Maof

Friday
Apr 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Беннет правильно сделал, пойдя на смычку с Лапидом. Оба молодых лидера отлично поняли, что общественности обрыдли старые, навязшие в зубах споры на тему территорий и мира, и она страстно желает, чтобы ей предложили нечто новое.

В двух противоборствующих лагерях атакуют Яира Лапида и Нафтали Беннета. В естественном окружении Лапида его подвергают резкой критике за сотрудничество с поселенцами. В среде классических правых, в религиозной среде, пожимают плечами по поводу вроде бы странного решения Беннета упорно придерживаться линии равенства в несении бремени. Обе стороны тоскуют по естественному сотрудничеству: Еш Атид – с левыми партиями, а Байт Йегуди – с харедимными фракциями. Каждая сторона поражается: что общего у Офера Шелаха с Ури Ариэлем, у Яэль Герман с Орит Струк.

Для смычки Лапида с Беннетом имеются две причины. Первая – тактическая, вторая - принципиальная. Время покажет, не ошибся ли Беннет в своей тактике, но вопрос принципов не менее важен, чем вопрос – кто повинен в разрыве отношений между главой правительства Биньямином Нетаниягу и главой партии Байт Йегуди Нафтали Беннетом. Кто из них первый начал, кто кому не позвонил, не ошибся ли Беннет, отклонив на прошлой неделе предложение Нетаниягу немедленно присоединиться к коалиции.

И Беннет, и Лапид говорили во время избирательной кампании о "новой политике", и избиратель дал им открытый чек ещё до того, как увидел товар лицом. Да, это верно, это новые игроки, но политика до выборов не была новой. Лапид создал партию, которая обещала перемены, Беннет пожелал притянуть избирателя извне, отличного от традиционного для партии, которую возглавил. Такое уже бывало. И праймериз в религиозном сионизме внесли освежающую струю, но другие партии открыли эту методику несколько лет назад.

Новая политика началась после выборов. Да, я имею в виду сотрудничество Байт Йегуди с Еш Атид; эту странную непопулярную смычку, подвергаемую нападкам. Беннет и Лапид хотят совершить революцию, разбить традиционное разделение на политические лагеря в Израиле, пересечь линии, разделяющие между право-харедимным блоком и лево-светским блоком.

Политический и общественный диалог, как и политические и коалиционные игры повторяются – ежедневно, ежемесячно, ежегодно, повторяясь в каждой избирательной кампании. Правые хотят сохранить существующее, включая поселенчество в Иудее и Самарии. Левые рвутся к политическим переговорам – здесь и сейчас! – которые приведут к созданию «палестинского государства». Харедимные партии расположились посредине, уклоняясь от политических переговоров, но поддерживая правительство, если оно решится на далеко идущие уступки.

Параллельно широкая светская общественность, часть коей склоняется налево, но не проявляет настоящего интереса к созданию «палестинского государства», хочет перемен в вопросах религии и государства, в проблеме распределения государственных ресурсов и несения бремени в вопросе призыва в армию. Лидеры левых партий обещают такие перемены, но приходя к власти, они уступают взамен на поддержку харедимных фракций в вопросе отступления с территорий Иудеи и Самарии. Примером тому - соглашения Осло.

На выборах-2013 произошел политический "большой взрыв". Избиратели, поддерживающие гражданскую повестку дня, поняли, что левые не обеспечат им нужный товар. Более полмиллиона избирателей послали в Кнесет Яира Лапида, потому что, с их точки зрения, равенство в несении бремени превыше создания «палестинского государства».

Взамен правые и религиозные должны поступиться своим союзом с харедим, который не оправдал себя ни в истории с соглашениями Осло, ни при разрушении Гуш-Катифа. ШАС выразила косвенную поддержку соглашениям Осло, Яадут-а-Тора вошла в шароновское правительство размежевания, предоставив ему политическую инфраструктуру в Кнесете, заменив "бунтовщиков" Ликуда. Светская общественность должна отказаться от "политического мессианства" - все равно мечта о "палестинском государстве" и "мире" раскололась со взрывом "арабской весны".

ШАС и Яадут-а-Тора не обеспечили правым желанного политического товара, в течение десятков лет они отталкивали "вязаных кип" от мест в Главном раввинате, религиозных судах и религиозных советах. Заава Гальон и Ципи Ливни не обеспечили требуемого товара светской общественности.

И вот перед нами - новая политика, политика принципов (блажен, кто верует; это я об авторе статьи! – прим.перев.), а не только кресел. Тут уже начинается нечто новое. (то-то Лапид уже выдал то, что у трезвого должно скрываться на уме – своё стремление поскорей занять кресло главы правительства! Действительно совершенно новое в политике – прим.перев.) Два новых политических лидера, упрямящихся произвести перемены и поставить избирателю обещанный товар.

Десятки лет израильская политика топчется на одном и том же месте, уподобляясь собаке, гоняющейся за собственным хвостом. Мы просто обязаны изменить правила игры. Если Орит Струк хочет сохранить поселенчество в Иудее и Самарии, она обязана сесть рядом с Яэль Герман. Если Яэль Герман хочет добиться равенства в распределении несения бремени, она должна сесть рядом с Орит Струк.

Мы хотели "поселиться в сердцах", не отказываясь от поселений? Это способ. Беннет наметил верное направление, и даже если он в будущем наткнётся на политические препятствия, роль настоящего лидера в том, чтобы положить начало переменам, а не сохранять существующее положение вещей.

("Макор ришон" 22.02.2013)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