Для еврейского лидера, живущего в какой бы то ни было точке Земного шара, будь то в галуте или в Эрец Исраэль, и в любую эпоху, тестом проверки на вшивость являются слова Мордехая, обращенные к Эстер, ставшей царицей: "Не думай, что ты спасешься в царских хоромах от еврейской судьбы. Если промолчишь, освобождение и спасение придут к евреям из другого источника, а ты и твой дом будут разрушены." В книге "Симхат моадим" приводится толкование одного равинов, основоположников вижницкого хасидизма этого отрывка: "Ты, Эстер, праведница, но если будешь бездействовать, то встанут евреи, сбросившие с себя бремя Торы и мицвот, и они-то и спасут народ. Но при этом будет много разных побочных плохих (прим. - непредвиденных и неуправляемых) последствий, как то: разрушение династий и школ праведников, следствием чего явится падение духовного уровня еврейского народа". Другие толкования того же времени объясняют это иначе: "Невозможно представить, что для такой праведницы, как царица Эстер страх за личную судьбу играл какую-то роль. У нее был идеологический спор с Мордехаем. По ее мнению, если просто наивно полагаться на Вс-вышнего и ничего не делать, то у Вс-вышнего не останется никакого выхода, как послать Машиаха и тем самым Самому решить все проблемы евреев до конца времен. Мордехай же считал, что необходимо действовать." Подавляющее большинство представителей этого направления в комментировании считало, что права Эстер.
Этот спор продолжается до сих пор, и отголоском его было поведение определенной части духовных лидеров еврейства как при зарождении сионизма и в период Катастрофы, так и жителей Гуш Катифа, и по отношению к Храмовой горе и к Храму. "Владыка Мира, это то, что ты нам даешь?!" - взывали многие крупные раввины, услышав о Декларации Бальфура. Санский ребе, увидев советские танки, входящие в Освенцим, заплакал: "Владыка Мира, это то, что ты мне дал?" По рецепту царицы, как они это понимали, Вс-вышний в сопровождении легионов ангелов должен был спуститься освободить их и принести в Святую Землю А тут - Иван на танке! На самом деле был здесь голос Вс-вышнего, но его надо было услышать и понять.
Был у меня когда-то знакомый. Хозяин бухгалтерской фирмы в Бней-Браке. Как и Санский ребе, он был выходцем из Венгрии. Блондин с голубыми глазами. Во время Катастрофы он раздобыл фальшивые документы, и выдавал себя за гоя по имени Ласло. В один действительно прекрасный прекрасный день Советская армия вошла в Венгрию. Лозунгом красноармейцев в Европе было: "Давай часы, давай пальто!" Бои за Будапешт были жестокими. Несмотря на конец войны, немцы упорно защищали каждую пядь. Местное население, в том числе и этот мой знакомый, пряталось в подвалах. Когда наступило затишье, он, по просьбе соседей по убежищу, осторожно вышел наверх, непрерывно оглядываясь, и вдруг почувствовал между ребер дуло автомата. "Обидный конец. Всю войну продержался, и так нелепо умереть?" Он уже приготовился читать "Крият Шма", и вдруг, как голос Вс-вышнего, сопровождаемый хором ангелов, услышал: "Давай часы, давай пальто!" Он зарыдал от радости. Снял часы, одел на руку освободителю, аккуратно сложил пальто, положил в его вещмешок, и зачем-то дал еще и кошелек, хотя солдат об этом не просил. Он еще долго и горячо жал освободителю руку, плакал, и говорил: "Спасибо, человек!" А тот взирал на него с раскрытым ртом и вытаращенными глазами.
И еврей, именуемый себя Ласло, понял глас Вс-вышнего: "Начинается новая и счастливая жизнь! Можно отдать часы и пальто, и живым идти домой!
К сожалению за последние сто лет истории еврейского народа подавляющее большинство раввинского истеблишмента вело себя так, как будто ожидая, что наградой за их бездействие будет новое Откровение. И в результате поднялись евреи, сбросившие с себя бремя Торы и мицвот, и достались им ведущие позиции во главе еврейского народа Эрец Исраэль и диаспоры, потому что свято место пусто не бывает. Династии школ праведников рухнули, от побочных результатов голова кругом идет...
Мы недавно были свидетелями того, как пытавшиеся спрятаться в царском (правительственном) дворце "праведники" (харедим) от судьбы евреев (поселенцев), преданных ими, вдруг сами оказались в эпицентре мировой заварухи из-за плана строительства квартир в харедимном районе Восточного Иерусалима. В этой ситуации светский мэр Иерусалима выглядит большим праведником, чем их клерикальные вожди. Мы накануне Песаха - одного их трех праздников, когда весь еврейский народ должен был бы подняться и пойти в Храм. Ждать, что наши господа раввины кинут клич "свистать всех Наверх", по меньшей мере смешно. Голос немногих действующих на Храмовой горе энтузиастов, бывший долгое время гласом вопиющего в пустыне (рава Горен З"Л, рава Сегаль З"Л и действующих сегодня рава Исраэля Ариэля, рава Эльбойма, рава Лиора и пр.), понемногу становится слышнее. Но большая часть народа его все равно не слышит, и вообще не понимает о чем речь.
