«Война – это занавес, за которым люди и народы предаются таким грехам, которых мир не потерпел бы иначе»
Л. Н. ТОЛСТОЙ «Об истине, жизни и поведении»
В документах и книгах посвященных трагической истории Холокоста, наряду с описанием чудовищной системы уничтожения еврейского населения стран Восточной Европы, непременно приводятся факты беспрецендентного грабежа личных вещей и недвижимого личного и общинного имущества. В действительности это была хорошо организованная, с учетом немецкой педантичности, система беспредельного грабежа еврейского населения, геноцид которого был предопределен нацистской политикой Третьего рейха.
Рейхсканцлер фашистской Германии Гитлер возлагал большие надежды на значительные доходы государственной казны от присвоения личного, движимого и недвижимого имущества евреев, а также их бесплатного рабского труда в гетто и концлагерях. Руководство тотальным грабежом, обреченных на смерть евреев, нацистский фюрер поручил своему ближайшему сподвижнику рейхсминистру Герингу.
По поводу изъятия еврейской собственности был издан циркуляр Министерства оккупированных восточных областей под названием «Директивы по обращению с еврейским вопросом» («Richtlinien fur die Behandlung der Juden frage»), где указывалось : «За исключением того,что будет означено как самое необходимое для существования, вся еврейская собственность подлежит учету, конфискации и изъятию... Необходимо как можно скорее лишить евреев контроля над их имуществом с помощью указов и дополнительных мер, проводимих комиссариатами».
Массовое уничтожение евреев на территориях СССР, оккупированных Германией, сопровождалось грабежами и насильственным изъятием личного и общинного имущества. Причем, следует учитывать, что экономическое положение евреев на территориях, аннексированных Советским Союзом по «пакту Молотова – Риббентропа»в 1939 – 40 г.г. (Зап. Белоруссия, Зап. Украина, страны Балтии, Бессарабия и Сев. Буковина) было заметно лучше условий жизни еврейства, как, впрочем, и всего населения, проживавшего на территории СССР – в границах до начала Второй мировой войны.
Для централизации использования еврейского имущества 1 декабря 1941 года было создано так называемое Опекунское управление (Treuhandverwaltung), четыре филиала которого действовали в генералкомиссариатах Литвы, Латвии, Эстонии и части Белоруссии.
Обязанность регистрации и изъятия еврейского имущества была возложена на низший эшалон немецкой гражданской администрации – гебитскомиссаров. Они, в свою очередь,задействовали подчинявшиеся им органы местного самоуправления: бургомистров и сельских старост. К примеру, в приказе гебитскомиссара Минского района Ганса Кайзера от 14 октября 1941 года говорилось: «До 1 ноября 1941 года должно быть заявлено все имущество жидовского населения. Заявлять обязан каждый, кто имеет жидовское имущество в пользовании или на хранении, а также каждый, кто, не будучи собственником, владельцем или не имея охранной расписки распоряжается или может распоряжаться жидовским имуществом юридически или фактически...»
Недавно в Германии опубликованы архивные материалы, подтверждающие, что вся без исключения государственная машина Третьего рейха была причастна к ограблению и уничтожению евреев. 120 миллиардов рейхсмарок или 12 миллиардов фунтов стерлингов было заработано на еврейских ценностях, от продажи недвижимости и иных средств частного пользования. Германский историк Ханс – Петер Ульман утверждает, что ограбление евреев происходило повсеместно, во всех оккупированных нацистами странах и, разумеется, на территории самой Германии. А чтобы покинуть страну проживания после прихода к власти нацистов, евреи обязаны были заплатить огромный выкуп за обретенную свободу. И это, как правило, вообще лишало их каких – либо средств к существованию. По скромным подсчетам профессора Ульмана на мобилизованные таким образом средства национал – социалисты смогли профинансировать 30% всех военных действий, которые вел Третий рейх.
Сразу после войны был запущен миф, что в годы войны гражданские сотрудники министерства финансов Германии не были причастны к преступлениям фашистского режима страны. На самом же деле все структуры власти Третьего Рейха напрямую участвовали в ограблении и уничтожении евреев. Позже стало известно, что практически вся еврейская собственность в Германии реализовывалась через специальные аукционы. Например в Гамбурге, начиная с 1941 года и по апрель 1945, аукционы по распродаже еврейской собственности проходили ежедневно, а все вырученные средства направлялись на поддержание промышленности и армии.
