Раввин Исраэль Ариэль, глава Института Храма, знает, что сделает, когда получит контроль над Храмовой Горой. Пока он злится на правительство и гневается на арабов, но, в основном, спорит со своими коллегами-раввинами, которые, по его мнению, увековечивают разрушение. И есть у него оригинальное оружие против иранской угрозы
Первое, на что натыкается посетитель выставочного зала Института Храма, - это большая аэросъемка Старого города. В центре - Храмовая Гора, включая мечеть аль-Акса и позолоченный купол над Скалой. Именно здесь в Институте Храма - месте, символизирующем мечту по созданию Третьего Храма, - не стоит сделанная Фотошопом картина еврейского Храма вместо купола.
Я спрашиваю раввина Исраэля Ариэля, возглавляющего Институт уже 32 года, нет ли в этом какого-либо высказывания? Может, попытка ввести посетителя в шок, показать, что находится на Храмовой Горе вместо того, что должно быть там. "Нет", - отвечает он, - "снимок предназначен лишь для ориентации. Мы показываем посетителям где они находятся и что находится вокруг".
Эта история символизирует захватывающую и противоречивую личность раввина Ариэля. С одной стороны, речь идет об очень реалистичном и практическом человеке, занимающемся очень сложными архитектурными проектами вплоть до мельчайших деталей. С другой стороны, ему не требуется больше 10 секунд для перехода в мир, кажущийся сказочным и воображаемым, фантастикой, но из его уст это слышится как естественное продолжение реальности.
Арабы смогут присоединиться
Трудно назвать этого приятного 75-летнего человека еще одним лунатиком с мессианскими мечтами, каких Иерусалим видел на протяжении поколений. У него упорядоченная теория, за которой стоит современный исследовательский институт, десятки книг и, разумеется, все необходимые инструменты для выполнения задачи здесь и сейчас. С другой стороны, его детальные планы на день постройки жертвенника могут привести к головной боли у министров правительства.
Я прошу раввина Ариэля описать мне первые мгновения после получения разрешения от правительства. Невозможно не заметить искру в его глазах и улыбку на устах. Видно, что он планирует этот день уже десятки лет.
"Я беру ключи и открываю ворота. Нужны солдаты из бригады десантников для контроля над общественным порядком. Мы сообщим муфтию, что он должен освободить место по указанию главы правительства. Дадим ему час-два. Пусть заберет ковры, оборудование. Он может поехать в Мекку, я обеспечу ему транспорт. Я немедленно зову коэнов - есть у нас 40 подготовленных коэнов, включая раввинов, купивших коэнские одеяния и готовых к этому моменту - и говорю им, что через несколько часов мы приносим постоянную жертву. Вопрос в котором часу сообщат мне. Я беру роту-две десантников, чтобы они несли менору, стол и жертвенник из Храма, и параллельно заказываю жертвенных животных - есть несколько владельцев стад в Иудее и Самарии, выращивающих овец, которые привезут животных без ущерба. С "тум'ат метим" нет проблемы, так как написано, что "тума утра бе-цибур", т.е. если все в ритуальной нечистоте, то можно начинать работу, как было в начале строительства 2-го Храма. Пошлем людей в миквы очиститься от других видов нечиститы, они вернутся из миквы и начнем. В 10 утра будет церемония. Пригласим главных раввинов, Совет великих в Торе и Совет мудрецов Торы и раввина Авинера как коэна. В 10 часов начинаем, кто не придет - это его проблема".
- В этом плотном графике не хватает главы, занимающейся постройкой Храма.
"Во-первых, не требуется Храма, чтобы восстановить жертвоприношения. Достаточно территории Храмового двора и знания места, где был жертвенник. Есть Галаха на чрезвычайные случаи. Когда получим миллиард шекелей - предпочтительнее 3 миллиарда, но начнем с миллиарда - сдвинем купол в сторону и построим роскошный Храм. Есть даже несколько раввинов, говорящих, что можно оставить существующие здания и использовать их как часть Храма. Лично я не думаю так, это неверно в моих глазах. В течения месяца разберем существующие здания. У нас есть детальные планы по строительству Храма. Скажут сделать конкурс, но это может занять год-два, а я не думаю, что мы имеем право так затягивать. Потом можно будет добавить украшения, как ремонтируют дом. В течение года Храм будет построен. Можно привезти китайских рабочих, но я верю, что будет достаточно еврейских строителей. И я удивлю Вас: в тот момент, когда мы решим построить Храм, арабы скажут: "Добро пожаловать, только дайте нам зарплату и мы придем работать на стройке". Мы примем их благосклонно".
