Pаньше вас мы пришли и позже уйдем.
Владимир (Зеэв) Жаботинский
Израильский календарь 2023 года полон знаменательных и юбилейных дат. Чаще грустных и тревожных, чем веселых и радостных. Хотя одно только 75-летие независимости страны, казалось бы, перекрывает все остальные беды и невзгоды. Но как слова из песни, так и события из истории тоже не выбросишь. Поэтому мы помним все. И российскую газетную утку с "протоколами сионских мудрецов", родившуюся 120 лет назад. И гитлеровскую "хрустальную ночь". И пик сталинского антисемитизма, приведший к разрыву советско-израильских дипломатических отношений 11 февраля 1953 года. И разнузданную польскую антиеврейскую кампанию марта 1968 года. И угон самолетов, как весомый довесок к спровоцированной Советским Союзом войны на истощение. И войну Судного дня, полувековой юбилей которой не за горами. И Ословские соглашения, по сути, узаконившие тотальный арабский террор. И ближневосточную "дорожную карту", породившую новую форму дипломатии - односторонние жесты доброй воли. Против собственной воли. И, как вишенку на торте, перенос пять лет назад посольства США в Иерусалим.
Вся история современного Израиля - это бесконечная борьба с двуногой саранчой, стремящейся во что бы то ни стало сожрать его со всеми потрохами. Сама по себе эта "саранча", может, не так уж и страшна: против нее всегда найдется противоядие. Страшны те, кто ее вскармливает и направляет. Кто постоянно передергивает факты и пытается желаемое выдать за действительное. Кто в своей ненависти к евреям готов на любое преступление. Та давняя война, под которой поспешили как можно быстрей подвести черту, не окончилась с разгромом нацизма. Сегодня ее ведут внуки и правнуки недобитых евреененавистников и многочисленных, в том числе завуалированных, сочувствующих, разделяющих те же взгляды. Причем на всех фронтах - военном и дипломатическом, политическом и пропагандистском, финансовом и экономическом. Даже религиозном. И в какую тогу кто бы ни рядился, какими бы благородными доводами и мотивами ни прикрывался, цель остается неизменной - выдавливание израильтян с того крошечного плацдарма, который они сейчас занимают.
Почему? Да потому что вся история современного мира - это вечная сага подлости и предательства по отношению к тем или иным народам. И прежде всего - к евреям. Сто лет назад Турция официально отказалась от контроля над своими ближневосточными территориями, поставив подпись под Лозаннским мирным договором. В результате Британия получила мандат на управление Палестиной, который возлагал на нее ответственность за выполнение декларации Бальфура и статьи 22 Пакта Лиги наций, принятого 28 июня 1919 года. Причем только после того, как в обмен на поддержку Франции она уступила ей Сирию. Ожесточенный торг за бывшие германские и турецкие колонии между Джорджем Ллойдом и французским премьером Александром Мильераном продолжился и в Сан-Ремо. Но тут появился новый игрок. На ближневосточную нефть претендовали и Соединенные Штаты, направившие на конференцию в качестве наблюдателя своего посла в Риме Роберта Джонсона. И лишь присутствие еще одного серьезного претендента заставило англичан и французов пойти на взаимные уступки. За счет, естественно, "туземцев", подпавших под действие мандатария.
Это скорей напоминало пир хищников, собравшихся на дележ добычи, где каждый стремился урвать кусок побольше и пожирней. Не считаясь ни с чьими интересами. История могла бы пойти по другому пути, если б не был попран принцип права наций на самоопределение, провозглашенный с подачи президента Вудро Вильсона на Парижской мирной конференции. Но одно дело пламенные речи с благими намерениями и совсем другое - искреннее желание претворить их в жизнь. Еще не вступил в силу мандат, как по настоянию Великобритании Трансиорданию поспешили оторвать от Библейской Палестины. По инициативе, между прочим, тогдашнего министра колоний Уинстона Черчилля, который незадолго до этого популярно объяснял, почему от создания еврейского очага в Палестине выиграют все, в том числе и арабы: «Можно ли говорить о несправедливости тех, кто не сидит на шее, а выращивает в пустыне пальмовые и апельсиновые рощи? И к тому же создает все больше новых рабочих мест. Несправедливо, когда живущие на этой земле превращают ее в пустыню».
