Несколько месяцев назад на участке 55 шоссе между поселениями Карней-Шомрон и Кдумим, рядом с арабской деревней Эль-Фундук появился новый памятник. Кто не знает, о чем идет речь, проедет мимо, не обратив внимания. На большом обломке скалы крупными буквами написано имя «Идоди». Помните ли вы трагическое событие?
О его гибели смотрите здесь: http://mangupli.livejournal.com/25656.h
Мать называла его «Мой праведник», друзья и знакомые ласково именовали его Идоди. Он был застрелен арабским террористом из палестинской полиции в деревне Эль-Фундук в ноябре 2007 года, когда вечером возвращался на своей машине с урока по Торе в ешиве Карней-Шомрон к себе домой, в караванчик поселения Шавей-Шомрон, где он проживал, после выселения из Хомеша, с женой Теилой и их двумя детьми.
Идо Зольден – был сыном известного строительного подрядчика из Кдумим Нахмана Зольдана, того самого, кто основал строительную фирму «Кдумим 3000», кто строит дома в районе Хар-Хома в Иерусалиме, в Кирьят-Арба, Кдумим и других местах Иудеи и Шомрона. Идо был идеологом возвращения к еврейскому труду, он основал небольшую строительную бригаду еврейских рабочих и убедил своего отца принять их на работу.Сам он трудился вместе со всеми. Когда отец попытался немного «подкормить» сына, выписывая ему зарплату больше обычной, выяснилось, что Идо, заметив это, раздавал эти деньги всем своим товарищам по работе, не оставляя ничего себе. Он ничего не хотел для себя. В его мечтах были Эрец Исраэль, возрожденный Шомрон, еврейский труд. Он погиб только потому, что был евреем и жил на своей земле.
Неужели уже прошло два года? Сколько событий произошло за это время! Недавно Теhила, вдова Идо Зольдана, вышла замуж. Как страшно говорить «вдова» о девочке, которую я знала с детства. Отец Идо, Нахман, был ее первым сватом и сразу же после похорон пообещал, что подберет ей второго мужа, что и произошло. Пусть они будут счастливы!
Ко дню гибели Идо в 2009 году родители решили поставить памятник на месте гибели сына. После долгих переговоров с представителями армии было выбрано и подготовлено место. Мирьям и Нахман Зольдан отправились на завод в Бейт-Шемеш, чтобы выбрать камень для памятника. Камень был привезен из каменоломни возле Димоны, а обработан на заводе «Шайш Иерушалаим» возле Бейт-Шемеша. Важно отметить, что на этом заводе используется только еврейский труд. Отец хозяина завода репатриировался в конце прошлого века из России, лелея мечту о создании чисто еврейского предприятия. Идо Зольдан искал не только еврейских рабочих, но и предприятия, на которых строительные материалы производятся лишь еврейскими руками. Точно также поступал Акива Вайс при строительстве первых домов Тель-Авива… Идо нашел завод в Бейт-Шемеше, но не успел лично познакомиться с его хозяевами. Вскоре после того, как он переговорил с ними по телефону, Идо был убит. Когда сыновья хозяина завода услышали, для какой цели требуется камень, они отказались принять деньги, заявив: «Пожертвовать камень для такой важной цели - большая честь для нас!»
В этом году после «азкары» на кладбище в Кдумим в день гибели Идо процессия пешком отправилась в Эль-Фундук на торжественное открытие памятника.
А на прошлой неделе был праздник Ту би-Шват. Деревья и цветы сажали по всему Шомрону. Одним из мест посадок этого года стала площадка перед памятником Идоди. На фотографиях можно увидеть председателя местного совета Кдумим, семью Зольдан и жителей Кдумим. Надеюсь, что это место станет небольшой сосновой рощей.
Дома, которые строил Идо, деревья, которые сажают на месте его гибели, люди, сажающие их – все это воплощенные в материю знаки возрождения Земли Израиля, знаки возрождения народа, соединившегося со своей Землей. К сожалению, часто - политой кровью ее сынов и дочерей. Слишком часто.
(на фото- Нахман Зольдан, Мирьям Зольдан - отец и мать)
Что еще можно добавить? Небольшая историческая справка об этом месте.
Деревня Эль-Фундук известна в еврейских источниках как поселение времени Мишны и Талмуда. Слово «пундак» означает придорожную гостиницу.
В Иерусалимском Талмуде говорится о «двух Пундакаот», то есть двух поселениях с аналогичным названием, одно из которых ассоциируется с современным Эль-Фундуком. В те времена в наших местах проживало в основном самаритянское большинство, так что не исключено, что деревня не была еврейской, но если двинуться назад по временной шкале, то перед нами предстанет совсем другая картина. Большинство нынешних арабских деревень Шомрона сохранили еврейские названия поселений периода Первого Храма, сохранившиеся и в архиве остраконов, найденных в Себастии – столице Израильского царства Шомроне. Соседняя с Эль-Фундуком деревня Фарата также известна из ТАНАХа как место, где проживал один из Судей Израиля – Авдон бен Хилель (Суд.12, 13).
(Photos by Shoshana Ilan, Kedumim.)
"Живой журнал" aviezer