Нетаниягу ведет себя, как полководец умеющий маневрировать, истощать врага, заключать союзы и побеждать в сражении, когда доходит до столкновения – но почему-то он упрямится доказать свою силу и в боксе. В большом сражении он умеет побеждать, но когда он начинает боксировать, он выходит с ушибами, а иногда и побежденным. Он более-менее преуспевает маневрировать против Обамы и сохранять равновесие, он умеет превратить Израиль в надежный остров в бушующем море мирового экономического кризиса, но он упрямится вновь и вновь выйти на внутрипартийную арену и лично вести борьбу. Примерно за 2 месяца до выборов он вышел из боя с ушибами (прим.перев. – речь идет о праймериз в Ликуде перед выборами в Кнессет). На этой неделе он вышел побежденным.
Нетаниягу заинтересован в менее правом и более "своем" ЦК. Он оценил, что "мифкад" (кемпейн по записи новых членов), который будет проведен сейчас, когда Ликуд – правящая партия, стоящая во главе широкой коалиции, принесет десятки тысяч новых членов и они выберут более умеренный ЦК.
Но Устав партии не позволяет отодвинуть выборы ЦК до окончания мифкада. Нетаниягу решил собрать нынешний ЦК и изменить Устав таким образом, что ЦК продолжит свою каденцию до окончания кемпейна.
"Победа не гарантирована", - оценил в прошлый вторник один из высокопоставленных членов ЦК, участвовавший в заседании, устроенном Нетаниягу. Министры и члены Кнессета, считающиеся приближенными к Нетаниягу, прибыли на совещание и убеждали активистов приложить усилия и привести членов ЦК на голосование, чтобы изменить Устав. Мессидж был ясным: обязаны продемонстрировать поддержку премьер-министра. Такая поддержка говорит об устойчивости. Не может быть, чтобы правящая партия не продемонстрировала доверия стоящему во главе ее. Собравшиеся аплодировали, но не все. Атмосфера в зале говорила о колебаниях. Поди знай, затруднили бы себя 1600 членов ЦК (требуемое большинство) приездом на голосование в разгаре рабочего дня или вечером вместо домашних забот.
В итоге призыв Нетаниягу "бороться с апатией" не дошел до испытания. В итоге ночного совещания решил Нетаниягу отменить голосование вследствие решения окружного суда в Тель-Авиве, постановившего, что Ликуд должен до 28 апреля выбрать новый ЦК. Ликуд подал апелляцию в БАГАЦ, но пока Нетаниягу опасается провести в ЦК трюк, предназначенный обойти судебное решение, что может быть истолковано как оскорбление суда и шаг, не достойный правящей партии.
Параллельно должен собраться ЦК по требованию Дани Данона, собравшего подписи 20 процентов членов ЦК, чтобы обсудить политику "замораживания" строительства в поселениях.
Идет ли речь только об идеологической борьбе внутри Ликуда, вроде бы решенной на судебном поле? Борьба в самом деле частично идет между идеологически правыми в партии (идеологическое ядро насчитывает, по крайней мере, 600 членов ЦК, ведь Дани Данон должен был представить 600 подписей, чтобы обязать созыв ЦК) и умеренно правыми, более склоняющимися к центру. Ветераны, пережившие с партией "годы в пустыне" после "большого взрыва" (раскола и ухода части в Кадиму), опасаются массовой записи членов профсоюзов и дополнительных групп, заинтересованных влиться в правящую партию. Кроме того, главы группировок, министры и члены Кнессета – например, те, что отказались подписать письмо, призывающее членов ЦК поддержать изменение Устава – движимы собственными интересами. ЦК хоть и не выбирает напрямик членов Кнессета, но он определяет правила игры, и депутаты не хотят злить – ни нынешний ЦК, ни новый.
Вопрос – почему Нетаниягу посчитал нужным влезть в это лично, заниматься изменением Устава и в итоге прийти к почти беспрецедентной ситуации, когда суд вмешивается в происходящее в партии. Как правило, израильские суды предпочитают сохранять дистанцию от внутрипартийных передряг.
Убить муху молотком
Окружение премьер-министра посылало ясный мессидж: надо затормозить Фейглина. После массовой записи процент его сторонников среди членов партии уменьшится и так сократится число представителей, которое Манхигут Йегудит проведет в ЦК. Во второй раз за последние полтора года делает Нетаниягу лично шаги, цель которых остановить Фейглина. Массивные процессы. Своего рода попытка убить муху молотком.
Перед праймериз в список Ликуда в Кнессет Нетаниягу внезапно выяснил для себя, что у Фейглина есть отличные шансы ввести своих представителей - например, на место, забронированное для новых репатриантов. Кандидатом была Ася Энтова, жительница Кдумим. Нетаниягу опасался, что ее избрание будет истолковано в СМИ как захват крайне правыми будущей правящей партии.
Были разные способы "исправить ситуацию". Например, изменить правила голосования. Но Нетаниягу действовал "на 90-й минуте", он "менял правила игры во время игры".
Фейглин подал апелляцию во внутрипартийный суд и выиграл. Нетаниягу быстро собрал ЦК, чтобы изменить Устав и определить с помощью решения ЦК новые правила игры.
(прим.перев. - тогда были изменены не только правила проведения праймериз, была изменена стратегия избирательной кампании, вновь "зигзаги" Биби. В итоге за несколько недель Ликуд потерял 10 потенциальных мандатов. Биби явно предпочитал Ликуд с 25-30 местами в Кнессете, но "без Фейглина", чем 35-40 мест, но "с Фейглиным" и 2-3 его сторонниками)
Следствие этого помнится всем. Если бы Нетаниягу не начал бы эту войну, Энтова, может, вошла бы на реальное местов списке, но СМИ не придали бы значения ее избранию. К тому же она вступила в Ликуд гораздо раньше создания движения Еврейское руководство. Но нет. ЦК был собран, Моше Фейглин поднялся на трибуну почти в прайм-тайм и произнес воспламеняющую речь. Нетаниягу предоставил ему бесплатную рекламу.
Теперь, уже в качестве премьер-министра, повторяет Нетаниягу ту же ошибку. Вместо того, чтобы сохранять дистанцию и предоставить другим проделать работу, он вновь влезает в дело. Дважды он собирал ведущих активистов, бросая всю свою энергию, весь свой вес. Он также обратился к членам ЦК с аудиосообщением, а его советники собирали подписи членов фракции для поддержки изменения Устава. В итоге, в результате судебного решения, предпочел отойти от этого. "Вся эта история излишная", - сказал позавчера один из министров. – "Коалиция устойчивая, оппозиция слаба. Зачем премьер-министру надо было заниматься мелочами и проявлять слабость?"
Вопрос теперь, что будет на обсуждении в ЦК вопроса о "замораживании". В нынешней ситуации, предполагают во фракции, Нетаниягу не будет действовать, чтобы воспрепятствовать созыву ЦК или принятию решения. Как видно, предпочтет обнять собравшихся, и так будет принята чисто декларативное решение в поддержку поселенчества. Все равно политические решения ЦК не предусматривают наказание за их нарушение. Вместе с тем, в ситуации, когда каждое высказывание, исходящее из Иерусалима, удостаивается немедленных отзвуков, есть большое значение у декларации членов ЦК правящей партии.
("Макор ришон" 5.03.10)
Перевел Яков Халфин
МАОФ
Прим.перев.