиля, призывал мусульман к активным действиям. Британские власти всячески потворствовали таким настроениям, т.к. неприязненно относились к евреям. В августе 1929 года Аль-Хусейни обвинил евреев в том, что они, якобы, хотят отнять у арабов "мусульманскую святыню" - Стену Плача! Аль-Хусейни призвал арабов к активному протесту, и его призыв был услышан: в разных местах страны начались нападения на евреев.
 Предшествующие годы как раз были периодом достаточно хороших отношений между евреями и арабами Хеврона. У многих из них существовали нормальные соседские, торговые и иногда даже дружеские связи. Когда в разных местах страны начались нападения арабов на евреев, английский начальник хевронской полиции решил разоружить своих подчиненных, "чтобы не раздражать мусульманское население". Для защиты евреев города в Хеврон прибыл небольшой боевой отряд "Хаганы" (еврейской самообороны). Однако представители еврейской общины попросили их немедленно уехать, "чтобы не накалять атмосферу и не провоцировать арабов". Евреи Хеврона верили, что в городе общего праотца Авраама "добрые соседи" арабы не причинят вреда евреям.
 Это была пятница, 23.08.29, 17-й день месяца Ав 5689 года по еврейскому летоисчислению ("ТаРПаТ" в буквенном обозначении). Сразу после отъезда бойцов "Хаганы" из Хеврона закончилась предполуденная "праздничная" пятничная молитва в мечетях, где проповедники призывали к насилию над  евреями. После молитвы арабы стали собираться группами и вооружаться камнями и палками. Они начали нападать на попадавшихся им на улицах евреев и избивать их, ворвались в йешиву, где накануне субботы сидел единственный ученик, и убили его. Британские полицейские равнодушно взирали на эти нападения. Уважаемые представители еврейской общины бросились в "Бейт Романо", где размещались британская администрация и полиция, с мольбами о помощи, однако командующий полицией велел им запереться в своих домах и не предпринимать никаких активных действий. Евреям ничего не оставалось, как выполнить этот приказ и укрыться в своих домах, превратившихся в ловушку.
 В пятницу арабы еще опасались ответа британской полиции, однако вскоре убедились, что она не намерена защищать евреев. Утром в субботу 18 Ава тысячи арабов, вооруженных ножами, топорами, вилами, ломами и другими средствами нападения, двинулись к еврейским домам с криками: "Режь евреев!" и "Власти с нами!". Бесчинствующие толпы, жаждущие крови, врывались в дома беззащитных евреев и безжалостно били, резали и рубили всех без разбора; над многими жертвами погромщики жестоко издевались, прежде чем убить, насиловали женщин и девочек. Душераздирающие крики слышались из еврейских домов, многие евреи взывали о милости к своим, "добрым" еще вчера, соседям и приятелям, но озверевшие арабы продолжали свою кровавую оргию с криками: "Режь евреев!". Погромщики не сжалились ни над раввинами, к которым они приходили за советами, ни над директором банка Слонимом, который давал им ссуды на хороших условиях, ни над аптекарем Гершоном, оказывавшем им медпомощь. Все они, среди многих других, вместе со своими женами и детьми, были зверски изрублены, их жилища были разграблены и разгромлены. Арабы, в своей слепой ненависти, крушили все подряд в еврейских домах и даже разбили полностью все содержимое аптеки. Некоторые евреи пытались сопротивляться, но силы были явно неравными. В то же время, необходимо отметить, что более семидесяти арабов укрыли у себя в домах и спасли около трехсот евреев.
 Британские полицейские в течение нескольких часов "не пошевелили пальцем", чтобы прекратить резню беззащитных людей. Начальник полиции, сидя на коне, равнодушно наблюдал, как рядом с ним убивают двух евреев, искавших у него помощи, - братьев Хайкель. Когда несколько вооруженных арабов, покончив с евреями, с угрожающим видом двинулись в его сторону, "доблестный" английский офицер испугался за свою участь и сделал несколько выстрелов в воздух из пистолета. Звуки стрельбы услышали и остальные погромщики, перепугались и начали разбегаться. Погром прекратился.
