Харедимное общество не может прийти в себя от своего отсутствия у стола правительства. После лет, в течение которых представители сектора были среди принимающих решения, вдруг они остались без портфелей - воплощаются мечты их ненавистников. Это в самом деле неприятно обнаружить себя вне правительства, и не потому что премьер-министр не заинтересован в тебе в качестве участника коалиции, а потому что это было условие одного из присоединившихся к правительству. И все же трудно сказать, что харедим проявили в свое время такую же солидарность, какую они ожидают сейчас от "вязаных кип", в прошлые каденции, когда "черные кипы" были внутри правительства, а религиозные сионисты - вне.
Выражение огорчения харедим дошло до неприемлемого уровня. Эта проявилось на этой неделе на интернет-сайте "Хадрей харедим" под заголовком: "Какой будет сладкая месть вязаным кипам". Варианты мести были похожи на высказывания лидеров и советников харедимных партий: бойкот поселенческой продукции, бойкот мероприятий в холь а-моэд в Хевроне и самая сладкая месть - голосование за депортацию поселений - когда это предложение будет подано ненавистниками поселенцев. Это горячие рекомендации присоединяются к призыву раввина Овадьи Йосефа после выборов, что "если будет принято решение о призыве учащихся ешив, мы будет вынуждены (не дай, Бог) эмигрировать из страны".
Принадлежа к сектору, на который бойкоты и мести не оказывают большое влияние и не воспринимаются как признак величия, позвольте мне раскрыть вам маленькую тайну: посещение города праотцев - это не одолжение, которое вы делаете жителям еврейского ишува в Хевроне или патриарху Аврааму. Не говоря уже о заповеди проживания в Эрец Исраэль. Это право, о котором ваши древние учителя-раввины могли только мечтать. Если вы решите отказаться от этого права и обязанности, как и если поддержите изгнание евреев из частей Эрец Исраэль, - ваш счет будет не с "вязаными кипами" и на с Беннетом. Отчет вы должны будете дать гораздо более высокой компетенции, и сомнительно, что решение в этом случае будет определяться размерами кипы или шляпы.
Интересно, что именно единственный сектор, который еще защищал права харедим (и, видно, будет защищать в правительстве), превратился в мешок для битья для выхода их огорчения. Этот разрыв создал не Нафтали Беннет, а харедим. И отдаление всех религиозных от других частей общества харедим принесли своими устами. Они ведь могли возвысить Тору различными общественными проектами и перевести Тору из узкого бейт-мидраша в мир действия, а не закрываться, как будто узучение Торы изолировано от сущности Торы, как будто не сказано "гдоль талмуд ше-меви лидей маасе" (велико изучение Торы, которое приводит к выражению в действии).
И все же, может, стоит дать им поучиться еще несколько лет в закрытых ешивах, по крайней нере, до тех пор, пока они обнаружат между изучением РАШИ и Тосафот, что "не мсти и не злопамятствуй" фигурирует среди 613 заповедей.
("Макор ришон" 22.03.13)
Перевод Яков Халфин
МАОФ