Maof

Tuesday
May 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Подойдя к Меарат Хамахпела, он выбил автоматной очередью замок и протрубил в шофар, прежде чем зайти во внутрь. А потом, впервые за сотни лет, в течение которых турецкие власти не разрешали евреям взойти выше седьмой ступени, рабби Горен занес в Меарат Хамахпелу свиток Торы и произнес молитву. После этого он объявил, что Хеврон отныне и навсегда будет принадлежать еврейскому народу.
  Самый запоминающийся момент Шестидневной войны в июне 1967г. – главный раввин ЦАХАЛа рабби Шломо Горен трубит в шофар возле Западной Стены в Иерусалиме. Рабби Горен знал, что армия пойдет освобождать Хеврон, в котором находится Меарат Хамахпела (Пещера Праотцов), место захоронения Адама и Хавы, Авраама и Сары, Ицхака и Ривки, Якова и Леи. Он попросил разбудить его перед наступлением, но армия ушла без него. И тогда он сказал шоферу ехать в Хеврон, думая, что он уже освобожден, но его взору предстал опустевший город, увешанный белыми простынями. Город-призрак, в котором арабы в страхе ждали расправы за погром летом 1929г., когда они вырезали 67 евреев и ранили многих других, в основном, в Хевронской йешиве. Пока армия еще готовила атаку, рабби Горен в одиночку «взял» город, в котором проживало 80 000 арабов. Подойдя к Меарат Хамахпела, он выбил автоматной очередью замок и протрубил в шофар, прежде чем зайти во внутрь. А потом, впервые за сотни лет, в течение которых турецкие власти не разрешали евреям взойти выше седьмой ступени, рабби Горен занес в Меарат Хамахпелу свиток Торы и произнес молитву. После этого он объявил, что Хеврон отныне и навсегда будет принадлежать еврейскому народу. Министр обороны Моше Даян был возмущен поступком рабби Горена и заверил арабов, что пещера останется их мечетью.



Путь наверх

 Рав Горен родился в Польше в 1917г. и прибыл в Палестину в 1925г., его отец был одним из основателей поселения Кфар Хасидим. В 1933г. он начал учиться в Хевронской йешиве, и в 17 лет написал комментарии на Мишней Тора Рамбама. В 21 год он опубликовал исследование законов о микве «Шеарей Тахара». В 18 лет в 1936г. он вступил в Хагану и во время Мильхемет Хашихрур, (Войны за Независимость), он воевал под Иерусалимом. Стал раввином в армии, поднялся до бригадного генерала и впервые в Израиле был назначен Главным раввином армии. Во время Синайской кампании в 1956г. и в Шестидневную войну неоднократно рисковал своей жизнью, часто идя сразу же за отступающими врагами, ради того, чтобы найти тела погибших солдат и похоронить их по еврейскому обряду. Следил за соблюдением кашрута и проведением праздников в армии даже на отдаленных форпостах и отвечал на вопросы, касающихся Закона в период войны и в мирное время. В 1968г. он стал главным ашкеназийским раввином Тель-Авива-Яффо, а в 1973 по 1983г.г. был главным ашкеназийским раввином Израиля. В 1961г. его наградили Премией Израиля за первый том комментариев на Иерусалимский Талмуд (Хаиерушалми Ха-Мефораш).
 

«Хар Хабаит беядейну!» («Храмовая Гора в наших руках!»)

  В июне 1967г. евреи освободили Старый Город в Иерусалиме. На третий день Шестидневной войны генерал Мота Гур объявил по военному радио: «Хар Хабаит беядейну!» 7 июня рабби Горен заявил у Западной Стены: «Мы освободили город Б-га. Мы вступаем в эру Машияха (Мессии) и, я обещаю христианскому миру, что мы позаботимся о взятом нами».
   Израилю принадлежала только Западная Стена, и рабби Горен считал, что восстановление еврейского присутствия на Горе станет главным шагом по направлению к Спасению Израиля. 15 августа рабби
Горен, один из пламенных сторонников восстановления Храма, демонстративно собрал евреев на молитву на Храмовой Горе. Это вызвало шок и панику среди мусульман. Молитва состоялась вопреки постановлению правительства Израиля. Вакх (Высший Мусульманский Совет под контролем Иордании) в ответ на это закрыл ворота над Западной Стеной. 17 июня Даян сел на молитвенный ковер с членами Вакха и, обсудив ситуацию, установил правила, остающиеся в силе до сегодняшнего дня. Он приказал убрать израильский флаг, развевавшийся над Храмовой Горой, и передал управление ею в руки Вакха. Хотя доступ на Гору евреям не запрещен, но молиться там не разрешают. Даян запретил любое отождествление с самым святым местом иудаизма: «Я не сомневаюсь, что поскольку власть в наших руках, мы должны уступить. Мы должны рассматривать Храмовую Гору только как историческое место, связанное с прошлым».
 

