Изменение статус-кво на Храмовой Горе произойдет только если резко увеличится количество евреев, восходящих на Гору. По состоянию на сейчас только горстка активистов утруждают себя этим
На этой неделе я поднялась на Храмовую Гору. Меня сопровождал глава полицейского участка Ави Битон. Между воплями "аллах ахбар", оплачиваемыми исламским движением, и историческими остатками Храма мы беседовали о количестве восходящих на Гору. Выясняется, что действительность в числах печальна почти, как словосочетание "статус-кво".
В среднем 3-4 еврея поднимаются в день на самое святое для еврейского народа место. Для сравнения: число иностранных туристов, прибывающих в город в день, - полторы тысячи. Ежедневно 50 тысяч евреев приходят молиться к Котелю.
Храмовая Гора открыта для посещения, но большинство евреев игнорируют ее существование и предпочитают идти к подпорной стене, как десантники, спустившиеся с Храмовой Горы к Западной стене в 1967г.Все мы ежедневно передаем ключи от Храмовой Горы исламскому Вакфу тем, что не поднимаемся туда. Когда я спрашиваю людей, почему они не восходят на Храмовую Гору, как правило, я получаю сбивчивые ответы. Каждый ищет отговорки, а в итоге Гора в запустении.
История Храмовой Гопы в значительной степени напоминает историю сионизма: религиозные ждут, когда придет Машиах и выведет их из галута; оставившие религию думают, что нет необходимости в Эрец Исраэль и можно обойтись без нее. И лишь небольшая горстка решает сделать что-то и своими руками приблизить Геулу путем репатриации в Землю Израиля.
И в наши дни большинство религиозных боятся святости Храмовой Горы. Уже более 100 раввинов подписали галахические постановления, разрешающие восхождение на Гору, но большинство религиозных удовлетворяются спорным с точки зрения Галахи изречением, что "это запрещено". Космополитичные светские, со своей стороны, бегут от всего, связанного с нашей идентификацией, и предпочитают "не начинать религиозную войну". Большая часть публики в Израиле не понимает "зачем нам нужна эта головная боль, которая подожжет ближневосточную пороховую бочку". И остается лишь горстка верных.
Все знают, что Храмовая Гора не в наших руках, но лишь немногие готовы принять ответственность и объявить, что изменение положения на Храмовой Горе - в наших руках, т.е. в решении подняться в Иерусалим и вместо спуска к Котелю подняться к святому месту.
Йегуда Глик, без сомнения, один из тех обладающих мечтой и предвидением, которые поняли, что надо в корне решить проблему и присоединиться к Храмовой Горе. Своими мудростью и пониманием он смог привести на Гору все больше и больше политиков, а также боролся за права евреев на Храмовой Горе. Но политической борьбы недостаточно: Земля Израиля отстраивается и застраивается снизу вверх. Обычно национальное пробуждение снизу изменяет действительность наверху - так было с возвращением в Кфар-Эцион и заселением Иудеи и Самарии, так будет в борьбе за Иерусалим.
Иерусалим горит сейчас, потому что у ПА есть интерес прийти к решению "прыжком" - раздел Иерусалима де-факто и уход израильтян из святых мест в Иерусалиме. Нам нельзя позволить этому случиться, ответственность правительства ясна: теперь время призвать общественность быть партнером в национальном действии, говорящем, что мы не уступили Иерусалим и Храмовую Гору. Если движение за восхождение на Гору охватит тысячи человек в месяц, правительство не сможет игнорировать требование и ежедневное время доступа евреев на Гору увеличится. Кроме одних ворот, как сейчас, будут открыты еще несколько.
Уже были постановления БАГАЦа, разрешавшие евреям молиться на Храмовой Горе, были восхождения высокопоставленных политиков, вроде Ариэля Шарона. Вместе с тем, массовое восхождение еще не произошло, также не было требования со стороны больших групп общественности. Это время для действий снизу, чтобы прийти к настоящему изменению статус-кво.
"Верхнюю" Храмовую Гору, которая ждет Машиаха или главу правительства, чтобы освободиться от пут статус-кво, мы уже знаем. Сейчас время для Храмовой Горы "снизу". По словам Йегуды а-Леви, Эрец Исраэль не будет отстроена, пока "не устремятся туда сыны Израиля с величайшим желанием" (Кузари 5:27).
("Макор ришон" 7.11.2014)
Перевод: Лея Халфин
МАОФ