Maof

Thursday
Nov 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Прошло уже почти полвека, но - в отличие от утверждений полиции и государственных органов - правительство Израиля никогда не принимало решение запретить евреям молиться на Храмовой Горе * Раз нет такого постановления, то нет и законного основания мешать евреям молиться на самом святом для них месте * Откуда взялось ошибочное предположение? Как видно, из подделки 1995 года

Все командующие Иерусалимским округом полиции и их пресс-секретари уже выучили наизусть 3-й параграф решения правительства N 761: "Евреи, поднявшиеся на Храмовую Гору для молитвы, будут направлены полицией к Западной стене". Ни один из принятых Кнессетом Основных законов государства не соблюдается так строго, как то решение правительства от 14 Ава 5727г. (20.08.1967). Только на основании его арестовываются до сегодняшнего дня евреи на Храмовой Горе, пытающиеся пошевелить губами в молитве или припасть к земле; только на основании его в этом году в День Освобождения Иерусалима были задержаны семеро евреев, пытавшихся поклониться на Храмовой Горе.

И вот выясняется, что правительство Израиля никогда не принимало решения полностью запретить евреям религиозное служение на Храмовой Горе. Даже наоборот: многие министры того правительства Леви Эшколя громко высказались против подобного всеобъемлющего решения, если оно когда-нибудь будет предложено. Из опасения исторических последствий вследствие такого гипотетического решения оно никогда и не ставилось на голосование.

Итак, существующая практика, рассматривающая шевеление губ в молитве на Храмовой Горе как провокацию, является следствием непринятия решения, умолчания, согласия по умолчанию.

Кроме того, это является следствием ухищренной подделки: 7 Адара-1 5755г. (7.02.1995) активный участник восхождений на Храмовую Гору Йегуда Эцион попросил тогдашнего ком.Иерусалимским округом полиции Арье Амита прийти к соглашению, которое позволит евреям молиться на Храмовой Горе. В ответ Амит через 3 дня посредством юр.советника полицейского округа Шауля Наима переслал ему факс, полученный им из секретариата правительства, содержащий 3-й пункт того решения правительства N 761. Вроде бы, это должно было доказать, что полиция, решительно противящаяся молитвам евреев на Храмовой Горе, делает это на законном основании, исходя из решения правительства.

Но все-таки документ выглядел странно: было ясно, что кто-то отцензурировал его - начало и конец были стерты или вырезаны невидимой рукой. Но Эцион не заподозрил ничего. Он был удивлен тем, что существует правительственное решение, придающее силу действиям полиции. Лишь через 2 года попал к нему в руки полный документ, посвященный вопросу молитв евреев на Храмовой Горе, - документ, составленный высокопоставленным юристом Арье Зоаром для правительства Израиля, и из этого документа следует, что утверждения Амита очень далеки от правды. Пораженный Эцион обвинил уже ушедшего в отставку ком.округом в введении суда в заблуждение, в лучшем случае, или в попытке фальсификации решения правительства, в худшем, - после того, как представительница полиции подала этот "документ" в суд в качестве доказательства.

Из документа Зоара Эциону стало ясно, что существует лишь решение правительства, поручающее полиции воспрепятствовать еврейским молитвам на Храмовой Горе единоразово и в отношении одного мероприятия - речь шла о молитве, которую хотел организовать тогдашний главный армейский раввин Шломо Горен в Шаббат "Нахаму" 5727г. (1967) при стечении народа на Храмовой Горе. 2 первых параграфа, стертых типексом в факсе, пересланном Эциону, детально обсуждают это:

"1. Межмининистерская комиссия поручает председателю комиссии встретиться с генералом Гореном и сообщить тому, что он должен прекратить организацию молитв, измерений (прим.перев. - расстояний для точного определения местонахождения Святая Святых, жертвенника и других Храмовых строений) и т.д. на Храмовой Горе.
2. Министр обороны должен дать указание нач.генштаба вызвать генерала Горена и указать тому воздержаться от любой деятельности, связанной с организацией молитв, измерений и т.д. на Храмовой Горе".

Столь часто упоминаемый пункт - 3-й - должен был бы быть в том случае задействован только, если бы не помогли первые 2 пункта. Как сказано, все это касалось только того определенного случая.

Нет сомнения, что министры не были заинтересованы, чтобы евреи молились на Храмовой Горе, но при этом министры остерегались принимать постоянное запрещающее решение правительства. Они хорошо понимали исторический смысл принятия такого решения: еврейское правительство запрещает еврейскую молитву на самом святом месте в мире почти сразу после того, как после 2000 лет еврейская власть распространяется на него.