 В тот день в Хевроне было убито 59 евреев, еще 8 умерло позже от тяжелых ранений. Всем уцелевшим евреям, среди которых было множество раненых, британские власти приказали покинуть свои дома и собраться во дворе полиции. Оказать серьезную медицинскую помощь раненым было, практически, невозможно, т.к. аптека в "Бейт Хадасса" была уничтожена. Британские власти разрешили устроить только "ускоренные" похороны погибшим, допустив на кладбище лишь десять евреев для молитвы. В отдельной могиле захоронили отрубленные части тел и пропитанные кровью одежду и вещи из еврейских домов.
 Три дня сидели уцелевшие от погрома евреи во дворе полиции под палящим солнцем, без медицинской помощи и почти без пищи. Через три дня англичане приняли решение: пригнали грузовики, погрузили всех евреев и увезли их в Йерусалим... Все дома и имущество евреев стали добычей убийц-погромщиков. Британские власти, получившие от мирового сообщества мандат на управление в Земле Израиля с целью подготовки к созданию здесь Национального дома для еврейского народа, вместо того, чтобы предотвратить погром или, хотя бы, строго наказать погромщиков и помочь пострадавшим евреям возобновить нормальную жизнь, решили выгнать их из своих домов, из своего города! Наградили убийц и наказали уцелевшие жертвы! Арабы праздновали победу: британские власти помогли им ликвидировать еврейское поселение Хеврона - древнейшее в Земле Израиля.
 Изгнанные евреи сразу же начали принимать усилия для возвращения в Хеврон. В этом стремлении они нашли широкую поддержку в народе среди тех, кто понимал, что, кроме непосредственной духовной и стратегической важности проживания евреев в городе Праотцев, нельзя создавать прецедент и показывать арабам (и англичанам), что с помощью насилия можно добиться ликвидации еврейского поселения в Земле Израиля. Весной 1931 г. группа из 35 семей, общей численностью около 200 человек, вернулась в Хеврон. Им удалось, вкладывая огромные усилия в восстановление разрушенного поселения, находясь во враждебном окружении, прожить в Хевроне около пяти лет. Однако на Песах 1936 г., в связи с новой вспышкой нападений арабов на евреев в Земле Израиля, британские власти среди ночи пригнали грузовики и снова устроили трансфер еврейского поселения Хеврона.
 Арабы Хеврона начали планомерное разрушение еврейских домов и кладбища. В 1948 году войска Иордании захватили Иудею и Самарию, затем Иордания аннексировала эти земли, и разрушение еврейского квартала Хеврона было почти завершено. На части его территории был устроен городской рынок, уцелевшие дома использовались в качестве торговых помещений, складов и загонов для скота. Арабы полностью разрушили синагогу "Авраам Авину", а на ее месте устроили загон для овец и ослов. Там, где была женская часть синагоги, они построили общественную уборную, а рядом с ней устроили свалку мусора и бойню скота. Арабы полностью уничтожили древнее еврейское кладбище, а на его месте насадили огород и виноградник и построили дом. Могильные плиты были разбиты и использовались для строительства заборов.
 8 июня 1967 года, на следующий день после освобождения Йерусалима, рано утром, тогдашний Главный раввин Армии Обороны Израиля генерал-майор рав Шломо Горен (благословенна его память) приехал на джипе, вдвоем с шофером, "захватывать" Хеврон. Иорданская армия уже бежала, а арабы города, наслышанные о чудесных победах израильтян и опасаясь мести с их стороны за погром 1929 г., вывесили на домах белые флаги. Рав Горен ворвался в Пещеру Махпела, внес свиток Торы и помолился там (впервые за сотни лет!). (Обычно и само здание, возвышающееся над пещерой, называют "Меарат hа-Махпела" - "Пещера Махпела".) Затем рав Горен объявил, что Хеврон и Пещера Праотцев отныне принадлежат народу Израиля. Однако прибывший вскоре министр обороны Моше Даян возмутился "самодеятельностью" рава Горена и заверил арабов, что Пещера Махпела останется мусульманской мечетью. В последующие годы верующим евреям пришлось постепенно, с огромными трудностями, отвоевывать свое право молиться над могилами Праотцев.
