За давлением, оказываемом на Ганца стоят партии, надеющиеся загрести мандаты, которые разлетятся в разные стороны. Кстати, Нетаниягу заинтересован, чтобы его министр обороны участвовал в предвыборной гонке до конца
Министр обороны Бени Ганц вышел во вторник вечером к своим сторонникам, ожидавшим его за забором его дома в Рош а-Аине. Маленькая группка праздновала там результаты опроса, опубликованного в тот вечер по 12-му каналу и предсказывавшему Ганцу 5 мандатов – примерно седьмую часть от того количества мандатов, которые получила его партия Кахоль-лаван на последних выборах. Ганц выглядел счастливым, как будто победил на выборах в Кнессет и начал фантазировать со своими сторонниками о 10 и даже 12 мандатах. Тот озабочивающий факт, что опрос проводил Мано Гева, который проводит опросы для Ганца и партии Кахоль-лаван, не мешал импровизированной пуримской вечеринке в пригороде Рош а-Аина – вечеринке, на которой партия Кахоль-лаван загримировалась под правящую партию.
По правде говоря, можно даже поражаться 4-5 мандатам, которые Ганц и его партия получают в последних опросах. Кто эти люди? Что движет ими? Ведь Ганц обманул своих избирателей, присоединившись к правительству Нетаниягу. Кто эти избиратели, подставляющие ему сейчас вторую щеку?
Ответ, в основном, находится в разочарованных партией Авода. Стоит напомнить, что партия Кахоль-лаван возникла на развалинах партии Авода и привлекла избирателей, поверивших в новую мечту Ганца, Габи Ашкенази и Моше Яалона. Сегодня они хотят вернуться домой – в Аводу, но находят там Мейрав Михаэли и ее избирательный список. Он слишком левацкий для них. Ветераны Аводы, привыкшие видеть в избирательном списке и ястребов, и голубей, видят сейчас список Аводы, который по левизне находится между Мерец и Объединенным арабским списком. Иногда тяжело читать тексты этих ветеранов Аводы в Фейсбуке против новой председательницы Михаэли, которая вытащила партию из глубокой ямы и вернула ее к жизни.
(прим.перев. – Михаэли превратила Аводу в Мерец-2, оттолкнула еще остававшихся бывших избирателей Аводы, но отобрала ультралевых избирателей у Мерец и теперь Авода прочно над ватерлинией электорального барьера, но Мерец фактически тонет и левый лагерь в целом проигрывает)
История с Ибтисам Маранэ трагическая для партии Авода. Арабская кандидатка, находящаяся на 7-м месте в списке Аводы, превратилась в отрицательный символ для бывших мапайников, и это не изменится до выборов. Если спросите Михаэли, они скажет: "Ладно, она писала тяжелые тексты 10 лет назад и сейчас они извиняется за это. Идем вперед". Но это не работает так. Допустим, вы можете выставить возмутительные арабские националистические тексты в Фейсбуке и солидаризироваться с палестинской борьбой, но даже в этом случае вы не можете никоим образом оскорблять память о Катастрофе и День памяти Катастрофы. Это табу. Извинения со стороны Маранэ перед судьями БАГАЦа на заседании позавчера, когда она превратила себя в убежденную сионистку, лишь выставила Маранэ и Аводу в смехотворном виде.
Бени Ганц также получает голоса от людей, хранящих ему верность и верящих, что он вошел в правительство национального единства из благих намерений и пал жертвой хитроумных манипуляций лиса с улицы Бальфур. Эти люди убеждены, что в новой редакции Основного закона о правительстве образовалась лакуна и что 24 марта – на следующий день после выборов – Нетаниягу выбросит министров от Кахоль-лаван, если эта партия не пройдет избирательный барьер, а потом съест судебную систему. Специалисты по конституционному праву принимают это утверждение, но юристы из других областей подвергают его большому сомнению.
