Вот уже 46 лет Министерство религий воздерживается от исполнения своей части в деле реализации закона о святых местах – и это касается именно самого святого для всех места * В нынешней каденции проглядываются признаки некоторого пробуждения относительно параграфа №4 упомянутого закона – после почти полувекового сна. * Черновики постановлений, которые должны упорядочить молитвы евреев на Храмовой горе, недавно были поданы заместителю министра религий.
Закон о святых местах приняли через две с половиной недели после Шестидневной войны. Государство Израиля поспешило установить факты на местности, вероятно, из-за боязни апелляций о принадлежности этих мест к иудаизму. Блестящая формулировка обнадёживала: «Святые места будут охраняться от любого осквернения и нанесения ущерба, от всего, что может причинить вред свободе доступа представителям религий к их святым местам или оскорбить их чувства по отношению к этим местам».
4-й параграф данного закона возлагает на министра религий ответственность за исполнение: «Он (министр религий – А.С.) имеет право - после обсуждения с представителями относящихся к делу религий или по их предложению, а также по согласованию с министром юстиции, - принимать постановления по всем вопросам, касающимся реализации закона». Вот тут-то и кроется причина того, что в конечном итоге, в отличие от сказанного в законе, без конца нарушается доступ верующих евреев к самому святому для них месту.
В отличие от Храмовой Горы, уже в 1981 году министр религий подготовил постановления, упорядочивающие статус Западной Стены и прочих более ли менее святых мест для евреев, - таких как пещера Шимона а-Цадика, могила раввина Овадьи из Бартануры, могила Зхарьи, пещера Элиягу и т.д.
В эти постановления был включён, например, запрет на осквернение шабата и израильских праздников в этих местах, появление в неподобающей одежде, на установку киосков или прилавков, на произнесение речей или водружение лозунгов или плакатов, на приведение животных в эти места.
Храмовая гора ещё не удостоилась такого. Политические обстоятельства, как и боязнь по религиозным причинам, привели к тому, что министры религии и юстиции сменялись, много воды утекло в Кедроне, но постановление всё ещё не было подготовлено.
Но в нынешнюю каденцию что-то изменилось. На заседании комиссии Кнесета по внутренним делам в последний День Иерусалима гендиректор министерства по делам религий Эльханан Глатт заявил, что его министерств намерено подготовить постановление, позволяющее молитву евреев на Храмовой горе. Сам Глатт поднимается на Храмовую гору, он даже был членом первой группы, которая посетила Храмовую гору после возобновления восхождений на неё для евреев 10 лет назад.
Не прошло и полутора минут после заявления Глатта, как в комиссию было отправлено опровержение на это заявление из канцелярии главы правительства. В министерстве религий всё-таки не выразили отчаяния, официально провозгласив, что в их намерение входит в любом случае издать постановление. Это постановление должно будет пройти визирование министра юстиции Ципи Ливни, и оно также не сможет быть реализовано без согласования с главой правительства Биньямина Нетаниягу. Эта парочка, можно сказать почти с уверенностью, не проникнется энтузиазмом изменить существенно статус-кво по этому важному и взрывоопасному вопросу. И всё-таки в министерстве религий продолжают вещать, что они настроены в пользу заявленного направления.
Газете «Макор ришон» стало известно, что причастные к теме Храмовой Горы, принимающие близко к сердцу еврейскую боль и нужду, недавно подали в министерство предложение по установлению правил для этого святого места. Следует отметить, что речь идёт о минималистском предложении. Согласно таковому, участок земли, узаконенный в качестве синагоги для публичных молитв, не превышает 5% от общей территории всей Горы. И даже этот участок будет использован только для молитвы в считанные часы, когда Гора открыта для посещения евреев в определённые дни (т.е. с 7-30 до 11-00 и с 13-30 до 14.30) почти без расширения. В сравнении с таким жалким предложением, представленным тут, план раздела Эрец Исраэль от 1947 года выглядит почти расточительным по своей щедрости. Податели данного предложения с конечном итоге просят просто поставить ногу на крохотной территории в восточной части Горы, в районе Ворот Милосердия. Ведь речь идёт о месте, расположенном в отдалении от мечети Аль-Акца или Купола Скалы. Вот предложенный набросок, с небольшими сокращениями.
