Они не оставили следов в опросах и не присутствовали в СМИ, но в день выборов избиратели Ликуда массово явились на избирательные участки и подарили поразительную победу. Так правящая партия превратилась в партию протеста
В одном из скетчей юмористической телепередачи "Эрец неэдерет" 2 стратегических советника Дорон Став и Меир Бажарано должны были найти презентора для кемпейна блока Авода-Тнуа. После ночи без сна и бесконечных забракованных идей они находят того, кто поведет кемпейн левых: Биньямин Нетаниягу. Это была сатира, хорошо отражавшая ситуацию в штабах Аводы-Тнуа. Исходной предпосылкой было, что Нетаниягу - самое большое электоральное имущество левого лагеря. Итак на исходе дня выборов выяснилось, что ситуация прямо противоположная - левые являются самым большим электоральным имуществом Нетаниягу.
Образ Нетаниягу с угрожающей физиономией, черного цвета на красном фоне, фигурировал на плакатах с текстом, нацеленным в подбрюшье израильтян: "Только фраер голосует за Нетаниягу". Но в глазах многих представителей израильского общества этот кемпейн зашел слишком далеко и подтолкнул миллион человек вложить в конверт избирательный бюллетень Ликуда. Это был исчезнувший миллион: он не оставил памяти в опросах, не присутствовал в СМИ. Но в тот вторник с увеличивающейся в течения дня мощью потек на избирательные участки и подарил Ликуду самую поразительную за историю этой партии победу.
Эльдад Янив - один из тех, кто разбирается в отрицательных кемпейнах - сказал на этой неделе, что опросы не ошиблись - они были введены в заблуждение: что ядовитая избирательная кампания и беспрецедентные нападки в СМИ вернули избирателей Ликуда к подзабытому поведению - лгать в опросах. Между "бутылочными залпами" и историей Мени Нафтали они решили пойти голосовать, но не говорить за кого. Не рассказывать это даже Биньямину Нетаниягу: в проведенном Ликудом за 36 часов до выборов опросе Нетаниягу увидел только 23 мандата. Сумашедший мир: Израиль - единственное государство в мире, в котором партия протеста - это правящая партия.
Это не случайно, что два на победных торжествах Ликуда больше всего слышалось: "У-а, ма кара, Нуни ахаль ота" (что случилось? Нуни Мозес (владелец крупнейшей газеты "Йедиот ахронот") съел...") и "Да здравствует Сарра (жена Нетаниягу)". Избиратели Ликуда идентифицировали тему выборов: это был референдум об израильских СМИ и их повестке дня. Выборы состоялись досрочно из-за законопроекта о газете "Исраэль а-йом" и их результаты были прямо противоположными повестке дня большинства теле- и радиоканалов и газет, в центре той повестки было слабое звено израильских правых - Сара Нетаниягу.
Парламентские выборы со множеством списков сильно отличаются от контуров, к которым приучены американские советники из двупартийной культуры: важно убедить не центр, а крайности, не большинство, а меньшинства. Этой зимой Биньямин Нетаниягу возродил знаменитую коалицию меньшинств, приведшую его к победе в 1996г.: вязаные кипы, сефарды и репатрианты из СССР с коалиционной поддержкой со стороны харедим. Кажущийся отрыв в опросах направил Нетаниягу на площади, на Юг и в Самарию. Те, кто были свидетелями мощной волны на харедимной улице против левых и за партнерство с Нетаниягу, поняли, что нарративом этих выборов, которые войдут в историю, был слоган Ципи Ливни: "Мы или они". Кто сказал, что у блока Авода-Тнуа не было достижений на последних выборах?
("Макор ришон" 20.03.2015)
Перевел Моше Борухович
МАОФ