Поджег беснующимися арабами полицейского участка на Храмовой Горе прошел незамеченным радаром СМИ и общественности. По природе вещей операция "Несокрушимая скала" занимает все внимание, но без сомнения речь идет об одном из самых серьезных провалов полиции вообще и полицэского подразделения на Храмовой Горе, в частности.
В прошлый четверг бушующие арабы заполнили улицы Старого Города и Храмовую Гору. Это был день, заканчивающий месяц Рамадан. В этот день по мусульманской традиции есть всемирные счастье и гармония. Арабские погромщики искали не гармонию, а войну.
Полиция на Храмовой Горе в тот день была в сокращенном составе из-за необходимости подкреплений в других районах и поэтому не моглас справиться с волной насилия, заполнившей улицы Старого Города. Арабы бросали все, что попадется под руку, в сторону полиции.
На определенном этапе полицейское руководство дало указание полицейским на Храмовой Горе отступить. Дилемма заключалась: или остановить беспорядки ценой десятков убитых арабов, или позволить им побушевать несколько часов. Полиция выбрала вторую опцию, включавшую сжигание полицейского участка на Храмовой Горе, сжигание полицейского оборудования, хражу полицейских документов, компьютеров и другого оборудования, развешивание флагов Фатха и Хамаса над зданием полиции.
"Полицейские не виноваты"
"25 лет я занимаюсь вопросом Храмовой Горы и не могу припомнить подобное событие. Полиция взяла ноги в руки и убежала", - рассказывает Йегуда Глик.
В последние годы Хамас и Сев.крыло исламского движения усилились на Храмовой Горе. Глик говорит, что внедрение этих элементов чувствуется там на каждом шагу. "Уже более двух лет мы идентифицируем массивное присутствие сев.отделения исламского движения там. Их представители постоянно сидят там с целью мешать евреям, поднимающимся на Храмовую Гору. они получаю за это зарплату. Если раньше представители Вакфа идентифицировались с Фатхом, то теперь там правят исламское движение и Хамас. Работники ПА уже избивались там исламистами. К сожалению, политика государства - прятать голову в песок".
Генерал полиции в отставке Арье Амит, в прошлом возглавлявший Иерусалимский полицейский округ, видел снимки поджега и определяет это как позор. Вместе с тем он говорит, что вина лежит не на полицейских, принимавших решение отступить, а на политике государства во всем, что касается безопасности в Иерусалиме и на Храмовой Горе, в частности. "Полиция находится между молотом и наковальней", - говорит Амит. - "Полиция не получает указаний от властей, потому что правительство боится давать указания в отношении Храмовой Горы, и ясно, что решения командира полиции на Храмовой Горе имеют цель сделать что возможно, чтобы поддержать тишину и не втянуться в беспорядки. Полицейский офицер не ответственнен за политику государства. Интерес государства сталкивается тут с интересом командира полицейского участка. Полиция предпочитала бы действовать железной рукой, но государство предпочитает тишину. Мы теряем контроль и, кстати, не только над Храмовой Горой, но и над Вост.Иерусалимом и Галилеей, и Негевом".
Смысл сжигания полицейского участка, - говорит Амит, - это потеря суверенитета в этом святом месте. "Государство должно принять решение в отношении долгосрочной стратегии и не останавливаться на середине пути, как это вырисовывается в Газе. Сжигание полицейского участка - это самый явный прознак утраты израильского суверенитета на Горе. Ведь в чем выражается наш суверенитет там? Высказывание, что мы - суверен там, на мой взгляд лишь лозунг, но все же единственная официальная организация, находящаяся на Горе - это израильская полиция. Если полиция дает задний ход и позволяет сжечь полицейский участок - единственный символ государственной власти там - то так мы выглядим".
"Меня это не удивляет", - говорит член Иерусалимского горсовета Арье Кинг. - "Полицейские не виноваты в провале, они получают указания сверху. Министр Аронович связывает руки полиции. Полицейские рассказывают нам, что им не позволяют действовать. МАГАВники-резервисты сказали мне, что не помнят, чтобы во время их срочной службы их забросали камнями или бутылками с зажигательной смесью и не было бы реакции. Нынешняя сдержанность взрывается нам в лицо".
Из Иерусалимского округа полиции отцетили: "В тот день в Иерусалиме действовали тысячи полицейских, чтобы справиться с серьезными беспорядками в Вост.Иерусалиме и в Старом Городе. Бесчибствующие не смогли вырваться из арабских районов и нанести ущерб еврейским жителям. В течение дня были ранены десятки полицейских, но беспорядки закончились без убитых. Были арестованы десятки бесчинствовавших. В течение 3 недель в Иерусалиме были арестованы 400 нарушителей порядка, против 135 были поданы обвинительные заключения. Полиция сведет счет со всеми участвовавшими в буйствах".
("Бе-шева" 31.07.2014)
Перевел Яков Халфин