Они присоединяют тысячи новых членов, участвуют в демонстрациях напротив дома юр.советника правительства и, выясняется, что сотни из них вступили и в левые партии. В Ликуде опасаются, что "новые ликудники" ослабляют национальный лагерь. С другой стороны, в Иудее и Самарии не спешат вступать в Ликуд
Сразу после того, как освободились от защиты главы правительства от нападок снаружи, члены Ликуда обнаружили на этой неделе новую мину - "новых ликудников". Речь идет о тысячах вступивших в партию с целью, как утверждают в Ликуде, разрушить партию изнутри, они уже названы "самой большой угрозой партии". Новые ликудники записывают в партию своих людей со времени социального протеста 2011 года, но только сейчас им была объявлена война. Их декларированная цель - вступить в Ликуд, чтобы влиять изнутри на политиков - после того, как увидели, что демонстрации не изменяют действительность.
Фон: в 100-тысячной партии ликудникам понадобилось 6 лет, чтобы распознать набирающее силу явление. Когда представители правого фланга партии открыли в последние месяцы списки, то были разочарованы. Они обнаружили, что не преуспевают больше записывать поселенцев Иудеи и Самарии и религиозных сионистов в тех масштабах, как делали раньше, и что у них количественная проблема. Из данных, поступивших в редакцию "Макор ришон", следует, что между 2015 и 2017 годами вступили в Ликуд 2709 тель-авивцев ("форпост" новых ликудников), а в Иудее и Самарии зарегистрировано уменьшение членов партии на 87 за счет выхода из Ликуда.
В Ликуде еще помнят массовое вступление в партию сторонников Моше Фейглина из "Еврейского руководства" и "увод партии в сторону ультраправых". До сегодняшнего дня занимающиеся записью новых членов вынуждены компенсировать пробел, образовавшийся после того, как Фейглин был сдвинут в сторону и ушел вместе с тысячами приведенных им сторонников. Эту модель проталкивания в партию людей, не соответствующих ее целям, надеется сейчас реализовать группа, пришедшая с другой стороны политической карты. Они надеются оставить свой след. Война на истощение-2017: Ликуд против новых ликудников.
"Речь идет об озабочивающем явлении", - говорит министр Зеэв Элькин. - "Они преуспели записать тысячи, а некоторые полагают, что уже есть 10 тысяч "новых ликудников". Это может драматически повлиять на избирательный список. Особенно принимая в расчет ослабление поселенческого и национально-религиозного сектора в Ликуде в последние годы. Мы видим цифры. Уже на последних праймериз вес правого фланга партии был ниже, чем на предпоследних праймериз".
Элькин объясняет, что невозможно игнорировать явление, потому что партия так может изменить свой характер. "Ослабление правого лагеря в Ликуде и усиление новых ликудников могут сдвинуть список Ликуда значительно влево. Поэтому решение, с одной стороны, предотвратить вступление людей с чуждой идеологией. С другой стороны, поселенцы и религиозные сионисты, переставшие платить членские взносы, должны заново усилить вес правых в Ликуде".
В последние месяцы в национальном лагере начали энергично работать, но активисты, занимающиеся записью в Иудее и Самарии, рассказывают, что там не реагируют с энтузиазмом, как раньше. "В последние недели мы записали несколько сотен с приложением наибольших усилий, чего не требовалось год назад", - говорит глава национального штаба в Ликуде Шевах Штерн. "Две недели назад наши люди стояли в пятницу у супера Рами Леви в Гуш Эционе и записали 40 человек. Мы преуспеваем приводить людей, но темп недостаточен, чтобы бороться с явлением новых ликудников".
До того, как Устав будет изменен так, чтобы не солидаризирующийся с идеями партии не мог вступить туда, единственный путь уменьшить ущерб от вступления новых ликудников - это записывать еще и еще. "Нужно вступать в партию и этим уменьшать их вес, чтобы они не сдвинули Ликуд влево. Если приведем еще 3500, то остановим спад", - говорит Штерн.
Объединяют силы
Но что происходит, когда на местности предпочитают "сидеть на заборе" и ждать или вступать в "Байт йегуди"? Штерн сталкивается с острыми вопросами в отношении поселенчества со стороны колеблющихся вступать ли в Ликуд. Он поясняет, что полная часть стакана больше пустой. "Законопроект об упорядочивании форпостов, прекращение замораживания строительства, отмена плана Калькилии - все это произошло, в основном, благодаря вступлению в Ликуд идеологической общественности", - говорит он и записывает в актив национального лагеря оставление Герцога и Ливни вне правительства, а Байт йегуди - в правительстве.
Председатель регионального совета Самарии и глава форума "Мой Ликуд" Йоси Даган рассказывает, что и у него предпринимаются усилия возобновить запись новых членов партии и вернуть старых, переставших платить членские взносы. По его словам, существенный вес поселенцев в Ликуде ведет к более правому правительству. "Всякому понимающему процессы ясно, что усиление верных Эрец Исраэль в Ликуде влияет больше всего. Тот, кто голосует за Ликуд на выборах в Кнессет, является одним из нескольких миллионов избирателей; в качестве члена Ликуда он является одним из 100 тысяч членов партии, а семейная пара - одна пятидесятитысячная часть Ликуда".
Даган отвергает утверждения, что среди поселенцев, как среди "новых ликудников", есть голосующие за другие партии. "Все мы избиратели Ликуда, в отличие от части "новых ликудников".
