В чьем плену мы сегодня? Почему мы не свободны в своем государстве? Кто виноват в этом? Система! Это чудесный ответ. Какая система? Демократическая, разумеется. Или правильнее сказать: наша особенная интерпретация демократии. Согласно интерпретации, принятой в наших краях, демократия – это право меньшинства сорганизоваться с целью максимизировать свои прибыли за счет остальных граждан, разумеется, не организованных.
Как это работает? Возьмем, например, энергетическое хозяйство в стране. Центральный игрок – Хеврат хашмаль (Электрическая компания). Сорганизовавшаяся группа – рабочий комитет Электрической компании. Капитан команды - депутат Кнессета Амир Перец. Пример: государство Израиль стоит перед дефицитом электроэнергии. 10 лет назад резервы были очень малы, еще немного и Электрическая компания не смогла бы обеспечить нужды страны. В создавшейся ситуации правительство не могло позволить себе перевести дополнительные ассигнования Электрической компании, которая, как и многие государственные предприятия, превратилась в "черную дыру", проглатывающую гигантские суммы и не поставляющую товар. Предложенное решение: Не затрагивая целостность компании и ее дорогих работников ("трехсмысленно": много денег, много мандатов и в самом деле дорогие евреи), решено, что Хеврат Хашмаль опубликует конкурс на поставку электроэнергии частными производителями до 20% требуемой электроэнергии, компания обязуется купить у них произведенное электричество. Так стоимость создания новых электростанция не лягут на Эл.компанию; строительство и ввод будут более быстрыми без переговоров с работниками, что они лично заработают от этого; резервы электроэнергии возрастут. Спор в ту пору был, что сделает государство, если небольшие компании произведут более 20%? Выбросим этот подарок? Откажемся купить электричество, произведенное в оптимальных условиях, продиктованных конкурсом? Электричество без обязательства по отношению к работникам? Дешевое электричество в больших количествах позволяет конкуренцию, снижение цены, прекращение постоянных угроз, что Хеврат Хашмаль не сможет обеспечить необходимое количество электроэнергии в ближайшее лето или зиму…
Как-то члены экономической комиссии Кнессета нашли путь выйти из этого спора-тупика и продвинуть законодательство (о 20%). Прошло 10-летие и в последние месяцы возобновилось в экономической комиссии обсуждение вновь пугающе малых резервов. Что случилось? Где частные производители? На сколько они превзошли 20%? Опс, они производят только полтора процента! Почему? Вы рассмешили Амира Переца. С чего вдруг Эл.компания подпишет договора со своими конкурентами? При обсуждении несколько месяцев назад сказал Перец: "Прислушайтесь к недовольству Эл.компании. Мы не собираемся задеть работников. Я скажу свое мнение после того, как будет выслушано мнение представителя Хеврат Хашмаль…"
Где покупают сионизм?
На этой неделе у Амира Переца было более хорошее объяснение, почему это нормально, что граждане государства будут платить больше, чтобы финансировать его группы поддержки. "Свободный рынок – антисионистский. За сионизм надо платить". Эти слова он сказал на заседании той же экономической комиссии Кнессета во главе с Офиром Акунисом. Министр сельского хозяйства Шалом Симхон (Авода) представил комиссии новый законопроект вместо Закона планирования молочного хозяйства от 1992г. Во многих странах и новый закон немного отличается от того, что было принято в 1882г., но у нас это новое. Зачем нужно планирование молочного хозяйства? А если нужно планирование молочного хозяйства, то почему нет планирования холостяков/незамужних? Почему производители одежды не планируют их отрасль, что не допустило бы дешевых распродаж в конце сезона… С исторической точки зрения тут абсолютно ясный ответ. Требовалось согласование между кибуцами, которые зарабатывали, в основном, от сельского хозяйства, и главное, им требовалась защита от других производителей. Разумеется, и импорт был ограничен, чтобы закрыть возможные дыры (кстати, и сегодня импорт молочных продуктов ограничен). Сегодня, в 2010г., гильдия производителей молока продуктов (или затушеванно Моэцет халав) диктует количество молока, которое производители молочных продуктов могут закупить, и, разумеется, цену, которую они заплатят. С другой стороны, правительство диктует цену на молоко для потребителя. Все, что осталось производителям, немногочисленным, разумеется, - это давить на правительство повысить цены и маневрировать в этом коридоре. Так мы пришли к ситуации, что цена на молоко в Стране, текущей молоком и медом, 5 шек за литр, а в Манхеттене примерно 1.9 шек за литр (1.7 долл за галлон).
Согласно предложенному законопроекту, производители молока (сидящие в Моэцет халав) и диктующие цену производителям молочных продуктов, не смогут напрямик влиять на "конечную цену". Можно прочитать последнее предложение снова. Не было написано, что планирование прекратится. Не то, что не будет гарантированная цена владельцам молочных ферм, только небольшое изменение, потому что после десятков лет надо затушевать грабеж… Председатель комиссии Офир Акунис спросил удешевит этот законопроект молоко г-же Коэн из Хадеры? Как сказано, депутат Амир Перец дал исчерпывающий ответ, который даже талантливая группа из сатирической телепередачи не придумала бы: "За сионизм надо платить". Что это сионизм? Согласно сионисту-социалисту Перецу, это верно представлять интересы владельцев коровников, заботиться о работниках Хеврат Хашмаль… А кто должен платить за такой сионизм? Да, Вы г-жа из Сдерота, Вы, г-н из Офаким, и Вы, и Вы… Что такого? Владельцы коровников работают на вас? Это вы должны работать на них! Потому что сионизм (по Гистадруту) – это способность сорганизоваться в группы давления и послать в Кнессет кого-то, кто станет на пути конкуренции, кто выжмет еще денег и предоставит еще защиту группе. Не нравится вам? Так присоединяйтесь к Гистадруту или ищите себе свободное государство, "не сионистское", потому что за сионизм надо платить – Перецу.
("Макор ришон" 26.03.10)
Перевел Яков Халфин
МАОФ