Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 


«Я не дошел до Литани», Йонатан Коэн. Командир танка комроты, в бою в вади Салуки 12 августа 2006-го был водителем танка командира 3-го взвода роты «ламед» 9-го батальона 401-ой бригады. «Взгляд снизу», в отличие от других вышедших книг, где война рассматривается «с птичьего полета». Безыскусно, двадцать лет пацану. Пишет, как есть. Девки, разговоры, экшен, вперед, едем, застреваем, танки пробиваются, стреляем, друзья горят, умирают, попадание, контузия, всё черно, наощупь наружу, вытаскиваем, пена горлом, добежали, потерял сознание, трахеотомия, откачали, эвакуация, больница, папа-мама, оклемался. Читайте. Недавно вышла, во всех книжных имеется.

Некоторые детали (в том, что не касалось непосредственно его самого, возможны ошибки), не везде в хронологическом порядке:

- alex_ars, я ошибся, комбат-9 шел не впереди, а в середине ротной колонны, первым шел комроты. Или противотанкисты Хизбаллы разглядели тактические обозначения, или хотели разрезать колонну (хвост был вне зоны поражения, но наблюдение в принципе быть могло), или ему просто особо «повезло», что первый залп из трех ракет у Фаруна был по нему. Высунулся из танка после второй оценить повреждения, в этот момент третье попадание. Но жив остался.

- Йонатан год и девять в армии, девять месяцев назад закончил курс командиров танков. В начале войны ускоренные «предбоевые» учения, до этого один раз, три дня, несколько месяцев назад. Не водил год. «Текущая безопасность» с танками – ни разу. Остальные ржавые примерно так же.

- Попадание по касательной спереди в корпус – автоматические передачи ушли. Перевел на ручные – на учениях никогда не пользовались. Ехал на ручных, от удара танк делал только 10 км/ч. Потом автоматические сами заработали.

- Рота «ламед» проходит Фарун, за ней рота «мем» под прикрытием дыма – дымовые гранатометы.

- Рандурия. Командир второго взвода, которому в Фаруне ракетой обломало пушку (перед Рандурией его снаряды перегрузили в другой танк, чтобы не пропадали), прикрывает дымом из гранатометов. «Это первый раз, когда я увидел дымовые гранатометы в действии. На всех учениях всегда отверстия гранатометов были закрыты черными крышками, и мы ими никогда не пользовались. Экономия».

- От дымовых гранат загораются кусты. «Мы кашляли, как сумасшедшие. Я боялся, что от дыма сработает Спектроникс (система автоматического пожаротушения в танке), и тогда мы все должны будем выскочить наружу, потому что эти газы очень ядовитые, и от них можно умереть, если дышать слишком долго». dmitrykagan, shunara, к тому разговору на тему. В дальнейшем по книге у многих действительно отравление газами Спектроникса (в том числе у него самого, как сказал врач родителям), люди в тяжелом состоянии, но там было одновременно и отравление дымом, трудно вычленить. О проветривании речь не идет даже в случае, когда попадания вообще нет. Драку опять заводить не надо, чисто деталь к разговору.

- Из-за неясности, где именно в Рандурие на данный момент солдаты НАХАЛя (сообщение их командира), приказ танкам огня по деревне не открывать, до выяснения. В Фаруне открывали, подавляли огневые точки противотанкистов и легкого оружия. «Перед входом нам говорили, что Рандурия уже зачищена». Начинаются ракеты - отвечают пулеметами. После подбития двух танков замкомроты, который наехал на фугас и застрял, открывает огонь из пушки. В целом огонь был заблокирован больше часа. В дальнейшем экипажи подбитых танков, укрывшиеся неподалеку, связываются с батальоном и вызывают артиллерию по деревне. Начинается обстрел, снаряды ложатся слишком близко, артиллерию отзывают.

- Йонатан применяет термодымовую аппаратуру – дымовая завеса впрыскиванием солярки в выхлоп. Не сказано, применял ли на учениях.