Жизнь соткана из парадоксов. Тот же Черчилль назвал арабов собакой на сене, к которому она не имеет никакого отношения, хотя и лежит на нем длительное время. Но точно так вела себя в Палестине и Англия. В итоге ей вообще пришлось уйти с Ближнего Востока. А те псевдогосударства, которые она создала вместе с Францией, обречены на вечное прозябание. Как, допустим, Иордания, которая с трудом сводит концы с концами. И держится на плаву лишь за счет американо-британских подачек. Израиль тоже не остается в стороне. В ущерб собственному благополучию. Далеко не все знают, что еврейское государство ежегодно поставляет Хашимитскому королевству сто миллионов кубометров воды. В соответствии с мирным, которое правильней было бы назвать "водным", договором. Выгодным, прежде всего, иорданцам. Половина закупаемого объема обходится им из расчета 15 агорот за кубометр. За остальное, правда, они платят заметно дороже - 2,4 шекеля, но все равно весьма гораздо ниже рыночной цены. Зато израильтяне вынуждены выкладывать из своих карманов восемь шекелей. Однако ни одно доброе дело, как известно, не остается безнаказанным. И в глазах иорданцев, включая амманскую верхушку, Израиль по-прежнему считается врагом номер один.
Можно видеть цель, но не видеть дороги. Главной целью мандата было создание еврейского национального очага в Палестине", а также "содействие заселению земель, которые не испольуются в общественных интересах", о чем прямо говорится в четвертой статье. Это общеизвестно. Менее известно, что мандат не предусматривал никаких шагов в отношении арабов. С ними этот вопрос вообще не обсуждался. Поэтому 25 июля 1922 года они даже обратились с официальным протестом в Лигу наций, требуя его полной отмены. На что прибывшей в Лондон делегации популярно объяснили, что все недовольные могут переселиться в Месопотамию и Сирию, объявленными в отличие от Палестины "временно признанными государствами". Но еще удивительней, что практически никто из экспертов по международному праву никогда не ссылается на положение, закрепленное в резолюции, принятой 25 апреля 1920 года на конференции в Сан-Ремо: "...не допустить никаких ущемлений гражданских и религиозных прав нееврейских общин в Палестине или прав и политического статуса, которыми пользуются евреи в любой другой стране".
А теперь вдумайтесь, что бы это значило. И какое мощное оружие дает в наши руки. Потому что со стороны евреев эти права никогда не нарушались. А если и нарушались, то разве что только их права. Вспомним хотя бы о чудовищных последствиях "хрустальной ночи", когда в Германии были разгромлены и сожжены тысячи общественных зданий, включая сотни синагог. Но многие ли в курсе, что нацистов почти на десять лет опередели арабы. Во время погромов 1929 года. Именно тогда началось изгнание евреев из Восточного Иерусалима. Чтобы ускорить их бегство, мусульмане сжигали синагоги. Ну, а окончательная зачистка от евреев произошла уже во время Войны за независимость. Как только иорданская армия оккупировала Старый город, то, дабы окончательно стереть любое напоминание о каком-либо еврейском присутствии здесь, немедленно взорвала две самые большие и красивые синагоги - "Хурву" и "Тифэрет Исраэль", строительство которой велось под патронажем австро-венгерского императора Франца Иосифа. Вместе с ними были разрушены и остальные 56 синагог.