- Если нет проблемы с тума, почему вы пытаетесь вырастить "пара адума", как было опубликовано недавно?
- Можно начинать и без этого в рамках Галахи на чрезвычайные случаи. Так или иначе, займет 3 года, пока сможем использовать "пара адума".
Благодаря ШАБАКу
Исраэль Ариэль родился в Иерусалиме в 1939г. После учебы в ешиве "Керем бе-Явне" и в "Мерказ а-Рав" мобилизовался в десантируемый батальон бригады НАХАЛ. Резервистскую службу проходил в десантной бригаде и был одним из первых солдат, прибывших на Храмовую Гору во время Шестидневной войны. Он получил приказ охранять западный вход купола. С этого поста - того, кто должен охранять Святая Святых, - он не освободился до сегодняшнего дня спустя почти полвека. После постройки города Ямит на Синае он был назначен раввином города. После отступления с Синая переехал в Еврейский квартал Старого города Иерусалима. Через год создал Институт Храма, который он возглавляет до сегодняшнего дня.
Заслугу по созданию Института он приписывает полиции и ШАБАКу: "В сущности, мы начали в КПЗ на Русском подворье. Это было так. Группа учащихся из ешивы Мир в Кирьят-Арбе попросила меня позволить им изучать у меня в доме тему Храмовой Горы. Они прибыли из Кирьят-Арбы с автоматами Узи и сидели у меня в салоне. Пока я готовил им чай, я услышал шаги на лестнице. В течение минуты нас окружили десяток ШАБАКовцев со взведенными пистолетами, крича всем положить Узи на пол. Из всех виденных мной сцен-экшен это была самая впечатляющая. Нас арестовали и мы провели в КПЗ на Русском подворье 11 дней. Лишь перед Песахом судья освободил нас из-за отсутствия улик. То был период перед раскрытием "еврейского подполья" и, видно, были обрывки информации, которые кто-то неправильно сложил. Во время ареста мы начали создавать Институт, и я благодарю за это полицию и ШАБАК".
- Как человек, близкий идее Храма, каково Ваше ощущение каждый год, когда приближается 9 Ава?
"Плач 9 Ава излишен. Вместо того, чтобы плакать, нужно строить (бимком ливкот - ливнот). В Торе нет заповеди плакать. Плачут по мертвому, а Храм не умер. Это не йорцайт. Главный раввинат должен был сократить печальные молитвы по разрушению Храма и посвятить этот день изучению Галахот Храма. Приходящий к Котелю вечером 9 Ава видит десятки тысяч человек - почти Геула. Но нет Геулы без Храма. Вместо того, чтобы собираться 9 Ава в синагогах и поститься, раввинат должен сказать людям принести бутерброды, подняться в Иерусалим и начать строить Храм. Часть пойдут в каменоломню, часть принесут брусья, подели работу. Если будем строить, то можно отменить пост. Даже если правительство только откроет ворота Храмовой Горы и заложит краеугольный камень, уже тогда раввинат как общественное учреждение сможет отменить пост".
- В какой день Вы больше чувствуете разрушение: 9 Ава или в День Иерусалима, когда была упущена возможность взять контроль над Храмовой Горой?
"У нас целый год разрушение и строительство. Когда правительство разрешает в Рамадан сотням тысяч мусульман осквернять святость Храмовой Горы - есть ли большее разрушение, чем это? Когда 9 Ава арабы торжествуют, а евреев полиция удаляет евреев, чтобы так защитить их от камней - это разрушение, для которого не надо 9 Ава, чтобы чувствовать это".