- Комроты в течение всего боя стоял в открытом люке. «Не уверен, что это самое разумное, воевать с головой снаружи, когда ты во вражеской деревне с десятками домов с противотанковыми расчетами Хизбаллы, но, несомненно, для этого нужно много храбрости». При попадании в его танк выброшен на пятнадцать метров, головой об землю, сломал шею. Но наводчик и заряжающий погибли внутри, сдетонировал боекомплект, так что закрытый люк командиру бы не помог. Скорее наоборот, больше шансов было при вылете. Не угадаешь.

- Как минимум в двух танках был пехотный десант в заднем коридоре: по четыре резервиста в танке. Еще в одном танке ротный техник. Из-за пехотинцев при эвакуации из танка Йонатана экипажу пришлось снимать поставленные защитные ограждения между коридором и башней, сняли голыми руками без инструментов. Задний люк пехотинцы, выскочив, с перепугу закрыли за собой тоже.

- Нигде нет упоминаний про перчатки из номекса (огнеупорные). Йонатан после попадания в его танк выбирается в башню, там обжигает руку о раскаленную поверхность. Про членов экипажа в другом танке сказано, что они были с закатанными рукавами комбинезонов, руки сильно обгорели. Про дымы, Спектроникс и отсутствие учений уже много говорено, но про перчатки и рукава я вижу в первый раз. Оно конечно август, и вообще огнеупорные не значит несгораемые, но «в наше время» это разумелось само собой. Всяко лучше потеть, чем гореть.

Учения:

«- Пушка, хец-2, пара грузовиков с ПТ, прицел, по правому, измерение... - сказал я по внутренней связи после того, как засек два грузовика, нагруженных ПТ.
- Не определяю, - прошептал наводчик Идо.
- Соберись! - выговорил я ему. В любом случае, он обязан произвести огонь и снять их.
- Окей, окей. Вижу. По правому, 1300, прицел.
Я посмотрел на свой экран и увидел, на какие кнопки он нажал. Идо владел своим отделением.
- 1300, водитель продвинуться, - сказал я Адаму.
- Прицел! – Идо установил крест точно на грузовик.
- Водитель стоп! Здесь гимель, стреляю сейчас! Огонь! – крикнул я по внешней связи.
- Цель! – я услышал Шая, комроты.
- Цель! По грузовику слева, последней наводкой, огонь! – крикнул я Идо. Ами наблюдал наружу за новыми угрозами. – ПТ справа! – крикнул он, когда обнаружил расчет.
- ПТ справа! Водитель вперед быстро! Пушка я стреляю! Пулемет я стреляю! Спаренный - огонь по ПТ! Водитель стоп, здесь гимель, граната! Давай, Ами, дай гранату, граната взрыв! Водитель, дави ПТ! Огонь, огонь! Огонь из всего, что есть! – я свистел приказ со всей дури. Я так любил массированный огонь, который можно произвести из танка. Именно это дает мне почувствовать себя живым. Танк.
- Гимель, отбой! – сказал Шай из машины. – Очень хорошее упражнение, экипаж гимель. Прибыть в район сосредоточения. Сейчас урок.
- Есть. Разбор в отделении и спускаюсь, - сказал я ему. – Хорошее упражнение, экипаж гимель. Очень хорошо. Идо, отлично, только надо немного улучшить концентрацию. Ты обязан засечь противника, и как можно быстрее, и даже если ты не засекаешь, ты производишь огонь, главное производить огонь, - сказал я и дал ему подзатыльник, чтобы он понял, что я им доволен.
- Ами, мне понравилось твоя бдительность к угрозам. Если ты засекаешь – сразу сообщить, чтобы мы вошли в контакт как можно быстрее. Ты так и сделал, это хорошо...
- Адам, хорошие поправки. Давайте, вернемся в район сосредоточения».

По правилам Йонатан должен был заменить заряжающего Ами (на войне танком командует сам комроты), но Ами был лучший заряжающий в роте, Йонатан ему уступил, и пошел водителем в другой экипаж к командиру третьего взвода – его водителя отпустили на свадьбу брата. Шай, Ами и Идо погибли, Адам был тяжело ранен. Книга посвящена погибшим и всем бойцам роты.


"Живой журнал" david-2