"У нас нет права запрещать"

В документе Зоара приведены ясные доказательства того, что речь идет только о единоразовом решении и только в отношении определенного случая. Как сказано, документ Зоара - это официальный правительственный документ. Среди прочего, эти доказательства следуют из последовавшего 1.10.1967 обсуждения в правительстве. Это обсуждение было проведено, так как раввин Горен и его сторонники хотели молиться на Храмовой Горе между Рош а-Шана и Йом-Кипуром. Если бы были верны утверждения о том, что решение N 761 постоянное и навсегда, то министры отослали бы к тому решению и закрыли бы вопрос. Но это было не так: например, министр без портфеля Менахем Бегин сказал тогда: "Я предлагаю не принимать решения по этому вопросу. На том бурном заседании (А.Л. - на котором было принято решение N 761) мы не приняли решения запретить молиться на Храмовой Горе. У нас нет права запрещать евреям молиться, и я предлагаю не принимать решения".

Министр здравоохранения Исраэль Йешайягу сказал это еще яснее: "Кто мы, чтобы воспрепятствовать евреям молиться на Храмовой Горе? Наше намерение - запретить только тем, кто делает это в качестве демонстрации". И на том заседании не было принято решение запретить на постоянной основемолитвы евреев на Храмовой Горе, а только в определенные дни: Рош а-Шана и Йом Кипур 5728 года (1967). Обсуждение в отношении постоянного решения было отложено на неопределенный срок. Но до сегодняшнего дня не состоялось.

Через год после освобождения Иерусалима (согласно документу Зоара) 29 Ияра (27.5.1968) межминистерская комиссия по святым местам провела дополнительное заседание по этому вопросу. Обсуждение состоялось вследствие обращения адвоката Якова Херути к министру религий с просьбой позволить евреям молиться на Храмовой Горе. Если бы за 10 месяцев до этого в самом деле ранее было принято запрещающее решение, как теперь утверждает израильская полиция, министр религий Зерах Верфтиг мог отослать просителя к этому решению и на этом все бы закончилось. Верфтиг не только не отправил к несуществовавшему никогда решению, но и в начале обсуждения прояснил: "Указания Закона о защите святых мест ясны. У представителя любой религии есть право на посещение и молитву. В законе нет запрета евреям молиться на Храмовой Горе. Весь вопрос - в общественном спокойствии и поэтому находится в ответственности министра полиции".

Министр внутренних дел Хаим Моше Шапира прояснил это еще больше: "В принципе можно восходить на Храмовую Гору и молиться. Все зависит лишь от того, как полиция видит это. Вы, полиция, должны взять на себя эту тяжесть". Кто мог подумать тогда, что за 46 лет полиция не найдет даже одного часа, когда евреям можно будет молиться там.

И Шломо Гиллель, будущий председатель Кнессете, а тогда представитель МИДа на заседании комиссии, занял такую же позицию: "Я не хотел бы постановлять, что Храмовая Гора - святое место только для мусульман. Я думаю, что можно оставить этот вопрос на будущее". Именно министр полиции Элиягу Сасон подталкивал министров к определению четкой политики: "Полиция не будет влезать в политические вопросы. Она получает указания. Невозможно оставить это на усмотрение полицейского, находящегося на Храмовой Горе. Полиция должна точно знать, чего хочет правительство. Правительство хочет разрешить - пусть разрешит. Не хочет - пусть запретит".

И все же присутствовавшие колебались в отношении принятия решения. Министр МВД Шапира ответил тогда Сасону: "Я предлагаю не выносить это на обсуждение правительства. Если правительство решит не позволять евреям молиться там, это вызовет тяжелое впечатление. Я предлагаю назначить встречу министров полиции и религий с премьер-министром, и они решат между собой, можно ли разрешить молитву или нет. То, что они решат, будет реализовано".

В итоге было предложено вновь отложить решение на неопределенный срок. Так посоветовал министр Сасон: "Я предлагаю, чтобы пока был статус-кво - не молятся там, а через 6 месяцев обсудим это заново". Новое обсуждение не состоялось.

Через месяц та же комиссия провела дополнительное заседание по вопросу молитвы евреев на Храмовой Горе. Из протокола заседания ясно, что еще не принято решение правительства по этому вопросу. Министр юстиции Шапира прояснил тогда: "Мы никогда не заявляли, что Храмовая Гора принадлежит арабам. Не заявляли, что евреям запрещается молиться там. Не заявляли, что евреям запрещено построить синагогу там. Были евреи, заявлявшие, что, с точки зрения Галахи, нельзя восходить туда, но нас интересовало не это, а вопрос заинтересованы ли мы превратить из-за этого наш конфликт с арабами в тыжелый религиозный спор. Поэтомы мы - кто сдержанно, а кто заставив себя - согласились, что полицейские будут направлять евреев молиться к Котелю".