В докладе, сделанном профессором Ульманом, подробно говорится о том, как с молотка пошли 72000 квартир и домов, принадлежащих евреям на оккупированных территориях к востоку от Германии. Собственность ограбленных и впоследствие уничтоженных евреев Польши и стран Балтии, вагонами свозилась в рейх, где и реализовывались среди местного населения.
Так, в Кёльн были доставлены 1457 вагонов награбленного еврейского имущества, в Росток – 1023 вагона, 1928 - в Эссен и 2699 вагонов получил Гамбург. Естественно, нацисты пользовались огромной поддержкой со стороны своих бюргеров, а все истории о якобы немецком сопротивлении - не что иное, как выдуманные байки для самооправдания.
После войны страны Восточной Европы, где свирепствовал Холокост и насильственное присвоение личного и общинного имущества евреев, хоть как – то стремятся возместить потери от беспредельного грабежа, учиненного нацистами и их местными пособниками – коллаборационистами.
Существующая организация Клеймс Конференс занимается исками по возвращению имущества и получению компенсаций от Германии и Австрии. Всемирная организация по возвращению еврейского имущества (WJRO) занимается вопросами получения компенсаций и возвращения имущества от других стран Центральной и Восточной Европы. С 2005 года Клеймс Конференс начала оказывать WJRO помощь в разрешении проблем, возникающих при достижения указанных целей. Эти организации, совместно с еврейскими общинами , ведут переговоры с правительствами стран, чтобы добиться возвращения имущества, отнятого нацистами и их пособниками в годы Холокоста, и национализированного уже позднее коммунистическими режимами.
В Польше WJRO помогла создать фонд, в состав руководства которого вошли представители местных еврейских общин и международные еврейские организации. Фонд подал свыше 3500 исков по общинному имуществу, которое находится в Польше в районах, где, как известно, уже давно нет еврейского присутствия. Процесс возвращения общинного имущества в Польше продвигается очень медленно и, на сегодняшний день, завершено рассмотрение лишь 25% общинных исков.
В марте 2006 года, благодаря усилиям Клеймс Конференс и WJRO, начал работу Венгерский фонд компенсаций для переживших Холокост. Кроме того, Организация еврейской общины Венгрии (MAZSIHISZ) заключила с правительством финансовое соглашение по вопросу о еврейском общинном имуществе, конфискованном у евреев.
Клеймс Конференс, при поддержке Мемориального Музея Холокоста (США), создала базу данных предметов искусства, похищенных нацистами во время Второй мировой войны. Списки и фотографии более чем 20000 произведений искусства, принадлежащих евреям Франции и Бельгии, и отнятых нацистами, размещены в настоящее время в базе данных в Интернете.
Фонд Caritatea, основанный Федерацией еврейских общин Румынии, и организация WJRO взяли на себя ответственность за подачу cовместных исков и управление имуществом, которое подлежит возврату. Однако лишь небольшая часть из 1980 совместных исков была рассмотрена и удовлетворена.
В 1998 году правительство Норвегии приняло решение выплатить 450 млн. норвежских крон – ту сумму, которая была конфискована у евреев норвежским казначействомво время Второй мировой войны. Кроме того, дополнительно выделены средства на создание в Норвегии Центра по изучению Холокоста.
11 марта 2008 года правительство Бельгии, банки и страховые компании пришли к соглашению с еврейской общиной страны о выплате компенсации еврейским семьям, пострадавшим в годы Холокоста. Общая сумма выплат составит 110 млн. евро.
25 июня 2009 года правительство Литвы представило в сейм проект закона о выплате еврейской общине компенсации в размере 32, 7 млн. евро. Правительство Литвы приняло решение об увеличении суммы до 37 млн.евро в связи с добавлением стоимости двух зданий в Вильнюсе. Выплата расчитана на 10 лет.
