От автора. Ежегодно летом и осенью евреи Украины, Белоруссии и Прибалтики поминают погибших в погромах 1941 года, – у каждого города и местечка, оккупированного фашистами, свой чёрный день. А 9 мая, в день Великой Победы, объединяющий всех бывших советских граждан независимо от национальности, вероисповедания и страны проживания, в праздник, который "со слезами на глазах" – Москва, Киев, Иерусалим и Нью-Йорк поминают погибших в тылу и на фронте, без вести пропавших, умерших от ран и болезней. Но как получилось, что официально объявленная цифра жертв советского народа включает в себя и гитлеровских палачей - коллаборационистов, карателей, полицаев и власовцев?
Приближается 70-летие со дня окончания Второй мировой войны. Отмечая его, снова по привычке будут говорить о неимоверной цене, уплаченной за Победу. Последняя официально озвученная цифра общих демографических потерь Советского Союза стала итогом работы коллектива историков, руководимого генерал-полковником Кривошеевым. В округлённом виде - "почти 27 миллионов" - ее назвал Михаил Горбачёв на торжественном заседании Верховного совета СССР 8 мая 1990 года.
26,6 миллионов погибших (по Кривошееву) ограничиваются рамками только советско-германского фронта, оставляя за скобками финскую и японскую кампании. Поэтому и эту цифру нельзя считать окончательной. Она складывается из статистических данных минобороны России о безвозвратных потерях военнослужащих (около 9 миллионов) и расчётов демографических потерь мирного населения, основанных на сопоставлении довоенной и послевоенной численности определенной возрастной структуры населения страны. И первое, что сразу бросается в глаза: гражданские потери почти вдвое превышают армейские. Поскольку в них включены погибшие и умершие на оккупированных территориях. Заодно учтена статистика и о смертность от голода и болезней на остальной территории страны (только в Ленинграде по разным оценкам погибло от 650 тысяч до одного миллиона человек).
Не забыты также, и это хочется подчеркнуть особо, и те, кто эмигрировал по разным причинам из СССР в годы войны и не вернулся после её окончания. И вот тут я с авторами исследования согласиться не могу. Ибо значительную часть этой группы составляют коллаборационисты, каратели, полицаи и власовцы, погибшие так сказать на боевом посту, или сбежавшие от возмездия за свои преступления в США, Канаду, страны Южной Америки... Среди них небезызвестный Иван Демьянюк - охранник нескольких нацистских концлагерей смерти, умерший в 2012 году в Германии. И Владимир Катрюк - второй, по запросу Центра Симона Визенталя, в списке самых разыскиваемых нацистских преступников, тихо усопший три месяца назад в Канаде. Всех этих нелюдей не перечислить. И что, их тоже включать в число общих потерь?
А как быть с национальными добровольческими эсэсовскими дивизиями, сформированными из украинцев, латышей, русских и прочих этнических групп советских граждан? Добавим зверства румын, которые советская пропаганда из чисто идеологических соображений навесила на немцев. И это, между прочим, ещё одно белое пятно Второй мировой войны. Что мы вообще знаем о преступлениях "собственных эсэсовцев"? Разве не местные полицаи и каратели из национальных полувоенных формирований не только стояли в оцеплении в бесчисленных бабьих ярах, но и активно участвовали в массовых расстрелах?
Взять хотя бы Львов, куда германские войска вошли в ночь с 29 на 30 июня 1941 года. Первым проследовал разведывательно-диверсионный батальон "Нахтигаль", сформированный из членов ОУН и входивший в состав диверсионного полка абвера "Бранденбург 800". Украинским заместителем командира этого батальона был гауптман Шухевич - будущий главнокомандующий Украинской повстанческой армии, а ныне и почётный гражданин многих городов и весей. Свой "славный боевой путь" легионеры начали с еврейских погромов. Только в первую неделю оккупации в городе было убито более четырёх тысяч евреев. Изуродованные трупы лежали прямо у стен домов.
На фото: это не вермахт беснуется, это местные жители, будущие добровольцы эсэсовской дивизии "Галичина". Какими бы страшными ни казались фото и кинодокументы львовского погрома, их надо смотреть, пусть даже через "не могу", чтобы навеки помнить и внукам рассказывать: без опоры на местное население гитлеровцы никогда не решились бы на публичные массовые убийства евреев.
http://www.istpravda.ru/pictures/7882/
Этого не могло быть даже на родине фашизма в Италии. И даже на улицах оккупированных Франции, Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии... Это возможно только там, где юдофобами было чуть ли не все население - от мала до велика. Как во Львове.
