Макор ришон 7.08.2010
Что вы подразумеваете под «сионизмом»?
На этой неделе на Эйлат падали «катюши», ливанская армия обстреляла Израиль и убила нашего офицера, и все это перемешалось у меня с очередными разговорами в прессе про «обновление сионизма».
«Обновление» - это звучит так соблазнительно, так верно… Было бы не лишне вернуться к самим основам классического сионизма и найти в них ответы на наши сегодняшние вопросы. Да и сам сионизм - что это, если не обновление? Ведь сионизм вернулся к основам двухтысячелетней давности, основам, без которых иудаизм из образа жизни народа мог бы выродиться в оторванную от мира религию. Именно пересмотр основ, совершенный сионизмом, вернул еврейский народ – именно как народ - на арену истории.
Вопрос, однако, заключается в том, достаточно ли нам сегодня лишь поверхностных изменений и обновлений. Будет ли эффективным наше старое оружие, даже если мы почистим его от ржавчины? Вызван ли наш нынешний кризис одной только «усталостью» или все же необходимо вернуться назад и пересмотреть сами принципы, на которых был выстроен старый добрый сионизм?
Когда меня спрашивают, принадлежу ли я к религиозным сионистам, то я отвечаю: «К религиозным? Конечно, нет! К сионистам? А это зависит от того, что вы под «сионизмом» понимаете». В любом случае, эти термины - «религиозный» и «сионистский» - по сути своей противоречат друг другу. Чтобы не путаться с терминами, скажу просто: я - еврей. Я связан со всеми этапами еврейской истории - от Авраама и до наших дней. Связан я и с сионизмом как новейшей частью еврейской истории – без него не было бы у меня своей суверенной страны. Эта цель сионизма достигнута, и современная задача состоит в том, чтобы из всех форм еврейского бытия и традиций найти необходимые для охраны, развития и раскрытия смысла нашего новообретенного суверенитета.
«Катюши» и интересы террористов
Уже давно «катюши» стали для нас рутиной. Я только тревожно просматриваю статьи, нет ли пострадавших. Меня тошнит от комментаторов, рассуждающих, почему именно эти террористы именно сейчас решили нас обстрелять и почему они сделали это именно так, а не иначе, Какое мне дело до частных интересов этих бандитов? У всех у них есть один главный интерес: они не могут смириться с основным достижением сионизма – суверенной еврейской властью.
Еще в феврале 1947 года в связи с решением британского правительства передать вопрос о подмандатной Палестине в Организацию Объединенных Наций, министр иностранных дел Британии Эрнст Бевин так описал членам парламента суть еврейско-арабского конфликта: “Для евреев главное - это создать суверенное еврейское государство. Для арабов главное - препятствовать установлению еврейского суверенитета над какой бы то ни было частью Палестины”. Враг сионизма, поддерживающий ограничения «Белой книги» на въезд евреев в Палестину, Бевин четко объяснил в 47-м году то, что происходит с нами и сегодня.
Как же мы решаем эту проблему? И почему сегодня, спустя 63 года, когда у нас есть самая сильная армия на Ближнем Востоке, проблема так же далека от решения, как и раньше?
Земля и власть
В нашем противостоянии с арабами, в какую бы одежду они ни рядились – Хизбалла, Хамас, Ливан, Египет, - есть две козырные карты, обеспечивающие выигрыш. Первая карта называется «земля», вторая – «власть». Как только арабы будут уверены в том, что стреляя в евреев они лишатся того или другого, стрельба закончится и наступит мир. Действует это очень просто. Разрушение инфраструктуры чувствительно для арабов, но, в конце концов, разыгрывая эту карту в «информационной войне» они больше выигрывают, чем теряют. Людские потери их и вовсе не волнуют, они оборачиваются для арабов еще большим пропагандистским выигрышем. И только две упомянутых козырных карты могли бы решить проблему. Мы с нашей мощной военной силой технически легко могли бы таким образом наказывать их за агрессию, и тогда конфликт бы быстро закончился.