Как ожидалось, в глазах раввина Ариэля арабы и правительство - основные соучастники разрушения. Но, похоже, что большая часть его гнева направлена внутрь - на мир религиозно-сионистских раввинов. Вопрос восхождения на Храмовую Гору и, разумеется, строительство Храма - это взрывоопасные и поляризующие темы религиозного сионизма. С обеих сторон стоят важные влиятельные раввины, все более закрепляющиеся на своих позициях.
Один из глав лагеря противников восхождения на Храмовую Гору - раввин Шломо Авинер из Бейт-Эля, раввин Ариэль часто вспоминает его во время нашей беседы. При этом раввин Ариэль вновь и вновь подчеркивает, что речь не идет о личном споре с Авинером.
Когда главный раввинат и различные раввины - харедимные и религиозные сионисты - критикуют тему Храма, это ежедневное разрушение. Чего они только не говорят о Храме? - Что он спустится с небес, что Машиах построит его, что нельзя подниматься на Храмовую Гору. Раввинат идет с политиками, чтобы отдать Гору врагам Израиля. Тот, кто говорит, что Храм спустится с небес, даже если он важный раввин, он спорит с РАМБАМом и Моше-рабейну. "Не на небесах она". После того, как Всевышний дал нам Тору, мы должны все делать руками. Как строют сукку и не ждут, что она спустится с небес. Тот, кто говорит о том, что Храм спустится с небес, полагается на Агаду, а известно, что слова Агады не могут противоречить словам Всевышнего. В Торе 248 раз использован корень "сделай" в связи с Храмом, а они говорят ничего не делать. Когда я слышу это каждый день - то от имени одного раввина, то от другого - это разрушение Храма. Не надо ждать 9 Ава. Каждый день я плачу, что раввины своими устами разрушают Храм".
- Раввин Авинер и разделяющие его мнение каждый день своими устами разрушают Храм?
"Это не я говорю, это РАМБАМ говорит, Моше-Рабейну говорит. Почти полвека пришло, когда каждый день мы должны были испольнять заповеди, связанные с Храмом. Мы упустили выполнение миллионов заповедей, может, миллиардов. Если раввин спорит с Моше-Рабейну, это не только разрушение Храма, но и разрушение Торы. Это война за основы иудаизма".
Институт Храма в Еврейском квартале Старого города заполнен людьми. Группы посетителей заходят одна за другой. Среди посетителей много туристов-евангелистов и хардальников (хареди-леуми). Я спрашиваю раввина Ариэля не чувствует ли он иногда отчаяние от того, что не смог превратить стремление к строительству Храма в массовое движение всего народа.
"Нет причины для отчаяния", - отвечает он. - "Религиозный мир расцветает, как и тема Храма. Когда мы начинали, это вопрос был в духовной пустыне. Сегодня в любой школе и детском саду в религиозном и харедимном мире переворот. В "хедере" хасидского направления Эрлой в Бней-Браке изучают Храм по нашим книгам. В еврейском детском саду в Хевроне был "Год изучения Храма", в конце года дети оделись как коэны и объясняли порядок Богослужения в Храме. Я читаю лекции по всей Стране. На нашей экспозиции в Институте 170 тысяч посетителей в год, из них 100 тысяч молодежи. Сегодня дети знают о Храме больше, чем великие раввины 50 лет назад".
- Вопрос не остается ли это у них на детском уровне истории из легенды. Сколько из этих 100 тысяч откликнутся на Ваш призыв перенести каменный жертвенник из Института на Храмовую Гору?
"Много раз в конце моей лекции люди стучат по столу и спрашивают меня: "Так почему не строят Храм?" Верно, что это не воспринимается ими точно как забить гвоздь в сукку. Тема Храма очень широкая и, к сожалению, по 100 тысячам причин голова занята другими вещами. Есть много информации и надо отложить что-то в сторону, так первым делом откладывают в сторону вопрос Храма. И все же по сравнению с тем, что было 30 лет назад, есть подъем в сознании по всем параметрам".
Десантники сегодняшнего дня
Йегуда Глик - один из главных активистов за восхождение на Храмовую Гору - был ген.директором Института в течение 5 лет. В разговоре он признает, что ушел из-за разногласий с раввином Ариэлем, которого продолжает называть своим учителем и раввином и утверждает, что полагается тому Премия Израиля за работу по продвижению вопроса Храма.