Продвигаясь с немецкой армией на Восток, батальон "Нахтигаль" отмечался всё новыми кровавыми преступлениями. В селе Турбов на Винничине каратели Шухевича вырезали всех мужчин-евреев. Женщин и детей собрались сжечь заживо, но тут уж даже немецкие солдаты не выдержали и, угрожая оружием, предотвратили расправу. Пришлось прибегнуть к более "гуманному" методу - расстрелу. Не за эти ли "подвиги" президент Виктор Ющенко посмертно присвоил военному преступнику Шухевичу звание "Герой Украины"? Да еще с формулировкой, не поддающейся никакому разумному объяснению - "за выдающийся личный вклад в национально-освободительную борьбу за свободу и независимость Украины и в связи c 65-ой годовщиной создания Украинской повстанческой армии". А, может быть, за незабываемый львовский погром?
Три года спустя, 21 апреля 2010- го, Донецкий апелляционный административный суд признал указ Ющенко незаконным. И тут нашла коса на камень. Львовский, Ивано-Франковский и Тернопольский городские советы поспешили объявить нациста Шухевича своим почётным гражданином.
Военные преступления не имеют срока давности - поиск и судебные преследования преступников продолжается и поныне. Нет прощения и добровольным пособникам нацистов из числа местных коллаборационистов, полицаев и власовцев. Поощряемые немецкими и румынскими фашистами, они свершали всю грязную работу: стояли в оцеплении, насиловали, грабили, убивали. Так белорусскую Хатынь стер с лица земли вместе с жителями 22 марта 1943 года 118-й батальон охранной полиции (Schutzpolizei), сформированный из бывших членов Киевского и Буковинского куреней ОУН и советских военнопленных, перешедших на сторону врага. Хотя это варварство долгое время приписывали немцам. Впрочем, многие историки и поныне повторяют старые мифы о фашистских катах. Забывая уточнить, какие фашисты сожгли деревню - польские, русские, украинские или латышские?
Но ведь были еще и национальные дивизии войск СС. В ведении эсэсовцев находились концентрационные лагеря и лагеря смерти. Поэтому именно СС, а не вермахт был признан Нюрнбергским трибуналом преступной организацией, ответственной за массовое уничтожение людей. Но из тридцати восьми дивизий СС лишь двенадцать были укомплектованы немцами. Вначале в национальных формированиях служили представители родственных германских народов - датчане, голландцы, норвежцы, фламандцы. Затем к ним присоединились валлийцы, финны, шведы, французы, ну и напоследок, славяне – русские, украинцы и хорваты.
Против партизан Белоруссии, Украины и Польши действовала украинская дивизия СС "Галичина" (14-я гренадерская дивизия войск СС). Добровольцами готовы были записаться 80 тысяч человек. Из них отобрали 25 тысяч. Варшавское восстание подавляла 29-я гренадерская дивизия СС "РОНА" (русская народно-освободительная армия). На Восточном фронте отметились 15-я и 19-я латышские гренадерские дивизии СС. Добавьте сюда ещё эстонскую (20-я гренадерская дивизия СС), русскую (30-я гренадерская дивизия СС, переименованная затем в белорусскую)...
Сталин репрессировал калмыков за кавалерийский корпус, а татар - за волжско-татарский легион (Wolgatatarische Legion). Но не отправлять же в Сибирь в товарных вагонах семьи товарищей Сталина и Берия, а с ними и весь грузинский народ за грузинские добровольческие эсэсовские формирования. За соединение SS-Waffengruppe Georgien, например, либо северокавказское спецподразделение "Горец" - Sonderverband "Bergmann". Или за эсэсовский грузинский легион Der Georgische Legion, воевавший против партизан Белоруссии и Словакии, а также участвовавший в подавлении Варшавского восстания. И не репрессировать же семью товарища Микояна за эсэсовские армянские соединения SS-Waffengruppe Armenien и легион Der Armenische Legion. К месту вспомнить и о мусульманской дивизии "Новый Туркестан" - Muselmanischen SS-Division Neu-Turkistan. Как и о восточно-тюркском соединении Osttürkischen Waffen-Verband der SS. Ибо о них тоже напрочь забыли партийные идеологи, опасаясь, видимо, что серп на гербе в какой-то момент придется заменить на полумесяц.