«Трагедия для многих поколений»

   17 декабря 1997г. умер генерал Узи Наркис, командовавший освобождением Иерусалима. 31 декабря 1997г. «Хаарец» и АР напечатали его интервью, данное им в мае с условием напечатать его только после его смерти. В интервью Наркис рассказал, что через несколько часов после освобождения Храмовой Горы рабби Горен сказал ему: «Сейчас надо подложить 100 кг взрывчатки под мечеть Омара и избавиться от нее раз и навсегда». Наркис ответил: «Довольно, рабби». Рабби Горен продолжал: «Узи, этим ты войдешь в историю». Наркис ответил: «Мое имя уже будет записано в историю книгами о Иерусалиме». Но Горен настаивал: «Ты не понимаешь, какое это будет иметь огромное значение. Это благоприятная возможность, которой надо сейчас воспользоваться. Завтра будет уже поздно». Наркис ответил: «Рабби, если Вы не прекратите, я отправлю Вас в тюрьму». «Этот спор длился всего несколько минут, и рабби Горен молча отошел от меня», - сказал Наркис.
   После публикации интервью с Наркисом, израильское радио передало речь рабби Горена, сказанную в 1967г. на военной конференции. В ней рабби Горен прямо сказал, что передача Храмовой Горы в руки Вакха была трагедией: «Я сказал это министру обороны Моше Даяну. И он ответил мне: «Я понимаю, о чем Вы говорите, но неужели Вы действительно думаете, что мы должны были взорвать мечеть?» Я ответил ему: «Безусловно мы были обязаны взорвать ее». Это трагедия для многих поколений, что мы этого не сделали… Я бы сам пошел туда и стер бы ее навсегда с лица земли, чтобы там и следа не осталось от того, что там когда-то стояла мечеть Омара».
 

  Место в вечности

  После освобождения Храмовой Горы, солдаты нашли Эвен Хаштия (Камень Авраама и Ицхака), на котором, по обычаю ислама уничтожать все принадлежащее другим религиям, в VII в. после оккупации Иерусалима и Храмовой Горы, была построена мечеть Омара. Эвен Хаштия является самым святым местом после Святая Святых на Горе, имя это, по еврейской традиции, говорит о том, что Б-г создал Эвен в небе и принес его сюда, а потом создал остаашийся мир. Эвен Хаштия был первым местом, которое можно было видеть после того, как прекратился потоп (Мабуль), наведенный на землю Б-гом. На горе Мория и на Камне расположен Ган Эден (Райский Сад). Здесь Авраам готовился принести в жертву Ицхака. И когда на детей Израиля напали враги, они собрались возле Камня, здесь их никто не мог одолеть. После освобождения Иерусалима величайший из царей Израиля царь Давид установил Ковчег Завета на Камне и предназначил его для постройки Храма.
  Рабби Горен осмотрел Гору сразу же после Шестидневной войны и заключил, что Камень есть место алтаря. Мишна говорит, что ковчег Ноаха изначально тоже находился на Камне, а в Йом Кипур первосвященник клал на него благовонные курения. 2000 лет евреи мечтали о восстановлении Храма и молились в сторону Эвен Хаштия, где присутствовал Дух Божий.
  Среди многчисленных достижений рабби Горена находится его заявление о том, что посещение Храмовой Горы евреям не только разрешено, но и является заповедью. Он энергично выступал против соглашения Осло, а в 1993г. его решение о том, что солдаты должны не подчиняться приказам и отказаться разрушать поселения в Иудее и Самарии, стало сенсацией. В 1994г. он объявил, что религиозный закон приказывает евреям убить Арафата. Рабби Горен (1917-94) воплощал в себе великого ученого в Торе и замечательного солдата на службе у Б-га и еврейского народа.