И тут возникает сразу три "почему?" Во-первых, почему проявление варварства обычно начинается с синагог? Во-вторых, почему этой странной духовной аномалии в упор не замечает "международное сообщество"? И в-третьих, почему в таких случаях никогда не бьют во все колокола сами евреи? Попробуем найти хоть какой-то более-менее приемлемый ответ. Синагога в еврейском понимании - это дом собраний. Иными словами - центр образовательно-воспитательной и религиозной жизни общины. Причем образование всегда стояло на первом месте. Еще 2000 лет назад мудрецы постановили, что "любой населенный пункт, где у детей нет возможности учиться, должен быть отлучен от общины" (трактат "Шабат",119б). Арабский путешественник Мухаммад аль-Идриси, побывавший в XII веке во Франции, писал: "Еврей, каким бы бедным он ни был, пусть даже у него десять сыновей, обучит всех грамоте - не ради выгоды, как христиане, а ради понимания закона Б-жьего; и не только сыновей, но и дочерей".
В этом иудаизм в корне отличается от всех религий. В его основе не столько вера, сколько знания. Для непосвященных до сих пор остается загадкой, почему большая часть Торы, Талмуда и прочих священных еврейских книг обсуждает вопросы, которые, казалось бы, к религии вообще не имеют никакого отношения. Например, законы землепользования и ведения сельского хозяйства. Или долговое и наследственное право. Не говоря уже о тонкостях условий труда работников и социальном обеспечении нуждающихся. К этой модели вырвавшийся из невежества мир пришел только в прошлом веке. Корейцы первыми поняли всю ценность еврейской образовательной системы и ввели в школьную программу трактаты из Талмуда. Это уникальное в общечеловеческом масштабе учение (он так дословно и переводится) сегодня можно встретить в любом доме. А в результате стране хватило всего одного поколения, чтобы на свет появилось то, что мы называем "корейским чудом".
Если считать это экспериментом, то он, с одной стороны, подтвердил проверенную временем эффективность еврейского религиозного образования, которое можно адаптировать и к светскому, а с другой - панический страх перед высокопробными знаниями. Умные всегда вызывали либо недоверие, либо подозрение. А убийство слова начиналось с книг. В качестве иллюстрации обычно приводят слова, приписываемые арабскому халифу Омару, ставшему виновником гибели александрийской библиотеки: «Если тексты этих книг согласуются с Кораном, то они бесполезны. В противном же случае, они вредны, и их следует сжечь». Ничто не ново под луной. Тринадцать веков спустя теперь уже в в самом сердце Европы -нацистской Германии - пылали на городских площадях костры из неугодных властям книг. В Советском Союзе поступали "деликатней", не привлекая всеобщего внимания. Их просто тихо изымали из библиотек. А если еще рука "правосудия" дотягивалась до автора, то его ждала незавидная судьба. У всякой цивилизованной эпохи свое варварское лицо.
Сегодня совсем не обязательно жечь книги, хотя, например, в Дании или Швеции, считающих себя светочами демократии, это не запрещено законом. Зачем уничтожать то, что можно вообще предать забвению? Что с успехом и делает агентство ООН по образованию, науке и культуре. В 2010 году оно переименовало Гробницу праматери Рахель в мечеть и потребовало вычеркнуть ее, а заодно и хевронскую Пещеру праотцев из списка еврейского национального наследия. А год спустя признала палестинскую автономию ассоциированным членом в статусе государства. Дальше - больше. На 41-й сессии комиссии Всемирного наследия ЮНЕСКО Израиль и вовсе лишили "суверенных прав на Иерусалим". Храмовая гора превратилась в аль-Харам аш-Шариф, а Стена Плача - в аль-Бурак. Тем же росчерком пера Старый город с подачи Иордании оказался в числе "исторических мест, находящихся под угрозой исчезновения".
