Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Еще до того, как Ликуд оправился от обрушившегося на него совместного нападения со стороны левых и СМИ с началом избирательной кампании, глава Аводы Ицхак Герцог предоставил ему драгоценный подарок: свое политическое бракосочетание с Ципи Ливни перед телекамерами. Это была первое хорошее событие для Ликуда и Нетаниягу в последние недели

Уже давно в наших местах не было такого смехотворного мероприятия. Оно пролило яркий свет на умение принимать решения главного кандидата левых на пост премьер-министра. Один опрос 10-го телеканала вызвал у него опьянение силой. За 3 месяца до выборов, когда еще ничего не ясно, он уже делит добычу. У него еще нет зеленого понятия, кто пойдет с ним в коалицию, пойдут ли Кахалон с Либерманом с ним или против него, но он уже точно знает, кто сменит его через 2 года в канцелярии премьер-министра.

И что еще более смехотворно: головокружительный подъем Ципи Ливни. Еще неделю назад она со своей партией колебалась на границе избирательного барьера, с трудом получая 3-4 мандата, и вдруг она уже одной ногой в канцелярии главы правительства. Ее и Герцога надменная риторика на транслируемой "свадьбе" создавала впечатление, что выборы уже прошли, народ сказал свое слово и все, что осталось, это делить портфели.

Вновь было доказано, что главный враг политиков - они сами. Нетаниягу выстрелил себе в ногу, назначив досрочные выборы без необходимости; Герцог выстрелил себе в голову, поспешив обручиться с Ливни и побежав "рассказывать ребятам". Нельзя было подождать неделю с объявлением помолвки? По крайней мере на полтора месяца отодвинуть публикацию соглашения о ротации? Ведь даже потенциальные избиратели Аводы спросят теперь себя: не предвещает ли такая поспешность в отношении способности Герцога исполнять полномочия премьер-министра и умения торговаться с арабами и американцами. Как он сможет маневрировать в переговорах по Иерусалиму, если с такой легкостью капитулировал перед властными капризами Ливни?

Кстати, Ливни сама уже как-то шествовала в канцелярию премьер-министра. После отставки Ольмерта в конце 2008г., чтобы избежать досрочных выборов, тогдашний президент Перес поручил ей формирование альтернативного правительства, но она провалилась, а после выборов ушла в степи оппозиции. Казалось бы, она должна была выучить что-то из этого, но, видно, не выучила урок.

Хор СМИ под названием "Только не Биби" посеял и в Ливни опьянение высотой. Она забыла, что народ и СМИ - это не всегда одно и то же. в большинстве избирательных кампаний последнего поколения народ не опустил в избирательную урну бюллетень, который СМИ пихали ему в руку. Хоть у народа иногда проявляется склонность воодушевляться политиками с театральными талантами, но только если спектакль хороший. В ту среду вечером было траги-комическое представление. Начинающий пастушок Ицхак Герцог шествовал со своей свежей подружкой в направлении заката, не посоветовавшись с теми, кого считал овцами.

Настоящий Ликуд

"Из рядов бойцов освобождает только смерть", - писал основатель ЛЕХИ Авраам Яир Штерн в 1932г. Моше Кахалон родился через много лет после этого, но в своей первой политической речи в качестве главы новой партии он распространил это правило и на Ликуд, в котором вырос и сформировался как политик . "Мое мировоззрение по большому счету - это настоящий Ликуд", - сказал он в прошлую пятницу своим сторонникам и объяснил, что настоящий Ликуд - это и болезненные уступки и отступления, если надо.

Несмотря на соблазн утверждать, что Кахалон ошибается и что настоящий Ликуд - это неделимая Эрец Исраэль, надо признать, что Кахалон прав. Настоящий Ликуд никогда не был партией "ни пяди не отдадим". Когда Менахем Бегин передал Синай Египту, он остался верным программе свией партии. Люди не знают или не помнят, но уже 6 января 1977г. - за полгода до выборов и прихода к власти - конференция партии Херут (объединившейся с Либеральной партией в блок Ликуд) решила, что в обмен на "настоящий мир" можно отступить "на Голанах и на Синае". Поскольку "настоящий мир" не стоял тогда на повестке дня, решение быстро забылось, но оно записано черным по белому в газетах и в архивах. "Настоящий Ликуд" образца 1977г. видел в Синае и Голанах разменную карту. Только Иудее и Самарии он поклялся тогда в верности, но и это прошло у него со временем.

Речь тогдашней молодой депутатши Лимор Ливнат на обсуждении мирного соглашения с Иорданией вскрывает большой разрыв между великой мечтой в штабе Ликуда в Мецудат-Зеэв и бедностью деяний там. Хоть то выступление касалось восточного берега Иордана, но при проверке историей он был распространен и на второй берег реки.

"Я признаю", - сказала тогда Ливнат, - "я выросла на стихах "Штей гадот ле-Ярден, зо шелану зо гам кен" (прим.перев. - стихотворение Жаботинского "Два берега у Иордана и оба наши"). Я выросла на вере и мировоззрении, что это наше не в меньшей степени, чем любое другое место в Эрец Исраэль, с точки зрения наших прав и с точки зрения справедливости. Я не изменила мое мировоззрение и мою веру; но никогда - ни в Ликуде, ни в движении Херут - мы не думали, что нади идти занимать Башан, Моав, Гилеад, и смирились с фактом, что они не в наших руках. Сегодня, когда ставится на голосование соглашение с Иорданией, я спрашиваю себя: могу ли своим голосованием утвердить эту ситуацию, может ли из этого слышаться, что я отказалась от той мечты, от той веры, от мировоззрения?" (25.10.94)

Кстати, Ливни забыла. Было время, когда движение Херут агитировало за занятие Башан, Моава и Гилеада, буквально призывало к этому. Это прошло у них еще до появления Кахалона в мире. "Настоящий Ликуд" в самом деле отказался от своей веры и своей мечты так, что почти ничего не осталось от них. Вначале с тяжелым сердцем Ликуд отказался от восточного берега Иордана, затем от большей части западного берега, а сегодня он отстаивает только "поселенческие блоки". Не Хеврон, не Элон-Морэ - только "блоки".

Еще 2-3 года назад и Кахалон держался за мечту, был гораздо правее "настоящего Ликуда". В период "размежевания" критиковал министров, голосовавших за отступление, в мае 2011г. предложил аннексировать Иудею и Самарию, если арабы объявят о создании своего государства, чем разозлил левых. Нахум Барнеа уколол его: "Теперь мы знаем, что Кахалон - смелый министр, без страха и упрека. Осталось только выяснить: является ли он умным министром? О различии между претензиями и возможностями людей, вроде Кахалона, моя покойная мать говорила: большие глаза, но маленький рот".

Так что же все-таки настоящий Ликуд? Партия с большим ртом и маленькими глазами. Выступающие от имени партии все еще придерживаются правой риторики, но корзина их целей опустела. С течением лет партия избавилась от идеи, во имя которой ее отцы-основатели вышли в путь, и от других идей тоже. Сейчас эта партия всего лишь хочет благополучно пережить выборы. Нет перспективы, нет пути, есть, в основном, праймериз, замораживание строительства и Бар-Иланская речь.

В 2009г. Кахалон был против той речи, сегодня он уже за? Кто это, в сущности, настоящий Кахалон?

("Макор ришон" 12.12.2014)


Перевел Моше Борухович
МАОФ