Речное судно "Струма" было построено в 1867г. и использовалось, в основном для перевозок по Дунаю. Выкупленное в 1941г. греком Панделисом и зарегистрированное в Панаме, судно было зафрахтовано румынским филиалом Новой (ревизионистской) сионистской организации и молодежного движения Бейтар, чтобы с согласия румынского правительства перевозить евреев в Эрец Исраэль. Экипаж был нанят в нейтральной Болгарии (тогда еще не было известно, что Сталин дал указание топить и нейтральные корабли).
Вскоре после отплытия 12 декабря 1941г. из порта Констанца сломался двигатель. Корабль с трудом добрался до Стамбула.
Хотя согласно конвенции Монро, если Турция не воюет, то проливы Босфор и Дарданеллы открыты для кораблей всех стран, но поломка двигателя дала Британии возможность задержать судно - турки соглашались впустить корабль в порт для починки лишь при условии, что Британия пообещает дать пассажирам въездные визы. Начались переговоры между еврейскими организациями и британским правительством.
В то время действовали ограничения "Белой книги" (в 1939г. британцы решили ограничить выдачу разрешений-сертификатов для еврейских репатриантов: по 10 тысяч в год на ближайшие 5 лет и еще по 5 тысяч в год для детей - всего 75 тысяч, после этого предполагалось вообще запретить репатриацию). Квота сертификатов на тот год уже была исчерпана, но были неиспользованные сертификаты прошлых лет, кроме того, еврейские организации предлагали ввезти пассажиров "Струмы" на счет квоты будущего года или продержать их в Турции до января и затем впустить. Британское правительство было непреклонным.
Турецкое правительство сообщило британскому послу Хью Начбулл-Хьюджессену, что "Турция не вправе воспрепятствовать свободе судоходства в проливах, но ветхость "Струмы" вызывает опасения по поводу ее шансов успешно пересечь Мраморное море. Во избежание связанных с этим нежелательных осложнений мы бы предпочли вернуть судно в Черное море. Если же правительство Его Величества выдаст беженцам визы, то Турция готова оказать их транспортировке в Палестину всяческое содействие".
20 декабря британский посол в Стамбуле Хью Начбулл-Хьюджессен направил в Форин-офис предложение «не перекладывать ответственность на турецкое правительство и позволить беженцам продолжить свой путь в направлении Дарданелл и далее — в Палестину, где они, несмотря на свой нелегальный статус, могли бы получить гуманное обращение». Но Гарольд Макмайкл, Верховный комиссар Палестины, и Уолтер Гиннесс, министр по делам Ближнего Востока с канцелярией в Каире, категорически возражали.
Британский МИД намекнул своему послу, что "если бы он принадлежал к менее старинному роду, то ему уже пришлось бы подыскивать себе новое место работы". МакМайкл был разъярен: "Наша дипломатия, кажется, разучилась использовать поистине золотые возможности".
Поняв намеки, Начбулл-Хьюджессен 27 декабря довел до сведения турецкого МИДа, что "Правительство Его Величества не усматривает препятствий к тому, чтобы Турция поступила в соответствии с высказанными ею пожеланиями". Лондон, в лице главы отдела колоний лорда Мойна, выразил полное удовлетворение: "Рассуждая технически, пассажиры этого судна являются подданными враждебного нам правительства. Намерение турок вернуть их в море представляется тем более уместным, что успех нелегального рейса мог бы дополнительно осложнить работу нашей палестинской администрации, послужив примером для других беженцев из балканских стран".
Тем временем турецкие власти держали судно на рейде, не позволяя подойти к берегу, разрешая лишь раз в неделю турецким евреям привозить продовольствие на "Струму".
За все время переговоров было достигнуто разрешение лишь для 20 пассажиров сойти на берег. Начались переговоры хотя бы о детях в возрасте от 11 до 16 лет в рамках квоты о детях - это спасло бы 30 детей (это соответствовало и практике британского правительства, впустившего ранее более 10 тысяч еврейских детей из Германии, Австрии и Чехословакии в рамках "киндертранспорт". Британцы знали, что получат подростков, в совершенстве знающих немецкий, которые через несколько лет добровольцами пойдут в армию, чтобы мстить немцам. Рота-Х (3-я рота особого 10-го батальона командос), уже летом 1942г. участвовавшая в высадке в Дьеппе, почти полностью состояла из немецких и австрийских евреев, бежавших в Британию в конце 30-х годов. "Польская", 2 "французские", "датская", "бельгийская" и остальные роты командос были наполовину составлены из евреев)
Но в разгар переговоров 23 февраля военный буксир "Алемдар" отбуксировал судно в Черное море: "До Бургаса близко!"
В изданной в 1978 году в Военном издательстве Министерства обороны СССР книге Г.И.Ванеева «Черноморцы в Великой Отечественной войне» говорится:
«Подводная лодка Щ-213 (командир – капитан-лейтенант Д.М.Денежко, военком-политрук А.Г.Родимцев) с рассветом 24 февраля обнаружила вражеский транспорт «Струма», водоизмещением около 7 тыс.тонн, шедший без охранения. Транспорт был атакован из подводного положения с дистанции 6 кабельтовых. Торпеда достигла цели, и вскоре транспорт затонул. Особенно отличились старшины Жернов и Носов, а также торпедист краснофлотец Филатов».
За этот "подвиг" они получили ордена и медали.
Факт торпедной атаки подтверждается и публикацией в "Красной звезде" от 4 августа 1987г.
Спасся только 19-летний Давид Столяр (один из 60 воспитанников Бейтара, находившихся на корабле), остальные пассажиры, от восьмимесячной Анечки Штир до 70-летней Елизаветы Гликман, погибли (768 человек, включая 103 детей).
Вскоре подпольная еврейская организация ЛЕХИ (Лохамей херут Исраэль - бойцы за свободу Израиля) выпустила листовку "Разыскивается за убийство" с фотографией Макмайкла. В 1944г. на него было организовано неудачное покушение. Затем британская администрация заявила, что это он скрыл от турецких властей разрешение на въезд детей, и сослала его чиновником в Малайзию.
6 ноября 1944 года боевиками ЛЕХИ (Элиягу Хаким и Элиягу Бейт-Цури) убит Уолтер Гиннесс (барон Мойн). Покушавшиеся были пойманы и казнены британцами. Покушение послужило поводом для репрессий против ЭЦЕЛ и ЛЕХИ.
Упоминаемый в книге "герой-черноморец" старшина Носов, в 70-е годы работал бригадиром опытного участка на Ленинградском заводе авиационных двигателей, где дал интервью для газеты живущему ныне в Израиле писателю Давиду Малкину и рассказал за что подводники получили ордена Красного знамени. Они видели, что на борту беженцы.
Командир Щ-213 Денежко погиб 24 марта 1942 во время авианалёта, на базе в Туапсе.
Давид Столяр был брошен турками в тюрьму "за незаконный въезд в Турецкую республику", через 6 недель освобожден, добрался до Земли Израиля и вступил добровольцем в британскую армию. После демобилизации был пулеметчиком в Хагане, а затем во время Войны за Независимость - в ЦАХАЛе.
Борис Волынский
МАОФ
(прим.ред.сайта МАОФ - подобный, но менее известный случай с судном беженцев "Мефкуре", шедшим из Констанцы в Стамбул: 5 августа 1944 года возле турецкого порта Иганда "Мефкуре" был атакован советской подводной лодкой Щ-215 (командир капитан 3 ранга А. И. Стрижак). На борту находилось около 320 еврейских беженцев. Погибло 315 человек)