"Раввин Ариэль не ошибается в вопросе конечной цели, но он хочет сделать "прыжок". Народ настолько оторван от Храмовой Горы, что, по моему правильнее рассказать ему перед тем, как говорить о строительстве Храма. Я ушел из Института, чтобы связать мировоззрение раввина Ариэля с народом".
К словам Глика присоединяются другие люди из круга занимающихся Храмовой Горой и Храмом. Пои их словам, идеологическая бескомпромиссная жесткость раввина Ариэля препятствует Институту стать консенсусом и получить поддержку большего количества людей.
Раввин Ариэль не переживает из-за этого анализа: "Мы не хозяева Торы, мы рабы. Мы не можем уступить ни в одной области, не можем закруглять углы. По поводу Храма и Храмовой Горы - в любом деле надо наметить цель. Есть этапы, но без установления цели ничего не работает. Это помогает человеку преодолеть промежуточные этапы. Тот, кто говорит только о Храмовой Горе, ввидит нас в искаженную реальность государства, передавшего ключи от сердца Страны врагам. Люди не видят, как это решить, и отчаиваются. Когда вы знаете, что цель - Храм, вы понимаете, что есть этапы".
- По Вашему, фокусироваться только на Храмовой Горе - ошибка?
"Поднимающийся сегодня на Храмовую Гору - это десантник 50-летней давности. Они были и ушли. Даже 10-летнему ребенку, поднимающемуся на Гору, надо дать значок десантника".
- Есть смысл в восхождении без строительства?
"Есть раввины, говорящие, что поднимающийся на Храмовую Гору не выполняет этим никакой заповеди. Они вводят публику в заблуждение. Есть заповеди в Торе, касающиеся периода и когда нет Храма, например: "к обиталищу Его обращайтесь и туда приходите" (Дварим 12:5). Есть иранская угроза? Есть заповедь подняться на Храмовую Гору с серебрянными трубами из Института Храма и трубить".
В 2005г. раввин Ариэль был среди учредителей Санхедрина. Вначале казалось, что эта инициатива увлекает и влиятельных раввинов, вроде Адина Штайнзальца, но тот вышел из организации через год.
- Это провал в Ваших глазах?
"Мы не подрядчики успехов, мы подрядчики того, что написано в Торе. Если 100-процентный успех - замечательно. Если 50% - это то, что есть. Любая большая вещь начинается с первого шага. В вопросе Санхедрина основной проблемой было отсутствие денег. Мы не могли брать городских раввинов или даянов, потому что они потеряли бы зарплату. Раввин Штайнзальц ушел, потому что угрожали ему не дать пожертвование в 1 млн долл на важные нужды. Когда у нас будут деньги платить зарплаты, тут будет очередь желающих присоединиться. Даже в нынешних условиях мы смогли сделать несколько вещей".
- Харедим и светские не считаются с этой организацией, подавляющее большинство вязаных кип относятся к этому как к побочной организации, мягко говоря.
"Каждая заповедь начинается с небольшого Храма между развалин. Я знаю, что нынешний Санхедрин - не что-то идеальное. Надо, чтобы там были самые важные мудрецы, люди, стремящиеся к правде, чтобы установили справедливость в Стране. Сейчас положение не таково, но нет освобождения от выполнения заповеди по созданию Санхедрина".
- Но Вы предоставляете уступку себе - иначе каждое утро, Вы пытались бы на деле строить Храм?
- "Вы правы, что каждый день надо идти с топором, пробивать ворота. Я уже когда-то вошел с пулеметом и дали мне охранять купол. Я стоял там и ждал, что приедет грузовик Главного раввината и начнет разгружать ящики. В одном жертвенник, в другом Ковчег, в третьем стол. Это не произошло, потому что никто не подготовился. Каждый день я вспоминаю, как стоял там и ждал раввинов с Храмовой утварью. И никто не прибыл. сегодня я делаю все, чтобы когда это произойдет опять и солдат поднимется на Храмовую Гору, никто не сможет спросить: "Где Менора?" - Вот она, готова".
("Макор ришон" 24.07.2015)
Перевел Яков Халфин
МАОФ