Maof

Friday
Apr 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Поданный правительством на прошлой неделе законопроект "О правлении" («хок а-мешилют») не удивил меня - переведенного на предпоследних праймериз с 19-го на 36-е место. Когда компьютеризируют праймериз в партии, получают промежуточные результаты в реальном времени и неожиданно добавляют еще один день для голосования, если результаты первого дня не нравятся правящей группе (и даже потом "играются" с результатами); если правила неоднократно меняются во время игры; если компьютерная сеть "падает" в день голосования; если избирательные участки и урны "кочуют"; если главы муниципалитетов и местных советов угрожают своим работникам (если те осмеливаются поддерживать "неправильных" кандидатов); если внутрипартийные суды закрывают свои двери; если диктатура большинства и аппарат правящей партии препятствуют созыву ЦК и любое продвижение и сдвиг в этом деле происходят только после судебных исков и т.д. и т.п. и не хватит газетной страницы, чтобы перечислить все это - то вообще не удивительно, что такая "культура правления", уже давно не имеющая ничего общего с демократическим сознанием, просачивается в общеизраильскую политику и порождает такой позорный законопроект.

По новому "патенту" требуются 65 депутатов для подачи вотума недоверия. Не больше и не меньше. Кстати, есть и положительная сторона в законопроекте: желание ограничить количество министров 19-ю. Также и с повышением электорального барьера я согласен.

Но мне кажется, что эти две блестящие обертки предназначены прикрыть главное в законопроекте - фактическую отмену вотумов недоверия и - в определенном смысле - отмену оппозиции.

В самом деле существует проблема - частые, надуманные и повторяющиеся вотумы недоверия превратились в инструмент "надоедания" коалиции со стороны оппозиции и ничего больше. Надо несколько исправить ситуацию и есть много способов сделать это - например, посредством введения квоты вотумов недоверия, или ограничением времени, в течение которого можно подавать эти вотумы, или требованием подписей определенного количества депутатов, поддерживающих вотум недоверия. Можно говорить о подписях трех депутатов или даже четырех; но 61?

Оппозиция подала 20 подписей, требуемых для гласного поименного голосования по законопроекту. Я сидел в зале заседаний Кнессета и ожидал своей очереди. До буквы "пей" будут вызваны большинство депутатов и я могу легко проверить, как работает пресс коалиции. Депутаты оппозиции, когда называется их фамилия, громко говорят: "против". Депутаты от коалиции, перешептывающиеся между собой, что они против законопроекта, услышав свою фамилию, спешат произнести "за" тихим голосом. И депутаты от партии "Еш атид", претендующие на то, что представляют "новую политику", открывают вдруг для себя чего стоит демократия в партиях, в которых отсутствуют праймериз, партиях одного человека. Это верно, разумеется, и в отношении НДИ.

И вот подходит моя очередь, и я, разумеется, говорю: "против". Потом еще один смелый и прямодушный депутат - Реувен Ривлин - голосует по совести против законопроекта. Голосование заканчивается, а я остаюсь со своими размышлениями о культуре правления.

Общественность склонна игнорировать происходящее в больших партиях. Кого интересует надула или нет партия Авода эфиопского депутата? Кого интересует, что в Ликуде обманули Моше Фейглина? Это воспринимается людьми, как грязная игра, "не касающаяся нас". Главное, что нас - простых граждан - не надуют на выборах.

Но в Кнессет в итоге попадают те, кто прошел процесс праймериз со всеми его нарушениями демократии. Совсем отказаться от праймериз - значит выплеснуть вместе с водой из ванночки и ребенка, потому что это приведет к монолитным партиям, в которых в момент истины окажется, что депутаты обязаны и верны только главе партии, а не широкой общественности избирателей.

Тот, кто компьютеризирует внутрипартийные праймериз, сделает это в итоге и с общеизраильскими выборами, и тогда эти выборы уже не будут иметь никакого смысла. Тот, кто игнорирует отсутствие открытости на внутрипартийных выборах, кто игнорирует угрозы наблюдателям на избирательных участках, кто игнорирует "культуру разбойников" в день праймериз, заплатит за это быстрым просачиванием этой "культуры правления" во все сферы израильской демократии.

("Макор ришон" 17.05.13)


Перевел Моше Борухович
МАОФ