И есть милосердные, жалеющие Ганца, ставшего самой страдальческой личностью в израильской политике – в большой степени по собственной вине. Я встретил многих таких в последнее время. С ними происходит то, что случается иногда со сторонниками Нетаниягу. Они не помирают по нему, но полагают, что все против него, и поэтому голосуют за него, чтобы сделать левым назло. Ганц кажется им несчастным, нуждающимся в помощи. Последние интервью с Ганцем в самом деле заставляют сердце сжиматься. Ганц выглядит и слышится в них запутавшимся, бросает реплики из армейской жизни, которые интересуют только друзей из разведроты десантной бригады 80-х годов, и утверждает, что стреляют ему в спину в разгар какой-то атаки. Как можно бросить такого человека? Спасите!
Но давление на Ганца (выйти из гонки) лишь возрастает, и он тратит много денег (которые есть у его партии за счет гос.финансирования), чтобы защищаться и выжить. В случае Ганца осада идет с нескольких направлений. В лагере анти-Нетаниягу хотят, чтобы Ганц снял свой список еще до выборов, потому что все хотят получить мандаты. Если Ганц выйдет из гонки, то, согласно оценкам, наследство распределится следующим образом: Лапид – 2 мандата, Саар и Беннет – 1 мандат, Авода и Мерец – полтора мандата. Все устроят пуримскую вечеринку.
По этой же причине нет большого давления на партию Мерец, положение которой хуже, чем у Кахоль-лаван. Никто не выиграет от того, что список Мерец выйдет из гонки. Единственные, кто получит голоса избирателей Мерец, это Авода и, возможно, арабский список. Но Михаэли не издает ни звука, не требует от Мерец сняться с дистанции и даже обещает повсюду, что Мерец преодолеет избирательный барьер. Причина? Она знает, что если начнет давить на Мерец, ее немедленно обвинят в том, что она отказалась от объединения этих двух партий, и многие в левом лагере потребуют от нее самой уволиться с поста главы Аводы. Сейчас в левом лагере тишина и она продлится до 23 марта.
Интересное явление в этом контексте – это отношения между премьер-министром Нетаниягу и Ганцем. Нетаниягу не тратит много энергии на своего министра обороны. Он сосредоточен на Яире Лапиде. Он выстраивает миф о левом правительстве Лапида с Беннетом и Сааром против правого правительства Ликуда с харедим и религиозными сионистами. Где те дни, когда Нетаниягу собирал специально пресс-конференцию, чтобы спросить Ганца: "Скажи, что ты скрываешь в своем телефоне?", где видеролики, распространявшиеся штабом Нетаниягу, в которых Ганц выглядел полусумашедшим, которому нельзя поручать руководство государством.
Нетаниягу хочет, чтобы Ганц участвовал в предвыборной гонке до конца, но не преодолел электоральный барьер и так расколол бы блок противников Нетаниягу. Но даже если Ганц преодолеет избирательный барьер, Нетаниягу не будет рвать волосы на голове. Если Нетаниягу получит 61 мандат, то Ганц первым приползет в правительство. Нечего беспокоиться. В среду Ганц распространил сомнамбуличный видеоролик, в котором он встречает артистов, загримировавшихся под его разочарованных сторонников и в течение минуты превращает их опять в воодушевленных сторонников, готовых за него в огонь и воду. "Чего вы хотите, страна была в тяжелом положении, сказали мне помочь, я солдат – вызвался помогать". Этот текст будет служить Ганцу, когда он вновь войдет в правительство Нетаниягу.
В конечном итоге Ганц – упрямый человек. Он знает, что если выйдет из гонки сейчас, его будет сопровождать тяжелый нарратив. Самые приближенные к нему люди не могут сказать, что случится, если за несколько дней до выборов опросы покажут, что он не преодолевает избирательный барьер.
("Макор ришон" 26.02.2021)
Перевел Моше Борухович