Своеобразно сложилась ситуация с имуществом миллионов евреев, проживавших до войны и в годы Холокоста на территории Советского Союза, так как вся еврейская (и не только еврейская) религиозная и общинная деятельность были попросту ликвидированы, либо, в отдельных редких случаях, существовали подпольно. До настоящего времени на территории России недвижимое имущество еврейских общин в основном находится в Москве, Санкт – Петербурге и ряде крупных индустриальных городов. Вместе с тем, два года назад был принят закон, который предписывает ныне существующее государственное имущество религиозного назначения отчуждать исключительно в собственность религиозных организаций. Это стимулирует возвращение еврейским общинам десятки еврейских зданий постройки ХХ века не только в европейской части России, но и на Урале, в Сибири, вплоть до Владивостока.
Интересная ситуация с еврейским общинным имуществом сложилась в Калининградской области, части бывшей Восточной Пруссии. Еврейская община Кенигсберга была полностьюуничтожена в 1938 году во время нацистского разгула «хрустальной ночи»: тогда же была разрушена крупнейшая в Европе Новая синагога 1898 года постройки. Сейчас происходит процесс активного возрождения еврейской общины Калининграда, а земельный участок на котором стояла Новая синагога города, по решению суда был освобожден от цирка – шапито, и уже заложен фундамент поистине новой синагоги. Еврейская община Калининграда считает себя правопреемником еврейской общины Кенигсберга, что признано и властями Калининграда. Эта правопреемственность была также закреплена в 1998 году, когда последний раввин Новой синагоги Дунер посетил Калининград и провел церемонию передачи своих полномочий главного раввина главному раввину Калининграда Давиду Шведику. Этот пример исключительно цивилизованного отношения к такой серьезной проблеме как повсеместное возвращение разграбленной в годы Холокоста недвижимости еврейского имущества заслуживает особой признательности мировой общественности.
Все, о чем я поведал читателю, есть лишь небольшой экскурс в историю проблемы о возвращении евреям разграбленного недвижимого имущества в годы Второй мировой войны и Холокоста. Более подробно хочу рассказать о решении этой проблемы в дорогой моему сердцу Латвии, ныне независимом государстве, занявшем достойное место в Евросоюзе.
Летом 2010 года в Праге под председательством премьер – министра Чехии Яна Фишера состоялся международный форум, на котором представители 43 стран обсудили условия возвращения жертвам Холокоста ранее принадлежащих им объектов недвижимости. На презентации разработанного Меморандума советник государственного секретаря США по вопросам Холокоста Стюарт Айзенштадт заявил: «Впервые за 65 лет ...страны собрались для того, чтобы обсудить вопросы возврата имущества, конфискованного и неправомерно захваченного нацистами, фашистами и их пособниками в эпоху Холокоста, которое оценивается примерно в $ 10 – 15 миллиарда в ценах того времени».
Однако латвийские власти не торопятся выполнять принятые участниками форума к исполнению Правила возвращения утраченного еврейскими общинами имущества.
Во время немецкой оккупации в Латвии немцами и их латвийскими пособниками было уничтожено 72 тысячи проживавших в этой республике евреев, т. е. более 80% довоенной еврейской общины. Нынешняя еврейская община Латвии предпринимает всевозможные меры для возврата общинной собственности, автоматически перешедшей после массового уничтожения евреев в собственность Рейха, а затем СССР и Латвии. Дома и здания учреждений и школ продолжают числиться за государством или органами местного самоуправления.
Вот, что пишет на страницах газеты Latvijas Avize председатель Совета еврейских общин Латвии Аркадий Сухаренко: «Эти объекты общественного и религиозного характера все еще находятся в собственности государства, самоправлений или других субъектов. Хочу подчеркнуть, что вопрос реституции так или иначе придется решать. Его не удастся замолчать, сгладить или скрыть за другими важными вопросами в надежде, что он со временем исчезнет сам собой». По данным, собранным Еврейской Общиной Латвии в архивах, говорит Аркадий Сухаренко, речь идет о 270 объектах, которые в довоенное время принадлежали еврейским организациям. На данном этапе латвийские политики ведут речь о том, чтобы вернуть еврейской общине всего лишь пять объектов недвижимости.