Элькин со своей стороны делает акцент на возвращение старых партийцев, переставших платить членские взносы, а не на запись новых. "Непросто записать новых людей, потому что они, скорее всего, не смогут голосовать на ближайших праймериз. Напротив, у восстановивших уплату членских взносов стаж в порядке".
(прим.перев. - в Ликуде есть кандидатский стаж - 16 месяцев)
Другие факторы в партии говорят, что проверка показывает, что есть сотни случаев "двойной записи" - вступили в Ликуд и одновременно в Аводу или Мерец, это, в основном, "новые ликудники". И участие этой группы в демонстрациях против юридического советника правительства с требованием ускорить расследование против премьер-министра вызывает гнев против "новых ликудников". Видно это участие в демонстрациях привело к существенной деятельности против них.
В начале недели в партии решили закрыть интернет-сайт по записи новых членов и забраковали 10 тысяч вступивших, из них 2500 "новых ликудников". Теперь единственный путь вступить в партию - вручную передать бланк. "Мы закрыли сайт, чтобы посмотреть на них вживую", - сказал один из членов партии. - "Возможно, мы не преуспеем полностью остановить их, но хотя бы пока затормозим". По словам Элькина, "Идеологически настроенные люди могут вступать через существующие группы, новые ликудники - нет. Когда они будут приходить с бланком, можно будет расспросить их и проверить подходят ли они Ликуду".
Параллельно делаются попытки изменить Устав, чтобы уменьшить силу десятков тысяч вступивших и усилить ЦК при выборе избирательного списка. "В системе праймериз есть много провалов", - говорит депутат Дуди Амсалем. - "Иногда в список попадают люди, желающие влиять, но они не являются частью DNA партии. Ведь если мы захотим вмешаться в праймериз в Аводе, мы можем вступить туда и выбрать в список самых плохих. Я полагаю, что список должен избираться членами ЦК, избранными рядовыми ликудниками".
Амсалем не придает большое внимание новым ликудникам и говорит, что они составляют ничтожный процент, но, по его мнению, надо изменить метод. "Вступающий в Ликуд должен верить в 3 принципа партии: традиционализм, общество, Эрец Исраэль", - говорит он, - "это центральные составляющие. Вступающий в Ликуд должен верить в эти идеалы, иначе нет причины записывать его. Тот, кто верит только в один из этих принципов, - пусть идет в другие партии".
Зам.министра иностранных дел Ципи Хотовели была острее на этой неделе в видеоролике против массовой записи в партию. "Как демократическое движение мы не позволим враждебным элементам захватить наш дом. Все мы должны мобилизоваться на защиту чистоты политической системы".
"Предосудительное явление"
Профессор Гиди Раат из израильского института демократии и Иерусалимского университета объясняет, что речь идет о проблемом явлении. По его утверждению, приводят к этому представители национальных групп в Ликуде, пытающиеся сейчас затормозить процесс. "Новые ликудники - это реакция на запось избирателей партии Байт йегуди в Ликуд - предосудительное явление в моих глазах. Желающий быть в партии должен, по крайней мере, голосовать за нее. Разница между количеством членов партии и количеством голосующих за нее должна вызывать озабоченность. Возникло искажение. Решение - в день выборов пришедший голосовать может голосовать за партию и за кандидатов в списке, которых он поддерживает. Так только голосующий за определенную партию сможет влиять на состав ее фракции".
В национальном лагере понимают, что и закрытие сайта и будущие изменения Устава не повлияют на ситуацию на ближайших праймериз. "Действенный путь - записывать в партию", - говорит Штерн. - "Поселенец должен сделать подсчет где он влияет больше. В Ликуде он выбирает 27 депутатов Кнессета. Он решает Дан Меридор или Ярив Левин. Если он вступит в Байт йегуди, который по самым комплиментарным опросам, получает 12 мандатов, то он, может, решает о 6 депутатах (прим.перев. - в Байт йегуди есть больше забронированных мест) и выбирает между Эли Бен Даханом и Моти Йогевом. Что важнее? В Ликуде влияние больше на происходящее в стране на протяжение каденции. Для меня нет проблемы через какую идеологическую группу в Ликуде вступят в партию. Это не личное. Главное, чтобы массово вступали".
Реакция новых ликудников: "Новые ликудники - национально настроенные либералы, голосующие за Ликуд, и любая попытка приклеить нам ярлык левых смехотворна и является частью тяжелой болезни, которой болеют в Ликуде, при которой каждый, кто автоматически не подравнивается под Битана или премьер-министра, - это левый, мечтающий о властном перевороте.
Мы хотим напомнить главу о целях из Устава Ликуда, где говорится о демократии, гражданских свободах, образцовом обществе и честности. Группа новых ликудников была создана Лиором Меири, воевавшим во 2-й Ливанской войне и решившем сделать любое демократическое действие, чтобы люди, занимающиеся нашими жизнью и смертью, нашим настоящим и будущим, относились к своим должностям с дОлжным святым трепетом. Мы продолжим делать все, что в наших возможностях, чтобы вернуть свободу и демократию партии и государству, и никакие административные трюки, вроде закрытия сайтов, не остановят нас. Мы воюем за будущее наших детей".
("Макор ришон" 18.08.2017)
Перевел Моше Борухович