Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Благодаря неутомимому Эльаде бар Шаулю, я в прошлую субботу прочитала две удивительные истории, связанные с Авшаломом Файнбергом (да, да, тот самый, из НИЛИ). Дальше – кому интересно – вольный пересказ того, что написал Эльада, и мой небольшой репортаж, включая фотографии (сделанные пелефоном, поэтому качество оставляет желать лучшего)

Авшалом Файнберг, как известно, погиб в 1917 году при нападении бедуинов в Синайской пустыне, когда он и Иосиф Лишанский пытались пробраться к англичанам. Раненому Лишанскому с трудом удалось выжить. Долгое время подробности смерти Авшалома были известны только по рассказам Лишанского, которым не очень доверяли (и даже обвиняли его в том, что он сам убил Авшалома). В более старых книгах было написано , что могила его до сих пор не найдена. Было известно от бедуинов о некой "Еврейской могиле", на которой растет финиковая пальма, но попытки найти ее не увенчались успехом.

Шестидневная война и завоевание Синая открыло новые возможности. Офицер Шломо бен Элькана поставил перед собой задачу найти могилу Авшалома. К его упрямству отнеслись подозрительно, но он заявлял, что видит в перенесении его останков на родину национальный долг. Он смог найти свидетелей нападения бедуинов на Файнберга и Лишанского, с их помощью отыскать могилу, получить консультацию в институте судебной медицины о способах перенесения останков, добиться всех необходимых разрешений и привести рабочую бригаду к "Еврейской могиле". На ней выросла большая пальма, ее корни переплелись с костями похороненного под ней человека и, вероятно, питались его плотью. Пальма эта выросла из фиников, лежащих у него в кармане, а финики накануне дороги он получил от Сары Ааронсон, которую любил.

Когда останки Авшалома Файнберга принесли на ближайшую военную базу, солдаты выстроились, отдавая честь.

А дальше нужно было однозначно доказать, что это именно он. Сломанная косточка пальца - двоюродный брат подтвердил, что когда-то случайная пуля повредила его. Пломбы в зубах. А потом пришла Циля, сестра Авшалома, и попросила посмотреть на скелет. Есть совершенно особая примета – в юности он ударился о железо, и на третьем зубе справа с внутренней стороны осталась выбоина. Все сошлось. Совершенно однозначно было доказано, что останки принадлежали Авшалому Файнбергу.

На горе Герцль были организованы торжественные похороны, на которых присутствовали члены правительства. Последняя дань тем, кого преследовали не только турки, но и, как это всегда бывает в наших палестинах, свой родной истеблишмент.

Это первая история. (Согласитесь, что факт нахождения и однозначной идентификации могилы в синайской пустыне спустя 50 лет вещь достаточно удивительная). А вторая тронула меня не меньше, чем первая.

2 года назад в 2007 году две девочки шминистки (класс йуд бет) написали школьную работу на тему НИЛИ. Романтический образ Авшалома Файнберга особенно впечатлил их. Девочки решили прийти на его азкару, которая благодаря круглой дате – 90 лет со дня гибели, должна быть особенно интересной. Осталось только выяснить, где и когда будет азкара. Но никто ничего не знал. К своему удивлению девочки поняли, что никто не собирается ее организовывать. Тогда они попытались сделать это сами. Но времени на организацию было мало, зимний день холодный и дождливый, и им не удалось собрать даже миньян. Они сами, папа и брат одной из них и случайные люди, которых они собрали на кладбище – вот и все, кто прочитал кадиш по Авшалому Файнбергу вместо государства, которое забыло это сделать.

Девочки не сдались. Этот год – третий, когда они пытаются организовать азкару.

История эта, как я уже сказала, глубоко тронула меня. Я уже давно верю, что и "один в поле воин" и всегда восхищаюсь теми, которые в одиночку, что-то делают - и добиваются. И 25 тевета я поехала на военное кладбище на Горе Герцль. (поскольку я теперь безработная и могу себе позволить вот так взять и поехать).

Благодаря статье Эльады было, наверное, человек сто (очень примерно). Очень милые Шир и Мейрав (так зовут девочек) сказали, что они просто в шоке и не верят своим глазам.







А это сами Шир и Мейрав.

Военный раввинат послал кантора, который сказал кадиш, псалмы и спел "Эль мале рахамим". Все остальное было неформальным. Выступала очень растроганная племянница Авшалома, Тамар, которой сейчас 88 лет, выступал учитель из школы в Ямите и показывал фотографию своих учеников около "пальмы Авшалома" ("мы могли дойти туда пешком"), выступали самые разные люди, которых что-то связывало с образом Авшалома. Люди были взволнованы, а Шир и Мейрав просто светились.



Племянница Авшалома Тамар Эшель. Она рассказывает, что скоро в Хадере в бывшем доме Файнбергов они открывают музей и культурный центр.

Остается добавить, что похоронены Файнберг и Иосиф Лишанский на "хелкат олей а гордом" (повешенных), я лично сидела на бортике между могилами "двух Элиягу" – Хакима и Бейт Цури, членов ЛЕХИ, повешенных в Каире (и много позднее, в 1975 году их прах был перенесен из Египта на Хар Герцль)





(Вопрос в скобках - кто знает, где похоронены остальные - те, кого повесили в Акко. Этим летом мы были на экскурсии в Цфате, и я с удивлением обнаружила, что на кладбище в Цфате. Акко- Цфат, ближний свет. Англичане не разрешили похоронить в другом месте, опасаясь волнений).

Вот такая история. А я снова и снова восхищаюсь вот такими девочками. И всеми прочими, которые в одиночку, зачастую непонимаемые и непринимаемые (опять же НИЛИ) продолжают упрямо что-то делать (и неважно – маленькое это дело или большое). Где-то читала фразу, что история делается "мэйнстримом". Неправда. Историю делают фанатики. "Мукей шигаон а малхут" ("Одержимые идеей царства"). Но это уже мое, слишком далеко уводящее, обобщение.


"Живой журнал" itzhak-imas