 После освобождения Хеврона от иорданских захватчиков, организовалась инициативная группа из людей, жаждавших возобновить еврейское поселение в этом древнем городе - первой столице Иудеи. Среди лидеров группы были раввины Моше Левингер и Элиэзер Вальдман, адвокат Эльяким Аэцни. Однако правительство, исходя из своих политических соображений, не давало разрешения на возвращение евреев в Хеврон (как и вообще на поселение в Иудее, Самарии и Азе). Тогда члены инициативной группы весной 1968 г. арендовали арабскую гостиницу "Парк" в Хевроне. Накануне праздника Песах в нее вселились десять семей с детьми и множество молодежи, представлявшей самые разные слои израильского общества. Они остались там и после праздника, требуя у правительства разрешение на возвращение в отнятые арабами дома. В еврейском народе во всем мире стала шириться поддержка этого начинания. После того, как поселенцы провели в гостинице несколько недель, правительство, из соображений безопасности, решило перевести их в огромное здание военной администрации (построенное англичанами). Здесь инициативная группа обживалась и росла, были основаны различные учебные заведения и мастерские, рождались дети и прибывали новые семьи. Через два года, под давлением общественности, правительство приняло компромиссное решение построить новый еврейский квартал рядом с Хевроном. Он был назван Кирьят-Арба по второму древнему названию Хеврона.
 Заселение Кирьят-Арба, начатое в 1971 г., осуществлялось государством и проходило очень интенсивно. Она стала первым большим еврейским поселением городского типа на территории Иудеи и Самарии, освобожденной в ходе Шестидневной войны. Здесь были построены многоквартирные дома, в которых часть квартир принадлежит компании "Амидар", а часть находится в частном владении; были основаны разнообразные учреждения просвещения, построена промышленная зона, уже много лет успешно работает научно-технологическая "теплица". В 1980 г. на соседнем холме был основан новый квартал Кирьят-Арба - "Рамат-Мамрэ" ("Гивъат hа-Харсина"). Здесь строительство велось, в основном, частным образом, и также были основаны многочисленные общественные учреждения. В Кирьят-Арба действует свой муниципалитет, есть все необходимое для полноценной жизни, и она продолжает интенсивно развиваться. На начало 1998 г. в Кирьят-Арба проживало около 6 тысяч жителей. Это люди религиозные и светские, уроженцы Страны Израиля и выходцы из многих стран мира, в том числе много русскоязычных репатриантов.


Карта еврейской части Хеврона и прохода в  Кирьят Арба.


 И после основания Кирьят-Арба многие евреи не перестали мечтать о возвращении в древний квартал Хеврона, откуда евреи были с жестокостью изгнаны арабами и англичанами. Однако правительство не было заинтересовано в этом и на все просьбы отвечало отказом. Тогда нашлись люди, решившие взять инициативу в свои руки. Одним из главных действующих лиц в борьбе за восстановление еврейского поселения в старой части Хеврона стал профессор Бен-Цион Тавгер (благословенна его память). Это был известный физик, недавно репатриировавшийся из России. Посетив Хеврон и увидев почти стертые следы еврейской жизни в этом святом месте, он решил посвятить большую часть своего времени восстановлению разрушенного и оскверненного. В 1974 г. Бен-Цион Тавгер, с немногочисленными помощниками-добровольцами, занялся расчисткой и восстановлением древнего еврейского кладбища и погребенных под горами навоза и мусора остатков синагоги "Авраам Авину". Полиция и армия старались прекратить эту работу, профессора Тавгера и его помощников неоднократно арестовывали, однако вскоре он возвращался и упорно продолжал свое дело. (Арабы вначале, практически, не вмешивались, а зачастую даже помогали Тавгеру, чувствуя свою вину за происшедшее. Однако, видя действия властей, они стали при каждом удобном случае забрасывать камнями и работающих, и солдат.) Лишь в 1978 г., в результате напряженной борьбы общественности, после прихода к власти правительства Ликуда, разрешение на проведение раскопок было, наконец, получено. Однако все попытки обосноваться в районе старинного еврейского квартала или хотя бы устраивать молитвы на развалинах древней синагоги заканчивались стычками с полицией и арестами. (Все эти события профессор Тавгер описал в своем дневнике, выпущенном  в виде книги "Мой Хеврон" издательством "Шамир").