Чтобы не углублять раскол в "дружной семье советских народов", пропаганда вообще не уточняла национальную принадлежность карателей из добровольческих национальных эсэсовских дивизий. Но сегодня мы вправе задать вопрос: кто же больше всего зверствовал в Украине и Белоруссии - немцы или русские из 29-й дивизии СС? Или украинцы из 14-й? А может, на территории Псковской области с русскими за репрессии 1940 года поквитались латыши из 15-й и 19-й дивизий СС, а за злодеяния НКВД в Закавказье ответили кровники из Грузинского легиона? Тогда какой спрос и с мусульманских эсосовцев из дивизии "Новый Туркестан", отомстивших за жестокое подавление басмачества в Средней Азии?
«Только в одном Освейском районе, - писала в ноябре 2007 года белорусская газета "Рэспубліка", - латышские нацисты выжгли 183 деревни, расстреляли и сожгли 11 383 человека (из них 2 118 детей в возрасте до 12 лет). Более 14 тысяч жителей Белоруссии при пособничестве латышских головорезов были вывезены на работы в Германию, а дети – в Саласпилсский концлагерь». А это строки из рапорта от 26 мая 1944 года офицера по особым поручениям штаба РОА поручика Балтинша представителю Русской освободительной армии в Риге: «По делам службы мне довелось побывать в апреле 1944 года в белорусской деревне Морочково. Она сгорела дотла. И только в погребах хат жили эсэсовцы-латыши. Я спросил у одного из них, почему вокруг деревни лежат сотни непогребённых трупов убитых женщин, стариков и детей. Мне ответили, что их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских».
Вот почему я считаю, что расчет потерь мирного населения СССР методом демографического баланса не только не точен, но и некорректен. Коллаборационисты, каратели, полицаи и власовцы, убитые партизанами, погибшие в боях с Красной Армией, расстрелянные по приговору военных трибуналов или укрывшиеся от возмездия за океаном, оказались в списке жертв советского народа по той лишь причине, что к лету 1941 они имели советское гражданство. Их также оплакивают и поминают возле самого главного мемориала России – Могилы Неизвестного Солдата у стен Кремля.
Эту ошибку нужно исправить! Из 26,6 миллионов погибших советских граждан необходимо вычесть, как минимум, миллион человек - около 200 тысяч украинских коллаборационистов, 300 тысяч русских, также всех, кто воевал в добровольческих национальных эсэсовских дивизиях, полках и легионах.
Но и это не всё. Добавим сюда "хиви", а это ещё 750 тысяч предателей. В первые месяцы войны вермахт захватил, включая с перебежчиками, около 4 миллиона пленных. Всего за годы войны по данным германского командования взято в плен 5 270 000 советских солдат. Однако не все военнопленные оказались в концлагере. Желающих послужить рейху направляли в тыловые подразделения, высвобождая немецких солдат для фронта. Добровольные помощники вермахта служили в немецкой армии водителями и конюхами, подносчиками снарядов и санитарами, сапёрами и строителями. Они именовались "Hilfswillige" (добровольные помощники) или сокращённо "хиви".
Сергей Усов в книге "Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха" утверждает, что 11-я армия фельдмаршала Манштейна летом 1942 года имела в своём составе 47 тысяч "добровольных помощников". В составе 6-й армии Паулюса зимой 1942-43 гг. находилось 51780 человек русского вспомогательного персонала и зенитно-артиллерийский дивизион, укомплектованный украинцами.
Продолжаю цитировать Усова: «К концу 1942 года каждый пехотный полк имел в своём составе саперную роту, составленную из военнопленных, в структуру которой входило 10 немецких инструкторов. Установленные с 2 октября 1943 года штаты пехотной дивизии предусматривали наличие 2005 добровольцев на 10708 человек немецкого личного состава, что составляло около 15% общей численности дивизии». В качестве опознавательного знака "хиви" носили на левом рукаве белую повязку с надписью на немецком языке "На службе германской армии" ("Im dienst der Deutsches Wehrmacht").
Всего, по статистическим данным управления Восточных войск, на 2 февраля 1943 года общее число советских граждан, состоящих на немецкой военной службе, составило 750 тысяч, из них "хиви" - от 400 до 600 тысяч, без учёта СС, люфтваффе и флота. По состоянию на февраль 1945 года численность "хиви" достигала 600 тысяч человек в вермахте, до 60 тысяч в люфтваффе и 15 тысяч на флоте.
К каким же потерям отнести этих добровольных помощников вермахта? Тоже считать героями, положившими свои жизни на алтарь Победы?
Рафаэль ГРУГМАН,
писатель, Нью-Йорк