Фальшивые политики опасней фальшивомонетчиков. Когда иорданцы сравняли с землей Еврейский квартал, UNESCO палец о палец не ударило, чтобы остановить это безумие. И когда разрушались старинные кладбища, тоже стояла гробовая тишина. Никому и дела не было до варварского уничтожения 38 тысяч каменных надгробий. Им быстро нашли применение, используя в качестве строительного материала. Еще какая-то часть пошла на мощение дорог. Ну а то, что не пригодилось, превратилось в щебень. Как, собственно, и повсеместно, включая, прежде всего, Европу. Это стало настолько обыденным, что всерьез уже и не воспринимается. Но самой изуверской пыткой был абсолютный запрет на посещение святых мест, хотя по Родосским соглашениям о прекращении огня, Иордания обязалась не чинить никаких препятствий. Однако обещанного пришлось ждать 19 лет. До полного освобождения Иерусалима.
Думаете, что-нибудь изменилось? Ни один религиозный еврей, одетый в традиционную одежду, не может пересечь иорданскую границу и сегодня. Несмотря на многочисленные израильские ноты протеста. Что тогда говорить об Алжире, Йемене или Ливии, с которыми нет никаких отношений? Даже в более-менее умеренном Тунисе, чья еврейская община - самая древняя за пределами Израиля, скоро не останется святых мест. Вернее они превратятся в один огромный памятник исчезнувших евреев. И только имена карфагенских мудрецов Хинны, Ханана, Ицхака и Аббы навсегда останутся в Талмуде. Как немой упрек ооновским демагогам, которые вспоминают о "свободе вероисповедания" и праве на беспрепятственное исполнение религиозных ритуалов лишь тогда, когда появляется возможность в очередной раз оскорбить или унизить еврейское государство.
"Не будь сладок - иначе тебя съедят, - гласит еврейская поговорка. - Но и не будь горек - иначе тебя выплюнут". Мы должны перестать стесняться говорить своим голосом, а не подстраиваться под чужие. Книга Даниэля, получившая сейчас небывалую популярность среди интелектуалов, рассказывает о последнем этапе нашей истории. Этапе железного идола. Безжалостного и бездушного. О времени холодного расчета и грубой силы. Но присмотритесь внимательней: этот страшный и, казалось бы, несокрушимый идол стоит на глиняных ногах. Достаточно легкого толчка - и он рухнет. Однако чтобы это понять, следует, прежде всего, избавиться от собственного страха и страстей, которые, как пелена перед глазами, мешает увидеть очевидное. Ведь мы всего лишь маски на грандиозном маскараде Всевышнего. И никто не вправе выдавать свое мнение за истину в последней инстанции. Каким бы великим он себя не считал. И каким бы авторитетом ни обладал.
Кто инвестирует в прошлое, там и остается. Что бы ни утверждал нынешний генсек ООН Антониу Гутерриш, называющий еврейские поселения в Иудее и Самарии "вопиющим нарушением международного права". Как, впрочем, и бывший - Пан Ги Мун, который, прибыв в Иерусалим с "миротворческой миссией, заявил, что "Израиль медленно движется к апартеиду". Малая ложь порождает большую. О чем говорят факты? Вернемся к четвертой мандатной статье, где говорится о "содействии в заселении земли". Бросовой, естественно. И евреи ни йоту не отступали от этого принудительно навязанного условия, осушая болота и осваивая непригодный для развития сельского хозяйства Негев. На той же основе создавались и все нынешние "поселения" в Иудее, Самарии и Газе. Если Гутерриш и прочие чинуши этого не знают, то грош им всем цена.
Но это еще полбеды. Сама постановка вопроса явно попахивает откровенным расизмом. Потому что никто, в том числе ООН, не может насильно изгнать человека из собственного дома, не нарушив при этом его фундаментальных прав. А тут речь идет о целых населенных пунктах, которые непонятно на каком основании называют незаконными. Если арабы живут в Израиле, пользуясь всеми его благами, то почему евреи не могут жить в гепотетическом палестинском государстве? Ответ очевиден. Любое арабское общество склонно к апартеиду, выдавливая на обочину жизни иноверцев и инородцев, а то и вовсе изгоняя либо уничтожая их. Кто сомневается, пусть ознакомится со статусом "зимми". Эта система, пусть и негласно, действует до сих пор. Поэтому евреев практически не осталось ни в одной арабской стране. Палестинская автономия тоже строго следует тем же правовым нормам, наплевав на все остальные. И с этим, хоть и вынужденно, пришлось смириться.
