Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Не много требуется, чтобы Шели Яхимович стала следующим главой правительства. В сущности, для этого ничего не должно произойти…

Несколько странно писать эти строки в то время, когда Ликуд поднялся по опросам до 37 мандатов. Но настоящая история – это резкие изменения, которые мы видим в последнее время, и их не предвещали никакие данные опросов. Если мы поймем сущность этих перемен, то, возможно, сможем спрогнозировать, кто победит в день выборов.  

Определять выборы будут партии Авода, Кадима и Ликуд, то есть, три  партии власти.  

Победа Яхимович на выборах главы партии Авода несомненно создала новую политическую реальность. Речь не идет об "эффекте новизны" вроде открытия нового крупного магазина, куда сбегается публика. Не идет речь и об исключительном личном обаянии Яхимович, при всем к ней уважении. Рост популярности ее партии до 15 мандатов выражает некие существенные изменения. 

Падение популярности Кадимы – это следствие роста Аводы. Кадима – пассивный игрок, и поэтому менее существенный для нашего рассмотрения. А вот подъем популярности Ликуда (вследствие сделки Шалита) также указывает на нечто существенное, что требует объяснения.  

"Нетаниягу доказал свои лидерские способности", - щебетала на этой неделе радиоведущая Керен Нойбах. Не скрывая своих левых взглядов, она вещала: "Он смог отказаться от всех своих принципов. В экономике – когда назначил комиссию Трахтенберга, в области безопасности – когда освободил террористов с кровью на руках. Он движется в направлении израильского консенсуса".  

Можно спорить с Нойбах об определении термина "лидерство", но нет сомнения, что она права в том, что премьер-министр преуспел впечатляющим образом сплотить вокруг себя израильский консенсус.  

Несмотря на имеющиеся проблемы, сегодня израильтяне воспринимают Нетаниягу в качестве наилучшего управляющего ежедневной жизнью нашего государства. Нетаниягу справедливо заслужил звание представителя тактики сиюминутного "существования", и в этом причина впечатляющего усиления Ликуда.  

А Яхимович? Ее стремительная политическая карьера опирается на совершенно другие принципы. Яхимович приобрела статус представительницы стратегии "предназначения". 

Я не согласен почти ни с одним из мнений, которые Яхимович представляет. Я думаю, что речь идет об очень опасной женщине, которая уже нанесла большой ущерб Израилю. Вторая Ливанская война была следствием отступления из Ливана под давлением организации "4 матери". Это движение, по сути, обязано своей популярностью исключительно радиоведущей Шели Яхимович. У меня самые серьезные разногласия с Яхимович по поводу того, как она воспринимает институт семьи и право частной собственности, еврейский народ и свободу вообще. Но одно невозможно у нее отнять – Шели Яхимович искренне верит в то, что она говорит. Достаточно поставить справа от нее Ципи Ливни и слева Шауля Мофаза, чтобы понять, что речь идет о совершенно разных феноменах.

 В израильской общественной жизни усиливается тяга к смыслу, она порождает чувство голода по идеалам и целям. Оставим пока принципиальный спор по поводу самих этих идей и целей. Достаточно того, что как только в одной из крупных партий победил политик, верящий в то, что говорит, опросы вдруг стали показывать, что популярность этой партии выросла в три раза.

Итак, есть у нас два центра – сиюминутное "существование" и идеологическое "предназначение". Кадима, по моему мнению, - временное явление, не представляющее ни то, ни другое, а лишь голый коррумпированный оппортунизм без всякой идеологии. "Без Берла Кацнельсона и без Жаботинского" – писал в своей напыщенной статье депутат от Кадимы Меир Шитрит. Электорат Кадимы – это, в основном, бывший электорат партии Авода. В Ликуде уже понимают, что их потенциальные избиратели в основном находятся справа, а не как считали ранее в "центре", и сегодня эти люди голосуют, например, за Либермана.

Сейчас израильская жизнь более-менее спокойна и все проблемы – это демонстрация против высоких цен на творог, с одной стороны, забастовка врачей, с другой, и "катюша" из Газы на десерт. Пока мы плывем в спокойных водах, полюс простого "существования" будет сильнее, а умение сплотить консенсус вокруг нынешнего положения вещей обеспечит победу этого полюса. Но в тот момент, когда потрясения усилятся, в тот момент, когда безопасность существования поколеблется, в тот момент, когда существующее положение начнет восприниматься как угрожающее нашей жизни – публика обратится к полюсу предназначения, чтобы, опираясь на него, получить ответы на жизненно-важные вопросы.

В Израиле наступление бури, экономической или политической, лишь вопрос времени. Если тогда, когда она придет, национальный лагерь не сможет противопоставить идеологии левых  свою альтернативу, то левые опять победят. Именно это было причиной победы Рабина над Шамиром в 1992 году, и известно, чем она закончилось. Тогда не потребовалось даже внешних потрясений. Левая идеология и "попутный ветер" в СМИ против ликудовской тактики без ясной цели привели к перевороту на выборах и к трагедии «Осло».

Чтобы Яхимович повторила ту (небольшую) победу Рабина в 1992 году, не должно произойти ничего. Все, что требуется, это чтобы Ликуд продолжал искать консенсус вокруг нашего нынешнего существования и оставил Аводе указывать цель и предназначение.

("Макор ришон" 28.10.11)

Перевел Яков Халфин
МАОФ