Кровавое событие, обрушившееся на еврейскую общину Багдада в том году, было названо "фарhуд" (резня, погром). Это была "Хрустальная ночь" евреев Ирака. Как и в "хрустальную ночь", прошедшую в Германии за два с половиной года ранее, так и здесь руки нацистов и их сообщников были в крови. Но если известие о погромах организованных нацистами среди евреев Европы распространилось и известно всем, то на кровавые события в Багдаде опустился занавес молчания, и часть деталей известна до конца до сегодняшнего дня. Помнят эти события немногие, а многим вообще даже не известно об этом. Спросите у кого-либо известно ли ему о преследовании евреев в Багдаде во время Катастрофы и выяснится, что наткнешься на взгляд, выражающий полное изумление. Ибо что общего между евреями Востока и Катастрофой евреев Европы?
А горькая правда заключается в том, что в то недоброй памяти лето оказались евреи Багдада между молотом и наковальней – дьявольской программой Адольфа Гитлера создания "1000-летнего рейха", злыми умыслами муфтия Хадж Амина аль Хусейна уничтожить еврейский ишув в Эрец Исраэль, и силами англичан, проводившими отчаянную оборонную тактику, пытаясь помешать нацистам и их союзникам завладеть Ираком.
Это забытый рассказ об одной из драматических историй 2-й мировой войны, когда в течение небольшого отрезка времени – нескольких месяцев - власть в Ираке колебалась между властью нацистов и властью британцев, и большой знак вопроса витал над судьбой евреев как в Ираке, так и во всех странах Ближнего и Среднего Востока.
Ответом на этот вопрос является черное золото Ирака, текущее по подземным жилам, его мощные нефтяные ресурсы. Владение иракскими скважинами, это было известно обеим сторонам, даст победившей стороне огромнейшее преимущество в борьбе за будущее Европы. Кроме того, если бы нацистам удалось прочно обосноваться в Ираке, того и гляди, весь Ближний Восток упал бы им в руки, как созревший плод. "Если Гитлеру удастся захватить Ближний Восток, - писал Черчилль в срочной телеграмме отправленной президенту США Рузвельту, - нас ожидает продолжительная и чрезвычайно печальная война".
Чтобы понять и оценить пессимизм, охвативший выдающегося британского лидера весной хмурого 1941 года, нам надо бросить взгляд на картину международного положения, как она выглядела в те дни. Этот взгляд покажет нам, что Британия действительно оказалась в этот час в одной из самых труднейших для нее ситуаций на протяжении 2-й мировой войны. Большинство стран Европы были захвачены силами оси, немецкие самолеты по ночам бомбили города Британии в рамках атак "большого блица", не встречая отпора:, подводные лодки Германии нанесли большие потери британскому флоту.
И в других частях мира положение Британской империи выглядело плачевно. "Лисы пустыни" генерала Роммеля изгнали последние силы англичан из Ливии и сейчас стояли наготове вдоль границ Египта, готовые прорваться на Восток и завладеть Суэцким каналом. Это прервало бы необходимый, но непрочный канал, связывающий Британию с ее колониями в Индии. В это же время немецкий вермахт завершил изгнание британских войск из Греции и острова Крит. Таким образом, англичане потеряли последний оплот, который еще оставался у них на суше в Европе. На Ближнем Востоке положение было не лучше. С июня 1940 года в Сирии и Ливане правило пронацистское правительство Виши, и, несмотря на то, что Египет был формально под правлением Великобритании, в действительности, среди многих правительственных чиновников были распространены там настроения. Не удивительно, что шансы англичан победить в войне выглядели несравнимо малыми.