Не каждому дано пробиться через этот частокол предубеждений. Израиль вполне справедливо обвиняет ООН в откровенной предвзятости. И все-таки мне не нравится это слово. Уж слишком оно какое-то бесхребетное. Тем более, что в процессе "нейтрализации", если так можно выразиться, еврейского государства, задействован совсем иной, куда более изощренный механизм. Ибо самый простой способ избавиться от нежелательного человека - это довести его до самоубийства. Вот этим в отношении Израиля и занимается ООН на протяжении последних 75 лет. Постоянно подталкивая его к отступлению к "границам Освенцима". По собственной, естественно, инициативе и под личную ответственность. И демонтаж "поселений" - весомая, но не самая важная часть этого плана. Если получилось в Газе, то почему бы не попробовать и в Иудее с Самарией?
Хотим мы того или нет, но в глазах безжалостного мира Израиль - просто-напросто нежелательный ребенок. Поэтому и отношение к нему соответствующее. Перевернем страницы истории. В 1947 году генассамблея ООН приняла решение о разделе подмандатной Палестины. Чем ответили арабские страны? Сначала категорически отвергли саму идею создания еврейского государства, а затем объявили ему войну, которую "международное сообщество" даже и не пыталось предотвратить. А как же палестинский вопрос? О нем вообще никто даже не заикался. Вплоть до 1967 года. Пока ООН опять своими бездумными действиям не создала предпосылки для новой ближневосточной конфронтации. И быстро ушла в тень, когда победитель вопреки всем существующим правилам вдруг великодушно предложил проигравшим неслыханных до сих пор принцип - мир в обмен на территории. На что севшие в лужу арабы гордо ответили Хартумской хартией из "трех нет" - никакого мира с Израилем, никакого его признания и никаких переговоров с ним.
В политике не бывает искренности. Ее заменяет холодный расчет. Египет подписал с Израилем мирный договор и получил назад утраченные в ходе боевых действий территории. Сирия отказалась и осталась на бобах. Каждый вправе делать собственный выбор. Поэтому любые стенания по поводу якобы попранных прав палестинского народа не более, чем политическое мошенничество. В человеческих джунглях признается только одно право - право сильнейшего. Посему и вся новейшая история - это бесконечный калейдоскоп войн, острого соперничества и кровавых переворотов. Причем фактически узаконенных самой ООН. Это гибельный путь. А для Израиля - тем более. Как же быть? Прежде всего, освободиться от удушающих пут Ословских соглашений и вернуться к сдерживающей доктрине Шестидневной войны. Тогда никого не придется возвращать в "каменный век", как грозил Бейруту министр обороны Йоав Галант.
Достаточно раз и навсегда предупредить, что в случае следующей конфронтации израильско-ливанская граница пройдет по линии реки Литани. Война должна быть результативной, а не бесконечной.
Так, во всяком случае, подсказывает здравый смысл. Но только не в Израиле, где каждый сам себе премьер-министр. Сказываются почти двухтысячелетние гонения, которые окончательно расстроили еврейские нервы. Впрочем, и чудесное возвращение на свою историческую родину - событие невиданное в мировой практике. Правда, у каждого этот опыт сугубо индивидуальный. Несмотря на то, что для одних сионизм стал воплощением религиозных пророчеств, для других - возможностью полностью реализовать свои мечты и чаяния, а для третьих - всего лишь желанным трамплином к обретению власти. Ну, и кому охота менять привычный комфорт на жизнь, полную испытаний и забот да еще требующую и коллективной ответственности? Отсюда и всеобщее недопонимание, и обиды, и раздоры. Эрец Исраэль - земля особенная. Она и принимает, и отторгает. Одновременно оставаясь как источником благословения, так и причиной ненависти других народов. Все в конечном счете зависит от действий самих евреев.