Сами арабы используют именно эти средства. Во-первых, они все время требуют землю («территории»). Во-вторых, они угрожают власти. Например, недавно Саиб Арикат, отвечающий в ПА за переговоры с Израилем, встретился с представителем оппозиции Рамоном, угрожая при этом власти правящей израильской коалиции. Мы же оставляем эти оба этих козыря противнику, и тогда все, на что способна наша оснащенная по последнему слову техники армия, это просто замедлить арабское наступление. Мы продолжаем действовать так же, как во времена британского мандата и доклада Бевина.
Почему мы не используем эти козыри?
Но почему мы не используем эти козыри, почему не наказываем арабскую агрессию лишением их земли и власти? По той же причине, что американцы не делают этого в Афганистане. По международным законам справедливо наказывать агрессора. Законно, если в результате развязанной им войны он лишится части своих земель, которые отойдут к тому, на кого он напал. Но на практике этот закон работает далеко не всегда. Чтобы страна-победитель присоединила к себе земли, которыми раньше не владела, чтобы она смогла изгнать врага и распространить на новые территории собственный суверенитет (как, например, Израиль на Голанские высоты), нужны более сильные основания, чем просто желание наказать агрессора. Для того, чтобы так поступить, мы должны быть сами твердо уверены, что земля эта принадлежит нам по праву. Такую уверенность нам может дать только связь с нашими еврейскими корнями.
Если бы израильские лидеры дали понять всему миру, что народ Израиля имеет право на всю Обетованную Землю, и что тот, кто развяжет против Израиля войну, будет побежден и лишен земли и власти, то тогда это создало бы симметричную угрозу против арабов – угрозу, которая сегодня отсутствует. Подобная симметрия привела бы к настоящему миру и спокойствию в регионе.
Но в сегодняшнем понимании сионизма, при котором государство необходимо только для спасения жертв антисемитизма, только для того, «чтобы Катастрофа не могла повториться», о нашем моральном праве на Землю Израиля никто и не заикается. Турки могут позволить себе мечтать о Великой Турции, разрешено это и сирийцам, да и египтяне, иракцы и иранцы – все они открыто лелеют мечту об увеличении страны за счет своих "исконных территорий". И только евреям нельзя даже и помыслить о своей по-настоящему исконной земле – о секторе Газа. Наоборот, всю свою энергию мы тратим на установление чужой власти в тех частях Земли Обетованной, которой мы уже владеем. И если скоро ракеты начнут падать на Тель-Авив, то даже и тогда нам не придет в голову занять сектор Газа или вернуться в Южный Ливан.
Сионизм «убежища» достиг цели, что дальше?
Сходная ситуация сложилась и с другими, не менее важными проблемами: образовательными, социальными, экономическими. Сионизм провозглашает главной целью национальное возвращение и обретение суверенитета в Стране Израиля не по праву гордых наследников своего народа, а по праву самообороны жалких гонимых беженцев. Сионизм до сих пор видит в государстве Израиль только лишь «государство-убежище», а вовсе не средство для достижения высоких национальных целей и выполнения исторических задач еврейского народа. Пока главной целью сионизма будет «нормализация» («стать как все другие народы»), пока мы будем стесняться своего еврейства и во что бы то ни стало выпрашивать признание со стороны соседей и других народов, у нас не будет стимулов и средств, чтобы наладить собственное полноценное национальное бытие и решить стоящие перед нами проблемы.
Именно тот самый узко понятый сионизм «нормализации», который помог нам создать государство, сегодня сам подталкивает это государство к пропасти. Это не бегство от сионизма, как кажется со стороны. Мы движемся в том же самом направлении, что и раньше, просто после того, как мы достигли промежуточной цели, построив «государство-убежище», прежняя дорога уже не приводит, а уводит нас от цели. Парадоксальным образом, чтобы продолжить дело сионизма, необходимо вернуться к его основополагающим принципам и пересмотреть их, задаваясь вопросом: «Государство мы уже построили - а зачем? Что дальше? Каково место этого государства в многотысячелетней еврейской истории?».
Тот, кто скользит по поверхности и считает, что никаких глубоких исправлений не требуется, кто думает, что он легко сможет преуспеть с теми же самыми инструментами, которые подвели многих более достойных людей до него - тот просто убегает от трудностей, а не борется с ними.
Перевод сайта «Еврейское руководство» http://russian.manhigut.org/
Перевод опубликован на сайте zman.com