И в этот роковой час Лондон и Берлин обратили взоры в сторону далекого Багдада. Немцы надеялись овладеть нефтяными скважинами в Ираке и тем самым нанести дополнительный удар по военному потенциалу англичан. Англичане прилагали отчаянные усилия, чтобы затормозить немцев, но их военное присутствие в Ираке было очень незначительным. Ближайшие базы находились в Эрец Исраэль. В дополнение к этому, немцы сумели в течение лет создать в Ираке разветвленную сеть агентов и коллаборационистов, которые вели непрерывную подрывную деятельность против английских властей. Теперь эти агенты и их сообщники вышли из подполья, чтобы открыто мешать военным усилиям англичан. Таким образом, судьба Ближнего Востока висела на волоске, и только явное Высшее Провидение предотвратило падение Востока в руки нацистов.
В центре этого кипящего котла жили 180000 евреев Ирака и напряженно следили за развитием событий.
Эмир Фейсал, воевавший на стороне Лоренса Аравийского, за свои заслуги был удостоен титула "король Ирака". В 1941 году наследником стал его 4- летний внук. Опекуном ребенка англичане назначили принца Абдула аль-Ваиля из Саудии. Это назначение вызвало широкое недовольство среди множества мусульман, видевших в этом сильное вмешательство "неверных" британцев во внутренние дела. В результате начался ряд террористических диверсий против британских сил в Ираке и против тех, кто с ними сотрудничал. Среди сотрудничавших с англичанами было немало евреев, занимавших важные посты в государственных структурах и экономике.
Для взрыва "бочки иракской взрывчатки" нужна была только искра, которая появилась в лице позорно известного иерусалимского муфтия Хадж Амин аль-Хусейни. В октябре 1937 года сбежал аль-Хусейни из Палестины вследствие убийства английского наместника в Галилее Луиса Эндрюса. Муфтий и еще несколько его сообщников по арабскому комитету сбежали в Бейрут, а оттуда пробрались на территорию Ирака 13 октября 1939 года, через 6 недель после начала мировой войны.
Позиция Хусейни заключалась в том, что победа англичан в мировой войне противоречит арабским интересам. Сразу же по прибытии в Ирак он начинает действия по устранению англичан из страны, чтобы ускорить решение дела Палестины и интересы государств оси. Эта деятельность получила финансовую поддержку со стороны Берлина и Рима, которым пришлись по нраву усилия муфтия по устранению англичан из Ближнего Востока. В августе 1940 года Хусейни послал своего секретаря Кемаля Хадада в Берлин. Хадад действовал как офицер связи между Германией и группой из 4-х пронацистски настроенных армейских офицеров в Ираке, планировавших свержение короля и захват власти. Группа называлась "Золотой квадрат". Муфтий достиг тайной договоренности с Германией предоставить в распоряжение гитлеровской Германии огромнейшие запасы нефти Ирака взамен немецкого обещания уничтожить евреев Эрец Исраэль и помочь осуществлению национальных устремлений арабов во всех частях Ближнего Востока. Гитлер был увлечен обещанной ему неограниченной поставкой нефти накануне запланированного вторжения в Россию в июне 1941 года.
Это был решающий момент в борьбе. Если бы иракцам с помощью немцев удалось захватить базу англичан, это дало бы новой власти время, чтобы подготовиться и укрепиться. Обещанная помощь немцев уже была в пути. Французы (Виши) и итальянцы – союзники Гитлера –тоже напрягли усилия и послали в этот район большое количество оружия, боеприпасы и боевые самолеты. Оружие было отправлено из Салоник через Турцию в Сирию и оттуда доставлено в Ирак.
Этой военной мощи англичане могли противопоставить только курсантов летной школы, обучавшихся на базе в Хабании. С вызывающей восхищение дерзостью вылетали неопытные курсанты навстречу немецким самолетам и силам иракской армии ... на учебных самолетах. Немотря на соотношение сил не в их пользу, англичане героически защищались, и иракцы понесли тяжелые потери. Было ясно, что такое положение дел не могло продолжаться долго, и срочные телеграммы, посылаемые из Ирака, отражали растущее затруднительное положение осажденной базы англичан.
