11 Адара исполняется 90 лет падения Тель-Хая и гибели 6 из его поселенцев во главе с Йосефом Трумпельдором. Историю поселения Тель-Хай все мы знаем еще с детского сада, и все же важно изучать ее вновь и вновь, потому что есть в ней уроки для поколений, вплоть до наших дней, и самый главный из них: поселенчество определяет границы, не наоборот.
Израильская общественность в истории Тель-Хая почему-то любит фокусироваться на других вопросах: мужестве и стойкости поселенцев-защитников Тель-Хая. Не уменьшая важности военной борьбы, самая важная фраза, сказанная Трумпельдором, была не "Хорошо погибнуть за Родину", а "Там, где пройдет крайняя борозда еврейского плуга, пройдет наша граница".
В начале двадцатых годов 20-го века находились Тель-Хай, Метула, Кфар-Гилади и Хамра – 4 уединенных еврейских поселения – в гуще враждебного арабского населения Галилеи. Мы сказали "поселения", но количество поселенцев в каждом из этих поселений (которые формально были "мошавей овдим" – рабочие мошавы, своего рода кооперативы) было поразительно малым: в Кфар-Гилади и Тель-Хае – по 17 человек, в Хамре – 14. С трудом дотягивает до одного "незаконного форпоста" в Иудее и Самарии. Одиночки на переднем крае.
Политическая ситуация в районе была запутанная. Согласно соглашению Сайкса-Пико, тайно подписанному между Англией и Францией в 1916г. В разгаре Первой мировой войны, были определены будущие границы между английскими и французскими частями в Сирии и Эрец Исраэль. Эта линия была подтверждена, с небольшими изменениями, в соглашении, подписанном в сентябре 1919г. 4 еврейских поселка были включены во французскую территорию.
Арабы, видевшие в Северной Галилее часть арабского пространства с центром в Дамаске, начали ряд бунтов. Часть нападений были направлены против христиан в Южном Ливане, а часть – против еврейских поселений, которые воспринимались арабами как союзники французских властей. Вследствие этих нападений 5.01.20 были вынуждены крестьяне Метулы временно оставить свой мошав. И Хамра была оставлена.
Жители Кфар-Гилади и Тель-Хая решили не идти по следам своих соседей, а остаться в своих поселениях и защищаться. Арабские нападения усилились. Два жителя Тель-Хая – Шнеур Шапошник и Аарон Шер – были убиты во время двух нападений. Первые еврейские погибшие бойцы на земле Верхней Галилеи.
Еще до того решило сионистское руководство послать подкрепление из Иудеи в Галилею и поставило во главе отряда особенную личность – Йосефа Трумпельдора, первопроходца и сиониста, служившего ранее в царской армии в России. Во время русско-японской войны 1904-5 годов он потерял руку и был удостоен офицерского звания и высших военных орденов. Во время Первой мировой войны вместе с Зеэвом Жаботинским был среди создателей еврейских батальонов в британской армии и был заместителем командира транспортного отряда.
В Хануку 5680г. прибыл Трумпельдор в Тель-Хай и принял командование над районом.
"Оккупация" в Галилее
Вследствие растущего напряжения в Верхней Галилее собрались 3 Адара, за неделю до боя, члены "временного комитета", возглавлявшего сионистки настроенное население Эрец Исраэль, на обсуждение судьбы Тель-Хая. Спор был острым. Зеэв Жаботинский, друг Трумпельдора со времен создания еврейских батальонов, призвал к одностороннему отступлению из Галилеи: "Я думаю, что все находящиеся в районе французского влияния должны отступить… Мы не организованы. У нас нет упорядоченной организации. Хоть есть у нас комитет с делегатами, но и у него нет никакой программы. Кто поможет всему этому важному вопросу?... Вы должны сказать товарищам: вернитесь оттуда и стройте существующее".
Бен-Гурион, напротив, представлял твердую позицию, отвергающую отступления: "Говорят: это арабский вопрос, это дипломатический вопрос (проблема). Но вопрос не дипломатический и не арабский. Вопрос только сионистский и очень серьезный. Потому что вся Верхняя Галилея, а не только маленькое поселение, - под опасностью быть потерянным для еврейского народа… Если убежим от грабителей, мы будем вынуждены так не только оставить Верхнюю Галилею, но всю Эрец Исраэль".
Особенно интересны слова лидера движения Ахдут-Авода Ицхака Табенкина, который был гостем на том собрании. Его слова слышатся как будто сказаны на этой неделе, а не 90 лет назад: Надо отметить факт, что есть арабская вражда против нас. Арабский крестьянин видит в нас захватчиков, удачных или не удачных. И мы защищаем себя против этих ненавистников, и необходимо, чтобы араб знал, что мы защищаем себя и что невозможно отобрать у нас что-либо… Для нас, евреев Эрец Исраэль, это ясно. Для нас нет границ. Вопрос защиты Верхней Галилеи – это не только местный вопрос, но вопрос, который имеет значение для всей Эрец Исраэль. Если падем там – падем до пустыни… И я говорю, что для того, чтобы оставить Тель-Хай и Кфар-Гилади, нужно мужество, потому что это будет первое отступление".
Факт на местности победил
Через неделю после бурного обсуждения во "временном комитете", 11 Адара 5680г. преуспели арабы хитростью ворваться внутрь Тель-Хая. В перестрелке погибли 5 человек. Трумпельдор был смертельно ранен и эвакуирован в Кфар-Гилади. По пути спросил его врач о самочувствии и они ответил ставшей известной фразой: "Эйн давар. Кедай ламут лемаан а-Моледет" (Ничего. Стоит умереть за Родину), которая вошла в историю как "Тов ламут беад Арцейну" (Хорошо умереть за нашу Страну), и закрыл глаза.
Остальные защитники не сложили оружие. Они продолжали сражаться с высшим мужеством и отбросили толпу погромщиков, ожидавшую за забором. После тяжелого боя перебрались защитники Тель-Хая в Кфар-Гилади. Через два дня жители обоих поселков были эвакуированы.
Через полгода 23 Тишрей 5681г. (осенью 1921г.), после того, как французы подавили арабские бунты, вернулись поселенцы в Тель-Хай и Кфар-Гилади. Через несколько дней поднялась группа и в Метулу.
В те дни осени 5681г. была заново проведена граница между британскими и французскими подмандатными территориями. Благодаря борьбе еврейских поселенцев и их возвращению в свои поселения согласились французы включить 4 этих поселения в территорию британского мандата. Это был первый и последний раз, когда сионистское руководство смогло превратить военное поражение в политическую победу. С тех пор до сегодняшнего дня тенденция обратная: каждая военная победа переводится в политическое поражение.
Подход, заключавшийся в том, что граница будет определена бороздой плуга, был мировоззрением формировавших возобновлявших еврейское заселение и поселенчество в Эрец Исраэль в последние 100 лет до наших дней. "…Стойкая оборона отдельных поселений на севере, в сущности, вернула нам долину Хула, источники Иордана и другие районы в пределы национального очага", - подытожит после эту историю книга "Толдот Хагана" (стр.585). "Если бы не оборона Тель-Хая, нет сомнения, что и они остались бы вне, как остались, к большому вреду и сожалению, низовье реки Литани и река Ярмук. Никакие дипломатические переговоры не смогли бы сделать то, что сделала сила фактов по защите Верхней Галилеи…"
("Мацав а-руах" 19.02.10)
Перевел Яков Халфин
МАОФ