"Сегодняшние опросы - видно, самое лучшее, что случилось с нами за всю избирательную кампанию", - послал мне SMS приятель из предвыборного штаба Ликуда за две с половиной недели перед выборами - тогда блок Авода-Тнуа обогнал по опросам Ликуд на 3 мандата. Как известно теперь, он был прав. Разлагающее самоуверенное спокойствие, поразившее Ликуд на предпоследних выборах, на этот раз поразило блок Герцога-Ливни. Те доверились опросам, предались своим напыщенным речам и поэтому получили шок, когда стали известны результаты выборов.
С другой стороны, Ликуд, скрипя зубами, вышел на бой (при этом острая сабля СМИ занесена над его шеей) и в последнее мгновение преуспел склонить чашу весов в свою пользу. "Целователи мезуз" (прим.перев. - т.е. сефарды-традиционалисты) поспешно были призваны под знамя. Хор Гарбуза грубо оскорбил их, а Нетаниягу обнял их. Читателям газеты "Исраэль а-йом" не понравилась идея, что правительство левых закроет газету "во имя демократии". Пропаганда СМИ голосовать против Нетаниягу подтолкнула израильтян проголосовать против СМИ.
За 8 дней перед выборами у меня было назначено интервью с главой правительства в его резиденции на улице Бальфур. Большинство опросов сулило падение. Теперь уже можно раскрыть, что я ожидал найти огорченного Нетаниягу, возможно, даже депрессивного, но я нашел решительно настроенного премьер-министра. Он больше улыбался, чем гневался. В конце интервью щедро подчинился капризам нашего энергичного и способного фотографа Арика Султана: "Встаньте здесь, встаньте тут". Ощущение было, что положение хоть и трудное, но не отчаянное. "Особенно видно", - прошептал я себе, - "что Биби ведет себя как лидер. Он хорошо выдерживает испытание нервов, делает все возможное, чтобы повернуть колесо".
Разумеется, ему было важно пробить сознание читателей газеты "Макор ришон", многие из которых являются избирателями Беннета. Глава правительства хотел объяснить им посредством интервью, что на этот раз они не смогут позволить себе роскошь проголосовать за партию их сердечных пожеланий. При всем сочувствии к горю руководства партии Байт йегуди, это был легитимный шаг с его стороны. Нетаниягу не атаковал лично Беннета, а только объяснил электоральную ситуацию: если Герцог обойдет на 2-3 мандата, то на него будет возложено формирование правительства.
В идеологической части интервью председатель Ликуда подровнялся под программу Байт йегуди. Он объявил, что Бар-Иланская речь больше не имеет силы, что не будет разрушения поселений и не будет перевода поселений под юрисдикцию ПА. В интервью Ариэлю Кахана за день до выборов он даже заявил о смерти идеи "двух государств". Чего можно было желать еще? В Белом доме объяснили, что речь идет о чисто предвыборной пропаганде. Возможно, они правы, и все же это было важное заявление. Оно отражает скептицизм израильского общества в отношении шансов на мир и сочетается с исторической программой Ликуда против раздела Эрец Исраэль. Бегин-старший смотрит сверху и улыбается.
Кстати, не только Нетаниягу резко сдвинулся вправо во время избирательной кампании. Левые и центр тоже сдвинулись вправо. Почти никто не говорил о мире. Герцог как мог затушевывал свою позицию в отношении Иерусалима, Лапид заявил, что не разделит Иерусалим, Кахалон постоянно декларировал, что относится к национальному лагерю, и даже Зехава Гальон выразила раскаяние по поводу бойкота продукции Голанских высот. Шуламит Алони смотрит сверху и утирает слезу.
("Макор ришон" 20.03.2015)
Перевел Моше Борухович
МАОФ