В этот тяжкий для них час англичане обратились за помощью к командиру ЭЦЕЛя Давиду Разиэлю, находившемуся в те дни под арестом в лагере Црифин. Английская разведка предложила ему принять участие в опасном задании по взрыву нефтеперегонных заводов в Ираке, чтобы не допустить поставку горючего для самолетов, так необходимого немцам. Разиэль согласился, но поставил свое условие: он потребовал разрешения похитить муфтия и доставить его в Эрец Исраэль для суда.
Но как раз, когда положение казалось безвыходным, все перевернулось. Выяснилось, что иракцы упустили удачное время захвата британской базы в Хабании с первого приступа. Авангард английских экспедиционных сил, состоявший из 2000 солдат, были срочно переброшен с военных баз Британии в Эрец Исраэль. Несмотря на непрекращающиеся воздушные атаки немецкой авиации и сопротивление наземных сил иракцев им удалось прорвать дорогу к осажденной базе в Ираке. Разведка англичан сумела передать иракцам дезинформацию о сотне английских танков, якобы продвигающихся по шоссе, ведущему к Багдаду. Эта весть породила ужас в сердце иракского верховного командования. Члены "золотого квадрата" совместно с их нацистскими помощниками и иерусалимским муфтием сбежали в соседний Иран. Только мэр города остался в городе, чтобы подписать документ о прекращении огня.
Британские силы получили указание не входить в Багдад, чтобы не создавать впечатления, что они захватывают город. В Багдаде создалась ситуация безвластия, продолжавшаяся несколько дней. И тогда произошел погром.
В последние (перед приходом англичан) дни усилилось подстрекательство против евреев. В своих радиопередачах муфтий обвинял евреев в передаче информации британскому посольству, что привело к падению "золотого квадрата". Все евреи - шпионы, - декларировал он.
Секретарь еврейской общины рассказывал, что за несколько дней до резни, дома евреев стали отмечать отпечаткой красной ладони, и параллельно этому главный раввин Сасон Кадури был приглашен к губернатору Багдада. В беседе раввину было сказано, что власти защитят евреев, а на время праздника "рекомендуется" укрыться в домах. Когда секретарь общины услышал эти слова раввина, он предостерег его от ловушки. Накануне праздника Шавуот делегация уважаемых членов еврейской общины отправилась в аэропорт Багдада, чтобы встретить наследника престола, возвращавшегося в страну.
На обратном пути при пересечении моста аль-Хор делегаты были атакованы иракскими солдатами и жителями. Один еврей был убит, а многие ранены. Этим был дан сигнал для антиеврейского погрома, который весьма быстро охватил целые кварталы Багдада. Тысячи домов и предприятий, принадлежавших евреям, были взломаны и подожжены. Священные книги были осквернены, синагоги сожжены. Мужчины, женщины и малые дети были убиты со звериной жестокостью. К сброду присоединились полицейские, солдаты и просто жители, желавшие ограбить евреев. Число убитых никогда не выяснится точно. Официальные сведения правительства Ирака сообщают о 187 убитых евреях, но другие оценки говорят о 400 убитых, а возможно и больше. Около 2100 евреев ранены, а цена нанесенного ущерба имуществу достигает миллионов иракских динаров. Еврейская община не оправилась полностью от кровавых беспорядков, и по прошествии 10 лет 100 000 евреев покинули пределы Ирака и репатриировались в государство Израиль.
Поведение англичан во время "фархуда" остается загадкой до сего дня. Даже после получения точных сведений о резне и мародерстве, происходящих в городе, британский посол К. Корнуэльс не позволил английским войскам войти в город и защитить его евреев. Только после 48 часов, когда возникло опасение, что положение в городе выйдет окончательно из-под контроля, британские войска вошли в город, после короткого боя обратили в бегство толпу и прекратили погром.
Полные ответы не будут получены до 2017 года, когда будет снят запрет о разглашении военных документов, имеющих непосредственное отношение к этому делу.