18 января правление Всемирной Сионистской Организации (ВСО) большинством голосов утвердило просьбу партии ШАС о вступлении в эту организацию. Поскольку это осталось почти незамеченным публикой (точнее, непонятым и/или проигнорированным СМИ), стоит предоставить расширенную информацию.
На первом этапе представлять ШАС в правлении будет Игаль Биби (бывший депутат Кнессета от МАФДАЛя, перешедший в ШАС), заявивший: "Это мы настоящие религиозные сионисты". Для вступления в ВСО партии ШАС пришлось внести изменения в Устав и Программу, в частности, включить пункт о принятии "Иерусалимской программы" (принята ВСО в 1968г., рассматривает Израиль в качестве государства еврейского народа, и Иерусалим – столица). После того, как рав Овадья Йосеф сказал: "Кто больший сионист, чем я?" – Моэцет Хахамим (Совет Мудрецов) проголосовал за.
Моше Гафни из "Яадут а-Тора" уже обвинил ШАС в стремлении к джобам.
После того, как ШАС отобрал у МАФДАЛя примерно половину избирателей и "сидит на министерствах", десятилетиями считавшихся вотчиной МАФДАЛя: МВД, строительства и по делам религий, теперь они претендуют и на звание религиозных сионистов.
Уже известно, что в ВСО и Сохнуте ШАС объединяется в единую техническую фракцию с Ликудом и получит места в руководстве 3 отделов Сохнута (какие именно будет определено на июньском Всемирном Сионистском Конгрессе).
ВСК проводятся раз в 4 года. От всех стран избираются 750 делегатов с правом голоса (всего 1500 делегатов), из них 240 – от Израиля. В Израиле места распределяются между "считающимися сионистскими" партиями пропорционально количеству мест в Кнессете (т.е. кроме харедим и арабов) на момент созыва Конгресса, в других странах проводится голосование или сионистские организации конкретной страны договариваются о дележе квоты для страны. Арифметический подсчет показывает, что израильским "сионистским партиям" придется потесниться примерно на 10%, которые достанутся ШАСу, имеющему 11 мест в Кнессете из 120. Места в правлении ВСО и Сохнута, джобы, места посланников Сохнута за границей ("шалиах алия") распределяются пропорционально партийному представительству.
Из вышесказанного понятно, почему Авода и Мерец, готовые отказаться от значительной части Эрец Исраэль и от восточной части Иерусалима, в частности, считаются "сионистскими партиями", а Агудат-Исраэль и Дегель а-Тора, создавшие несколько городов и поселков в Иудее и Самарии (Бейтар-Илит, Иммануэль) – нет. Формальное определение – входит та или иная партия в ВСО или нет. То есть партия, умеющая доить Сохнут, считается "сионистской". Так что ШАС теперь "тоже сионисты".
Вступление в ВСО – следующий шаг, который сделала ШАС после того, как несколько лет назад вступила в Всемирный Еврейский Конгресс (ВЕК) – несионистскую организацию, не пересекающуюся с ВСО. Надо сказать, что в этом плане харедимная ШАС пошла по пути реформистского и консервативного направлений, которые лишь 10-15 лет назад организационно вступили в ВСО, до этого они были представлены лишь в ВЕКе.
(Реформисты изначально противились сионизму, так как он мешал им ассимилироваться. В Израиле их почти нет, да и в Восточной Европе, откуда мы почти все приехали, не было. До 19 века их не было вообще и все евреи в мире относились к ортодоксам. В 19-м веке в Германии возникло реформистское направление. Они перевели молитвенники на немецкий, выкинули из молитв упоминания об Иерусалиме. "Штутгарт – наш Иерусалим" – был их лозунг. Параллельно они отказались от значительной части заповедей. Эмигрировав в США, они пошли еще дальше в плане ассимиляции. Часть из них, ужаснувшись пропасти под их ногами, которую они сами же создали, образовали "консервативное движение" – нечто среднее между ортодоксами и реформистами. Если бы они были своего рода культурными клубами, то это было их частным делом. Но поскольку их руководство претендует на то, что представляет иудаизм, то возникают проблемы)