и нет справедливости без правды»
Симон Визенталь
"В бездонной горечи его глаз можно было утонуть..." Судьба наградила его 96 годами жизни. И какими! Пройдя через 12 гитлеровских концлагерей и разоблачив после Второй мировой войны больше тысячи скрывавшихся нацистских преступников, он свел с ними счеты за миллионы их жертв. Он «мирно уснул» в своем венском доме 20 сентября 2005 года, и не было, пожалуй, ни единого новостного СМИ на земле, которое бы прошло в те дни мимо этого события. Великий человек!
Согласно завещания 23 сентября 2005 г. Симон Визенталь похоронен в Израиле, на кладбище в Герцлии.
Ни один из министров израильского правительства не пришёл проводить его в последний путь.
Автор - Леонид Школьник
Название - Кадиш по Визенталю.
Запомните, господа: 20 сентября 2005 года, в день, который мы еще не раз будем вспоминать, мы потеряли СОВЕСТЬ ХОЛОКОСТА. Нет-нет, наши совесть и достоинство, мудрость и мужество, боль и надежда – при нас, с нами, несмотря ни на что.
И только Симона Визенталя больше не будет.
В бездонной горечи его глаз можно было утонуть.
Потому что он никогда не таил в себе боль по шести миллионам жертв Второй мировой войны, боль тысяч и тысяч их родных и близких. Потому что он видел больше и глубже, чем все мы, вместе взятые.
Визенталь выдавливал нацистских преступников и их подельников изо всех хитроумных нор, комфортабельных щелей и подвалов в самых разных странах, на разных континентах. Он сделал всё возможное и даже больше, чтобы ни один сумевший скрыться убийца евреев не остался безнаказанным. На его персональном счету – 1164 нациста, за которыми он охотился десятилетиями, и которым, благодаря ему, не удалось уйти от возмездия.
Недавно я услышал о факте, который, мне кажется, никого не оставит равнодушным. Одна французская общественная организация, занимающаяся исследованиями в области безопасности дорожного движения, провела эксперимент. На обочине дороги установили разбитую машину, рядом положили манекены мужчины, женщины и ребенка. Включили телекамеры. Через пару километров выставили полицейский кордон и останавливали всех, кто ехал со стороны "аварии".
За два часа мимо разбитого автомобиля проехали около 50 машин. Телекамеры зафиксировали почти одинаковую реакцию водителей: посмотрел в сторону ЧП, отвернулся, прибавил газу. На полицейском посту их спрашивали – почему проехали мимо? Половина опрошенных заявила, что там вообще ничего не было. Остальные ответы звучали так: "Не хотел связываться с полицией", "Не хотел пачкать салон кровью", "Каждый должен сам решать свои проблемы". Остановился только ОДИН водитель - дедушка на стареньком "ситроене".
Таким же «дедушкой» на бесконечной нашей дороге был и Симон Визенталь.
Всю свою жизнь он ненавидел пустозвонство, не призывал к отмщению, не сражался с равнодушием. Он – просто охотился за нацистскими преступниками. Делал единственное дело своей жизни. Делал его молча, без устали и без боязни. На еврейской дороге нет больше «дедушки» на стареньком «ситроене» нашей печали и надежды. Мчатся по ней современные мощные машины наших детей и внуков. Дай им Б-г удачи!
Но пусть хоть иногда, в Рош ха-шана или в Йом Кипур, вспомнят они о тех, кто остался на той дороге, в бесчисленных рвах и ямах, кто дымом и пеплом ушел в небо, – ради них, сегодняшних.
Прим.
Статья о жизни Симона Визенталя, написанная за год до его смерти
"Живой журнал" jennyferd