Так или иначе, но голосование по этому вопросу не было проведено. Однозначное решение правительство не было принято ни тогда, ни позже. Каждый раз пытались отодвинуть решение на другой срок. Видно, министры даже не предполагали, насколько их наследники в течение двух поколений будут бессильны принять решение. В начале варианты решения еще посылались правительству для обсуждения, но постепенно полиция поняла, что она должна делать. Каждый новый полицейский на Храмовой Горе знал, что от него требуется, когда он сталкивался с еврейской молитвой там. И так, в отсутствие решения, закрепилась дискриминирующая политика, возведенная в ранг Основного закона, которую человек из плоти и крови не имеет права обсуждать или критиковать. А если все же кто-то еще высказывает сомнения, то всегда можно вырезать или стереть типексом неудобные параграфы.

Реакция:

Ком.Иерусалимским округом полиции в отставке Арье Амит
- отказался отреагировать на утверждения Эциона, что он сфальсифицировал решение правительства.

Из Иерусалимского округа полиции: "20.08.1967г. правительство Израиля приняло решение N 761, запрещающее евреям молиться на Храмовой Горе из опасения нарушения общественного порядка и ущерба общественному спокойствию. Это решение было утверждено рядом постановлений БАГАЦа (например, 4185/90 - Верные Храмовой Горе, 222/68 - национальные круги, и т.д.)
После вышеуказанного решения правительства были приняты дополнительные решения правительства, подтверждавшие то решение. Вопрос много раз поднимался перед различными гос.учреждениями, были проведены обсуждения в межминистерских и парламентских комиссиях и поданы парламентские запросы. Ни на одном из них правительство не отменило правило, установленное тем решением.
В одном из определяющих судебных постановлений БАГАЦа по этому вопросу (222/68 - иск национальных кругов против полиции) были процитированы слова министра полиции, сказанные в ответ на парламентский запрос: "У начальника полицейского участка на Храмовой Горе есть детальные указания не позволять евреям молиться на Храмовой Горе, чтобы не привести к столкновениям (с мусульманами) и нарушению общественного порядка".
Гос.прокурор всообщил нам, что это решение было принято с ведома всего правительства. Многочисленные иски, поданные в БАГАЦ против политики, запрещающей молитвы евреев на Храмовой Горе, были отклонены. Так, например: "Правительство решило после Шестидневной войны, что мусульмане могут продолжать молиться в мечетях на Храмовой Горе, как делали до этого, а евреям - хоть их право на Храмовую Гору существует с испокон веков и признается - не разрешается сегодня реализовывать право общественной молитвы на Храмовой Горе... Правительства сменялись, но решение правительства остается" (7128/96 иск движения Верных Храмовой Горе) (прим.перев. - даже в этом тексте не говорится о запрете индивидуальной молитвы)
Полиция Израиля, на которую в силу ее компетенции возложена охрана общественного порядка и общественное спокойствие, ответственна и за реализацию вышеуказанного решения правительства, которое, как сказано, вынесло испытание БАГАЦем на протяжении лет, и все еще действительно".

Йегуда Эцион отреагировал:

"После долгих лет, в течение которых я был пострадавшей стороной от решения N 761, я вновь повторяю, что этому решению все годы придавалось ложное толкование. Вот дополнительное доказательство этого: решение N 761 от 20.08.1967 полностью принимает решение межминистерской комиссии по вопросы святых мест. В протоколе заседания комиссии, хранящемся в гос.архиве, фигурируют и несколько предложений, которые были отвергнуты. Одно из них - "воспрепятствовать организованной молитве немусульман до ближайшего воскресенья". Комиссия постановила направлять молящихся евреев к Котелю, но отказалась постановить, что если они все же взойдут на Гору, им будет запрещено молиться - даже в ту субботу, о которой шло обсуждение.
После всех лет, в течение которых считалось, что решение правительства 761 "запрещает евреям молиться", разумеется, полиция и суды верят, что это правда. Раз за разом это решение цитируется в БАГАЦе, прокуратура использует его постоянно и вот перед нами редкий случай введения суда в заблуждение посредством этого искажения.
Король голый. То решение правительства не запрещает молитву, не было такого запрета - оно было выдумано мазком типекса генерал-майора полиции Арье Амита (или кого-то в секретариате правительства, переславшего ему "исправленный" документ. Если Амит считает себя задетым этими моими словами, он приглашается на встречу в суде.
И в заключение маленькое "демократическое" напоминание: даже если бы решение правительства запрещало молитву - гражданин не обязан подчиняться ему. Гражданин подчинаяется не решениям правительства, а законам государства". (прим.перев. - Основной закон о правах и достоинстве гражданина имеет приоритет перед постановлениями правительства)

("Макор ришон" 24.05.13)


Перевел Моше Борухович
МАОФ