Дипломатический кризис с Польшей – излишний. Он не должен был произойти. Поляки не должны были участвовать в убийстве 3 миллионов евреев на польской территории – ни по умолчанию, ни активным или вынужденным участием. Они должны были заранее подумать перед тем, как выдавали и пытали польских евреев, перед тем, как молчали и улыбались, глядя как семьи уходят через трубы крематориев, как целые местечки уходят дымом в небеса, перед тем, как поляки участвовали в этом с радостью и жестокостью. Если бы поляки не участвовали бы в этом, то и дипломатического кризиса не было бы.
Кризис в самом деле не должен был произойти. Но мы не можем лгать. Хоть и пытались. Но в Польше нет достаточно земли, чтобы скрыть кровь, нет достаточно затычек для дипломатических ушей, чтобы замолчать вопли жертв, нет достаточно повязок для глаз, чтобы воспрепятствовать нам видеть глаза наших погибших родственников. И хуже всего – память, которая не дает нам забыть. Стучит в наши сердца.
Посол Израиля в Польше должна получить выговор. Польский нарратив отличен от еврейского нарратива, и мир должен признать это. Как этот еврейчик, исполняющий обязанности министра ин.дел Израиля, осмеливается сказать свою правду с такой уверенностью, как будто это единственная правда? Это беспрецедентная наглость. Были тысячи поляков, пытавшихся прятать и спасать евреев во время Катастрофы. Жаль, что их нет, чтобы засвидетельствовать об этом, потому что большинство из них были убиты немцами после того, как их польские друзья выдали их.
Я понимаю поляков. Это в самом деле очень неприятно смотреть детям в глаза и говорить им: "Когда немцы совершали тут самые ужасные преступления в истории, мы радовались, мы помогали. Слышите, дети, это ужасно. Мы сожалеем и стыдимся". Это в самом деле неприятно
Еще менее приятно то, что произошло 1 июля 1941г. в поселке Едвабно. В тот день польские жители поселка потащили 1600 своих еврейских соседей в амбары и сожгли их живьем. А после этого разграбили их имущество. Факты выявились, когда раскрылись архивы, и позор был неимоверный.
Погром в Едвабно был не единичным в Польше. Засвидетельствуют об этом евреи Варшавы, например, которые расскажут о доносах польских соседей, шантаже и выдаче немцам. Расскажут также те, кто пережил погром 4 июля 1946г. в Кельце – уже после войны, когда польская толпа зарезала 42 уцелевших в Катастрофе евреев, якобы поверив в кровавый навет.
Не все, участвовавшие в погромах, верили в кровавые наветы. Часть верили в грабеж. Большинство не хотели, чтобы вернувшиеся из лагерей и лесов евреи потребовали обратно свое имущество, и до сегодняшнего дня поляки отказываются вернуть имущество в размере миллиардов долларов, имущество, которое поляки прижимают к своему антисемитскому сердцу.
В Едвабно до сегодняшнего дня продолжается сокрытие правды, жители поселка нападают на тех, кто признает совершенное преступление, а если мэр осмеливается участвовать в церемонии поминовения, то его немедленно отстраняют. Такой была и остается атмосфера.
С другой стороны, есть поляки, которые признают преступления предыдущих поколений, исследуют участие поляков в уничтожении евреев. В Польше действует Институт национальной памяти, собирающий документы, указывающие на то, что за 3 послевоенных года поляки убили 1500 евреев, уцелевших в Катастрофе. Эту кровь на их руках невозможно отмыть.
Десятки тысяч евреев бежали из Польши после войны. Если только немцы виноваты в антисемитизме и массовых убийствах, то почему евреи бежали из Польши и после ухода нацистов? Поляки обязаны честно ответить на ужасные вопросы, встающие из истории. Мы не готовы сотрудничать с их ложью.
Те, у кого короткая память и кто мечтают о шопинге в Варшаве, скажут: но ведь они помогают нам против антиизраильских резолюций в ЕС и борются вместе с нами против резолюций в пользу Ирана. Отвечу: невозможно стереть одну Катастрофу, чтобы избежать другой. Если уничтожение евреев Европы не вызывает необходимость в моральном отчете и просьбе о прощении со стороны поляков, включающем изучение фактов, то и уничтожение евреев Израиля Ираном не требует морального отчета. Если не перестанем рассказывать, что большинство поляков радовались уничтожению евреев, то не примете участие в Вышеградской конференции в Израиле? Так обойдемся без вас. Если вы не приезжаете с чистыми руками на конференцию и заставляете нас участвовать в игре "не говорить: да, нет, антисемит, поляк", то мы не верим в искренность ваших усилий.
("Макор ришон" 22.02.2019)
https://www.makorrishon.co.il/opinion/117739/
Перевел Моше Борухович