 Весной 1976 года, в Пурим, огромная толпа вооруженных арабов шла громить еврейский ресторан (в здании Гутника), где находилось немало посетителей, и угрожала жизни многочисленных туристов и молящихся в Меарат а-Махпела (в этот день прибыло несколько автобусов с ними).
Благодаря мужеству нескольких жителей Кирьят-Арба (в их числе профессор Бен-Цион Тавгер), а особенно беспримерной храбрости Цви Кацовера, погром был остановлен и обошлось без жертв.
Осенью того же года, за день до Йом а-Кипурим, арабы учинили погром в Меарат а-Махпела, расправившись с еврейским имуществом: разорвали несколько свитков Торы (все имевшиеся там), все священные книги, сорвали мезузы, изломали мебель. Уничтожили все! Наказание – и только главари! – получили мизерно малое.
Весной 1979 г., глубокой ночью, группа из десяти женщин и девушек и около сорока детей проникла через заднее окно в полуразрушенное здание "Бейт Хадасса", центральный вход в которое охранялся армией. Власти не осмелились силой изгонять женщин и детей, однако здание и его двор были окружены, и вход внутрь или передача чего-либо без разрешения были полностью запрещены. В тяжелейших условиях, в жару и холод, без отопления, электричества, водопровода и канализации, отрезанные от своих семей, мужественные женщины с маленькими (и даже новорожденным!) детьми прожили около года (!) в полуразрушенном доме. Единственным их требованием к властям было разрешение на возобновление еврейского поселения в Хевроне.
 Учащиеся йешивы из Кирьят-Арба в начале каждой субботы, вечером, приходили к "Бейт Хадасса", устраивали там молитву, "кидуш" (освящение субботы), пели и танцевали. Субботним вечером в начале лета 1980 г. группа ешиботников, направлявшихся к "Бейт Хадасса", была обстреляна из  автоматов  из засады с крыши арабского дома. Шестеро евреев было убито. (За четыре месяца до этого в Хевроне был убит еще один учащийся йешивы.) Только после этой кровавой бойни правительство вынуждено было удовлетворить требованию героических еврейских женщин и многочисленной общественности, поддерживающей их: было получено разрешение восстанавливать старые и строить новые дома на месте древнего еврейского квартала в городе Праотцев.
 В течение последующих нескольких лет проводилось интенсивное восстановительное и новое строительство, в результате чего в Хевроне образовалось пять компактных районов постоянного присутствия евреев (см. ниже).
 После освобождения Хеврона в результате Шестидневной войны 1967 г., верующие евреи вынуждены были постоянно бороться за свое право молиться над могилами Праотцев и Праматерей. Все улучшения условий нахождения и молитвы евреев внутри здания Пещеры Махпела давались израильской военной администрацией лишь в результате самоотверженной борьбы и, как правило, после террористических действий арабов. До 1994 г. евреи и мусульмане могли одновременно находиться внутри здания, иногда даже - в одних и тех же залах. (Единственная, в своем роде, ситуация в мире!)

окончание

Прекрасный Израиль