Гои, кстати, понимают. Шейх Насрала и глава северной части исламского движения уже не однажды предостерегали свою паству, что десяток евреев, поднявшихся с целью молитвы на Храмовую гору, опаснее для ислама, чем сто поселений, потому что "если евреи соединятся с находящимися там их корнями, нам конец". Они знают, что говорят. Сегодня группа крупных равинов, среди которых зять и преемник рава Моше Файнштейна, пользующиеся относительно левой репутацией рав Друкман и рав Шерло, не боятся публично объявить о своей поддержке поднятиям на Храмовую гору, и поднимаются сами. Во время последних выборов в мэры Иерусалима, светский кандидат Баркат одним из козырей своей предвыборной программы выдвигал поддержку тем евреям, которые поднимаются на Храмовую Гору, выраженную в обещании постараться расширить их права на Горе, при этом трезво оценивая, что иллюзии излишни - возможности у него мало.
Практика подъема организованных групп на Гору хоть и набирает обороты, но очень-очень медленно, благодаря стараниям сталкеров, вроде Ицхака Имаса, "Места Встречи", г-на Непомнящего (замечание относительно упреков г-ну Непомнящему: если для арабов поднятие на Гору по утверждению вышеупомянутых ИМХО их лидеров, является участием в джихаде, то для нас это ВОЙНА МИЦВЫ, а у войны свои законы; обсуждать эту проблему здесь не будем, пост написан не для этого, она уже много обсуждалась).
Деятели искусства тоже понемногу начинают входить в тему. Институт Храма работает над созданием сосудом и утвари Храма, привлекая для этого специалистов. Художник и чеканщик Хаим Одем несколько лет назад сделал Менору, которая дожидается своего часа напротив Котеля. Эта тема начинает проникать в живопись, например, у талантливого художника Арье (Леонида) Балаклава есть немало работ, в литературу, например, популярная среди молодежи книга Цви Фишмана "Дискмэн и гуру". Но все же до сих пор этой достаточно важной темой почти никто в еврейском искусстве серьезно не занимался.
Гоев эта тема привлекает, но реализуют они ее слащаво по-христианско-голливудски. У них вышла достаточно большая серия художественных по Библейским сюжетам и документальных фильмов, из которых евреи всего мира черпают "знания" о Храме.
Наша работа на Храмовой горе продолжается. В рош ходеш Нисан на обряде утверждения месяца Нисан присутствовало больше, чем обычно, участников. Среди них были и наблюдатели от дружеских нееврейских общин из США. К сожалению, из-за арабских беспорядков (на войне, как на войне) Гора была закрыта для все (арабов, евреев, христиан...), и обряд состоялся около Меноры. Надо отдать должное полиции, сумевшей решительными действиями быстрее, чем ожидалось, навести порядок. Как сказал Ицхак Имас, единственное место, где он видит ЯСАМ с удовольствием, это Храмовая гора. В этом году уже несколько организаций и адвокат Висоли подали требование в БАГАЦ о принесении пасхальной жертвы на жертвеннике на месте Храма. Решения еще нет. К сожалению заинтересованность народа пока что не пробудилась, и поддерживающей требование демонстрации перед БАГАЦем не наблюдается. Для того, чтобы это произошло, нужна еще очень-очень большая работа. Мы надеемся, что Вс-вышний благословит старания всех, ведущих войну за Храм, и народ пробудится, и найдутся настоящие лидеры в народе, и наступит победа, и мы увидим отстроенный Храм и услышим голос Первосвященника из Святой Святых, благословляющего народ бе Шем Мефураш в Йом Кипур, а пока Песах, пусть он будет кашер и самэах!
Приложения: Интервью Мити Антопольского ("Место Встречи") 9-му каналу по поводу подъемов на Храмовую гору
www.zman.com/video/2010/03/14/18599.html
Репортаж об обряде утверждения месяца нисан, снятый кинорежиссером новым репатриантом из Югославии, планирующим снять полнометражный фильм о Храмовой горе
Пока писался текст, на 7 канале появилось:
"Государственная прокуратура заявила, в ответе на запрос БАГАЦа, что совершение евреями пасхального жертвоприношения на Храмовой горе представляет собой акцию, подвергающую опасности общественный порядок, особенно – в создавшейся напряженной ситуации.
Такая реакция прокуратуры была предсказуема. Можно отметить, что прокуратура не выразила принципиального протеста против проведения ритуала жертвоприношения вообще, а обусловила свои аргументы создавшейся ситуацией. Это оставляет возможность повторного иска, если полиция запретит жертвоприношение в Песах и в будущем, если ситуация изменится.
БАГАЦ должен сегодня принять решение по иску нескольких еврейских движений и организаций, опротестовавших запрет на жертвоприношение, наложенный полицией."
"Живой журнал" bejt_mikdash