- Здание по улице Э.Бирзниека – Упиша, которое принадлежит Министерству образования и науки (МОН). В нем расположены офисы частных фирм;
- Здание на Абренес также принадлежит МОН, и в нем размещена Рижская школа железнодорожников;
- Здание на улице Клявас в Юрмале принадлежит Юрмальской думе, там находится домоуправление;
- Владелец земли на улице Лизума (еврейское кладбище в Шмерли) – Рижская дума;
- Здание на Сколас 6, которым уже более 20 лет пользуется Рижская еврейская община;
В Латвии о возможности возврата собственности жертвам Холокоста на политическом уровне впервые заговорили десять лет назад. Тогда, при правительстве Айгара Калвитиса была создана специальная комиссия, которая разработала отдельный законопроект «О поддержке еврейской общины», который устанавливал порядок реституции имущества, разграбленного нацистами и коллаборационистами в годы войны. Этот законопроект предполагал выплату Совету еврейских общин Латвии компенсацию на общую сумму 60 млн. долларов, а также предписано вернуть 14 объектов недвижимости, которые до национализации принадлежали еврейским общественным и религиозным организациям. В этом же законопроекте содержался подробный список из 285 отчужденных объектов, подлежащих реституции.
К сожалению, в 2006 году Сейм Латвии своим решением практически ликвидировал этот законопроект, реанимировать который можно только по инциативе латвийских политиков.
И несмотря на то, что президент Латвии Андрис Берзиньш в июне 2012 года выступил с поддержкой идеи о передаче еврейской общине страны объектов недвижимости, которые были изъяты вгоды Холокоста, - «воз и поныне там».
Против возращения собственности еврейской общине резко выступает входящая в состав правительственной каолиции партия «Все для Латвии», которая придерживается крайне консервативных взглядов по национальным вопросам. Зато депутаты парламента Латвии от этой партии активно поддерживают бывших легионеров «Ваффен СС» и принимают участие в их ежегодных мартовских шествиях по центру Риги. В этой же профашистской компании состоит и скандально известный латвийский адвокат Андрис Грутупс, который считает, что латвийские евреи в 1941 году занимались депортацией латышей, поэтому Латвия имеет право требовать от США и Израиля компенсаций.
И тем не менее, руководство Совета еврейских общин Латвии продолжает настоятельно требовать от руководства властных структур Латвии принятия законодательных актов по возвращению незаконно присвоенного в годы войны общинного имущества, принадлежащегоевреям Латвии. Кстати, заместитель председателя Совета еврейских общин Латвии Бен Каем считает, что справедливым было бы компенсировать также собственность цыган и адвентистов седьмого дня, стоявших рядом с евреями у расстрельных рвов Румбулы и Бикерниеку, где «по понятным причинам не могли присутствовать нотариусы».
Эту вопиющую несправедливость пытается помочь устранить особый посланник США по вопросам Холокоста Дуглас Дэвидсон, который за последнее время уже трижды посетил республику с целью проведения переговоров с латвийскими властями по созданию законодательной базы возвращения насильственно изъятой в годы войны еврейской собственности.
Но произойти это может лишь тогда, когда политический истеблишмент Латвии займет позицию министра обороны Латвии Артиса Пабрикса (партия «Единство»), который считает, что Латвия должна выплатить еврейской общине компенсацию за утраченное в годы войны имущество. С его логикой нельзя не согласиться: «...Обществу надо понимать, что мы не живем в изолированной деревне. Мы не можем говорить, что придут времена, когда мы проснемся и не будем знать, куда девать деньги. Либо мы хотим стать страной, которая уважает себя, либо мы всего лишь провинция».
P. S. Когда материал уже был подготовлен к публикации мной было получен официальное сообщение президента Американской общественной организации евреев – выходцев из Латвии (Jewish Survivors of Latvia, Inc.) Давида Зильбермана. Привожу весь текст сообщения, которое имеет непосредственное отношение к моей статье:
«В декабре 2013 года американская общественная организация евреев – выходцев из Латвии Jewish Survivors of Latvia, Inc. направила письмо президенту Латвии Андрису Берзиньшу, в котором она призывала правительство и сейм Латвии безотлагательно вернуть Еврейской общине Латвии еврейскую общественную собственность, принадлежащую ей на законном основании, по праву и морали. В письме напоминается о том, что, одобрив Терезинскую Декларацию, правительство и сейм Латвии связали себя обязательством раз и навсегда положить конец этой исторической несправедливости».
К сожалению, латвийские власти до сих пор не удостоили своим ответом американскую общественную организацию Jewish Survivors of Latvia Inc.