Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Исключительная демонстрация мощи и единства прошла в воскресенье на этой неделе в Гейхаль Шломо в Иерусалиме. Десятки раввинов, членов Кнессета и общественных деятелей всех цветов правого и религиозного спектра сомкнули ряды и сидели рядом на мероприятии протеста против попыток мешать евреям подниматься на Храмовую Гору в Суккот. От рава Исраэля Ариэля до рава Юваля Шерло, от депутата Кнессета Ури Орбаха до депутата Кнессета Михаэля Бен-Ари. От рава Нахума Рабиновича до рава Михаэля Йосефи. От депутата Кнессета Ципи Хотовели до депутата Кнессета Арье Эльдада. От рава Яакова Медана до рава Реэм а-Коэна. И многие другие. Похоже, что попытка помешать евреям подниматься на Храмовую Гору объединила на мгновение всех национально мыслящих, в сердце которых еще бьется еврейская душа.

Возможно, что-то хорошее происходит по отношению к Храмовой Горе. Возможно, что процесс, поднявший Меарат а-Махпела на высоты еврейского сознание, происходит на наших глазах по отношению к Храмовой Горе. Никто не помнит это сейчас, но до того, как начала витать опасность закрытия Меарат а Махпела для арабов (вследствие стрельбы Баруха Гольдштейна) широкую общественность не интересовало место погребения наших праотцев. Сегодня Меара привлекает национально мыслящую традиционалистскую, религиозную и харедимную общественность, массово прибывающую на могилы праотцев. Еврейские праздники и субботы Хеврона (недельная глава "Хаей Сара") приводят в Хеврон десятки тысяч посетителей. В Холь а-Моэд Суккот, когда Храмовая Гора была закрыта для евреев, десятки тысяч привычно посетили Меарат а-Махпела. Речь идет о более сложном мероприятии, чем подъем на Храмовую Гору в Иерусалиме – и все же был найдены условия для разделения между евреями и арабами. Значительное количество прибывающих в Хеврон "успокаивает" арабов и они воздерживаются от провокаций. А ведь в Меарат а-Махпела есть вроде бы все причины для арабских провокаций. Ведь там была стрельба по арабам, и это (страшно сказать!) "территории". И речь идет о месте погребения отца Ишмаэля (который является сыном Авраама). В отличие от Храмовой Горы, к которой арабы не имеют никакого отношения, у Меарат а-Махпела есть у арабов хоть какая-то связь. И все – там спокойствие, а на Храмовой Горе – шум. Почему? Потому что туда евреи прибывают в массовом порядке, а что касается Храмовой Горы, то еще есть раввины, запрещающие туда подниматься.

"Интересно, что сделает полиция, если нас тут будет тысяча человек?" – спросил один из участвовавших в восхождении на Храмовую Гору в группе, которую я вел. "Они будут охранять порядок", - ответил я ему. – "По своей природе полицейский призван охранять существующий порядок. Если есть сейчас на Горе тысяча арабов и 50 евреев, то арабы – это "существующий порядок", а ты – "провокатор", "подстрекающий фактор", "создатель проблем". Абсолютно не важно, что педантично соблюдаешь закон. Ты – исключение, и охрана порядка фокусируется на тебе. Когда тут будет тысяча евреев, будет то же самое – но наоборот".

Ему понравилось то, что я сказал, но, по правде говоря, действительность сложнее. Одна из главных причин, из-за которых круг поднимающихся не расширяется  в желательном темпе, - это унижающее поведение полиции. Есть достаточно доказательств тому, что полиция так ведет себя преднамеренно, чтобы другим евреям не захотелось подниматься на Гору.

Легко жаловаться на полицию. Не только потому, что эти утверждения оправданны, но и потому что есть "теплый" секторальный консенсус в отношении того, кто хорошие, а кто плохие парни в этой истории. Гораздо труднее с проблемой раввинов, которые все еще запрещают (подниматься на Храмовую Гору). С теми из них, кто делает это в уважительной манере с уважением к тем раввинам, которые разрешают подъем, - невозможно и не нужно спорить. Но есть и другое отношение. "Поднимающиеся на Храмовую Гору – это "лисы, губящие виноградник", - сказал рав Авинер в интервью сайту газеты "Йедиот ахронот" ynet перед конференцией в Гейхаль Шломо. Я сидел там и смотрел на плотные ряды талмидей хахамим. На рава Лиора, на рава Рабиновича, на рава Медана – около тридцати раввинов первой линии, которых рав Авинер называет в СМИ "лисами" и никто не возмущается этим.

("Макор ришон" 30.10.09)

Перевел Яков Халфин
МАОФ