Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
5 ноября исполнилось 70 лет со дня начала погрома в столице Ливии городе Триполи — одного из крупнейших, как отмечают историки, еврейских погромов в Северной Африке нового времени.

До начала Второй мировой войны около 25 процентов населения Триполи составляли евреи. В городе было 44 синагоги.

В период с 5-го по 7-е ноября 1945-го погромщики разграбили почти все синагоги Триполи и разрушили 5 синагог в столице и 4 в провинциальных городах, а «заодно» обчистили и уничтожили более 1000 жилых домов и магазинов.

В результате около 4000 евреев остались без крова, около 2400 евреев полностью разорены.

В ливийской столице и в близлежащих городах озверевшие арабские бандиты убили, считая тех, кто вскоре умер от нанесенных погромщиками ран, 200 евреев (в том числе 36 детей). Примерно 1000 евреев получили ранения.

В первый день беспорядков толпа громила в основном принадлежавшие евреям здания. На второй день погрома начались массовые убийства. Арабская толпа использовала для этого любые орудия, включая ножи, подвернувшиеся под руку палки и т.д. Погром сопровождался сценами поистине звериной жестокости, когда погромщики вспарывали животы беременным женщинам, вытаскивали плод и ударом размазывали его по стене.

Ливийский погром 1945 года, как отмечают исследователи, стал поворотной точкой в истории евреев Ливии, стимулировав их массовый выезд в Израиль, после чего еврейская община в этой стране прекратила свое существование.

Следует отметить, что эта траурная дата в Израиле практически неизвестна. Годовщину страшного ливийского погрома отмечает в Израиле лишь община евреев, выходцев из Ливии.

Израильские СМИ и политики традиционно обходят эту дату и эти события полнейшим молчанием, в отличие, например, от событий Кишиневского погрома, который случился чуть больше ста лет назад.

Комментарий

Та же участь в Израиле, по странному стечению обстоятельств, постигла и информацию о погромах в других арабских странах. Особенно, о тех, которые произошли до мая 1948 года, то есть до провозглашения государства Израиль.

Из событий подобного ряда, благодаря серьезным усилиям влиятельной и сплоченной еврейской общины выходцев из Ирака, наиболее (хотя и в незначительной степени) известен Багдадский погром 1-2 июня 1941 г., когда около 175 евреев было убито и около тысячи ранено, когда было разрушено 900 еврейских домов.

Практически не упоминается в Израиле и Каирский погром, прошедший в ноябре 1945 года на волне антиеврейских настроений в арабском мире. Тогда погромщики убили 10 евреев, 350 евреев — ранили, сожгли синагогу, еврейскую больницу и дом престарелых.

Сегодня мало кто в Израиле знает и о еврейском погроме в декабре 1947-го года в городе Аден — административном центре британского протектората Аден (ныне — южная часть Йемена). Поводом к погрому послужили слухи о том, что евреи якобы убили двух местных девочек.

2 декабря 1947 года арабские погромщики убили 82 еврея и ранили 76, сожгли 4 синагоги, уничтожили и разграбили 220 домов, полностью разграбили свыше 100 магазинов и лавок из 170 принадлежавших евреям.

Массовые еврейские погромы 1940-х годов в крупных арабских городах — Багдаде, Каире, Адене, Триполи, Манаме, Алеппо и ряде других — до сих пор остаются в Израиле за рамками общественного дискурса. Даже после того, как 30 ноября 2014 в Израиле впервые на официальном уровне отметили День памяти еврейских беженцев из арабских стран.

Читателю, возможно, трудно в это поверить, но упомянутые события замалчиваются не только в израильских СМИ. С 60-х годов прошлого века в большинстве израильских университетов существуют кафедры современной еврейской истории. В том числе, истории еврейских общин в арабских странах. Однако история еврейских погромов в этих странах в университетах НЕ ИЗУЧАЕТСЯ. Более того эта тема в учебных программах израильских вузов практически вообще не упоминается. Студенты изучают культуру, быт, особенности одежды, обычаи питания еврейских общин в той или иной арабской стране. Ни о каких погромах 20-40 годов прошлого века при этом — нет и речи, будто бы их и не было.

Причины данного феномена кроются в нескольких факторах. В частности, в том, что становление государства Израиль проходило в основном под руководством ашкеназской политической элиты (ашкеназы — евреи, выходцы из европейских стран). История восточных евреев, как ни грустно об этом говорить, ашкеназских лидеров Израиля мало интересовала.

Тем не менее, данная тема примерно до начала 70-х годов не была табу. И «запретной» стала в начале 80-х годов. По чисто политическим причинам. В свете наметившихся тенденций «политического урегулирования на основе идеи мир в обмен на территории» руководство страны сочло, что неудобно упоминать о том, что жизнь евреев в арабских странах под мусульманским владычеством была отнюдь не безоблачна.

Именно в это время в Израиле начал формироваться миф о «мирном, счастливом» существовании евреев в арабских странах — в отличие от горькой доли евреев Европы, которые пережили Катастрофу.

Особенно резко контрастировали с набиравшей силу тенденцией факты погромов в арабских странах, произошедших ДО создания Израиля. Ибо они полностью разрушали сказку о том, что якобы именно возникновение Израиля стало той «причиной», по которой безоблачные до того отношения евреев с арабами омрачились враждой.

Кроме того, израильская «светская левая элита» приступила к созданию еще одного, лживого и крайне опасного мифа о том, что якобы главная причина «всех бед» — «оккупация территорий», которую Израиль осуществил в 1967 году. При этом израильских «интеллектуалов» не беспокоил, и теперь не беспокоит, то обстоятельство, что ООП (Организация ОСВОБОЖДЕНИЯ Палестины) была создана в 1964 году (за три года до «оккупации»). Они продолжают повторять свою мантру — реальным фактам вопреки.

В этот миф, конечно же, никоим образом не умещаются Трипольский и Каирский погромы, так же, как и многочисленные погромы на территории «подмандатной Палестины» в 20-30-х годах, включая погром в Хевроне в 1929-м и массовые арабские беспорядки в 1936-1938 годах.

Перспективы

Между тем, историческую правду о недавнем прошлом также «легко» утаить, как и шило в мешке. Ложь и примитивный обман лишь короткое время могут служить целям обманщиков и лгунов. Пойманные за руку, создатели мифов об «оккупации как причине террора и бандитизма» добьются лишь обратного их ожиданиям эффекта: позорного развенчания их политических самоубийственных концепций, целиком построенных на лживых исторических мифах и извращенной логике

evrey.com