Поправки к закону о святых местах 2013 года:
1. Определения: «одиночная молитва» - тихая молитва про себя, произносимая человеком в одиночку перед Создателем за время, не превышающее получаса.
«общественная молитва» - молитва 10 или более присутствющих.
«особые даты Израиля» - Новолетие, Судный день, Суккот, включая полупраздничные дни, Шмини-Ацерет, Ханука, пост 10 тевета, Пурим в Иерусалиме, Песах с полупраздничными днями, День Независимости, День Иерусалима, Шавуот, пост 17 таммуза, пост 9 ава.
«Ответственный” – тот, кому министр по делам религий вручил ответственность за действие правил и стандартов на Храмовой горе.
2. Одиночные молитвы без молитвенника и использования священных атрибутов проводятся на участке территории, обозначенном зелёным на карте, прилагаемой к данным правилам, в течение 2 часов каждое утро после открытия ворот Храмовой Горы для евреев (Шахарит), в течение часа ежедневно после полудня (Минха). Одиночная молитва с молитвенником и с использованием священных атрибутов проводится на участке территории, обозначенном коричневым на вышеупомянутой карте, в упомянутые часы.
3. Общественные молитвы проводятся на участке территорий, обозначенных коричневым на упомянутой карте. В этой молитве используется Свиток Торы (по понедельникам, четвергам, шабатам, новомесячьям, праздничным дням), священных книг и священных атрибутов. Молитва проводится каждый день в течение часа после открытия (Шахарит) и за полчаса до закрытия (Минха). По шабатам и праздничным дням утренняя молитва продолжается около 2 с половиной часов. В Новолетие и Судный День утренняя молитва продолжится 4 часа, в Судный День Минха и Неила продолжатся около 2 с половиной часов. Для общественной молитвы будет позволено на этой территории установить временно навес из полотнища для тени, стулья, стол для чтения Торы и переносной Арон а-кодеш для священных книг.
4. В процессе молитвы или параллельно ей не будут разрешены никакие действия демонстративного или вызывающего характера, нарушающие спокойствие в этом месте.
5. Министр по делам религий назначает на своё усмотрение «уполномоченного Храмовой горы», который будет распоряжаться исполнением вышеприведенных правил. Такому уполномоченному позволено добавлять требуемое количество помощников – с утверждения министра. Назначенный уполномоченный будет исполнять свои обязанности в согласовании с другими должностными лицами, действующими на Храмовой горе от имени государства Израиля, и в сотрудничестве с ними.
Газета «Макор ришон» вновь обратилась в министерство по делам религий с вопросом, на каком этапе это находится. Реакция пресс-секретаря министерства: «Министерство по делам религий проверяет в сотрудничестве с другими должностными лицами проблемы, о которых идёт речь – как с точки зрения юридической, так и с других точек зрения. Министерство действует для продвижения этого вопроса в дополнение к тому, что было сказано на комиссии Кнесета по внутренним делам».
Также «Макор ришон» обращалась к министру Нафтали Беннету, ответственному за министерство религий. Мы напомнили министру, что по побочному вопросу - «Женщин стены» - он лично впрягся в решение вопроса. Но несмотря на это пресс-секретарь министра предпочла не ответить прямо на вопросы, удовольствовавшись тем, что отослала нас к его заместителю, раввину Эли Бен-Дагану. Из канцелярии последнего была передана следующая реакция: «Замминистра поручил гендиректору министерства, г-ну Эльханану Глатту, подготовить постановления, позволяющие молитву евреев на Храмовой горе. Для этого гендиректор обратился к нескольким организациям, которые предложили ему эскизные формулировки постановления. Указанные формулировки были переданы в юридическую канцелярию министерства по делам религий. Канцелярия проверяет формулировки и работает над подготовкой окончательной формулировки постановления, которое будет включать предложенные наброски».
(«Макор ришон» 11.10.13)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