"Суд принял решение, оставим это дело позади", - сказал Гиль Бейлин, кандидат от партии Авода в Кнессет, который противился кандидатуре Ибтисам Маранэ. Но нет гарантии, что это дело закончено. Возможно, оно только начинается. Поддержка председателем Мереца Гаагского суда, смысл которого – бросание на произвол солдат ЦАХАЛя – это лишь пример радикализации, которую создала кандидатура Маранэ. Партия Авода обошла Мерец слева, сбросила Мерец ниже уровня электорального барьера и вынудила Мерец стать еще более фанатичной. Идет дерби на дне между партиями Авода и Мерец. На дне не только с точки зрения количества мандатов, но, в основном, с точки зрения моральной и сионистской оценки.
И это не только Маранэ. И третий номер в списке Аводы Эмили Муати гораздо левее "традиции Рабина". В прошлом она была пресс-секретарем Объединенного арабского списка для ивритской публики и даже была советницей по СМИ арабской националистической партии БАЛЯД. Обе попали на места в избирательном списке Аводы не в результате бронирования мест или назначения сверху – десятки тысяч членов партии Авода избрали Маранэ и Муати, чтобы представляли их.
Не из каприза или не назло утвердил БАГАЦ кандидатуру Маранэ. Согласно "прогрессивному" мышлению, слабый, бедный, несчастный всегда прав; он не несет ответственности ни за что. Согласно этой моде мышления, тот, у кто состоятелен (даже если не очень богат), т.е. тот, кто трудился, строил, создавал, орошал пустыню, тот всегда виноват, потому что у него что-то есть. Поэтому он должен с пониманием принять огорчение того, у кого нет. Маранэ росла в Фуредисе (в раю – прим.перев. - от слова Paradize, в деревне арабов из Египта, привезенных сюда англичанами для заселения пустующих земель и для работы в сельском хозяйстве и на строительстве домов и железных дорог) – любой араб на Ближнем Востоке может только мечтать жить в этой деревне. Но вместо того, чтобы радоваться своей участи, она завидует жителям Зихрон Якова и мечтает об уничтожении этого поселка. Согласно "прогрессивной логике", эти ее огорчение и гнев не только легитимны, но и достойны уважения.
В прошлом БАГАЦ не принял заявлений представителей партии Оцма йегудит о том, что они отошли от радикальных позиций. Поэтому судьи утвердили кандидатуру Маранэ не потому, что убедились, что она сменила шкуру. Наоборот. Если бы она в самом деле раскаялась и стала бы страстной сионисткой, возможно, они забраковали бы ее за прошлые высказывания о необходимости разрушения Зихрон Якова. Но именно потому что ее якобы раскаяние было лишь словесной данью, Верховный суд утвердил ее кандидатуру. Именно поэтому она гордая представительница израильских арабов и достойна быть кандидаткой. Только потому что она осталась радикальной националисткой, у нее есть легитимация. Потому что, согласно прогрессивному мировоззрению, израильский араб должен быть полон ненависти к сионизму. Иначе он отказывается от своей идентификации и смиряется с "несправедливостью, страданиями, оккупацией и угнетением", и поэтому не достоин легитимации.
Поэтому члены партии Авода выбрали ее, чтобы она представляла их. Она ненавидит государство Израиль и сионизм – и это делает ее достойной в их глазах. Араб, смиряющийся с действительностью, отказывающийся от палестинского национализма и стремящийся стать частью государства Израиль, - уже не кошерен для членов партии Авода.
Более того. Члены партии Авода нуждаются в Маранэ. Она говорит то, что они еще не осмеливаются говорить. Она выражает сокрытое в их сердцах, их чувство вины за то, что сделали тут их отцы и деды. Но поскольку они еще не осмеливаются сказать это открыто, даже себе самим, они избрали Маранэ сделать это от их имени. В интервью о сценарии уничтожения поселка Зихрон Яков объяснила Маранэ, что так будет осуществлена справедливость: "Иначе отношения будут как в симбиозе, когда одно животное чистит другое животное… Мы нуждаемся в вас также, как вы нуждаетесь в нас, но мы те, кто чистит". Выясняется, что даже нынешние пост-сионистские члены партии Авода нуждаются в арабке из Фуредиса, чтобы та делала за них грязную работу и подчищала за ними.
Но у Ибтисам Маранэ есть еще одно большое преимущество в их глазах. Она живет с евреем. Как человечно. Как красиво. Как это волнует. У них даже есть общая дочка. "Полуарабка, полуеврейка", - по ее словам. Якобы, Маранэ – символ сосуществования – т.е. ассимиляции. Ведь если "сионизм родился в грехе", то мы не только должны просить прощения, но и найти путь коренного исправления. И тут приходит ассимиляция как окончательное решение проблемы еврейской идентификации.
"Она намеренно присоединилась к сионистской партии", - сказала председательница партии Авода о Маранэ. Но поскольку ранее Маранэ вышла из партии Мерец лишь потому, что Мерец не выразила достаточно энергичное сопротивление операции Оферет йецука, и поскольку в предыдущие избирательные кампании Маранэ выражала поддержку Объединенному арабскому списку, трудно предположить, что она вдруг стала сионисткой. Логичнее полагать, что действительность иная – что партия Авода перестала быть сионистской, так что у Маранэ не было никакой проблемы вступить в Аводу. Это печальное и трагическое окончание роскошного халуцианского рабочего движения, сыгравшего значительную роль в создании государства Израиль, и если бы вместо нее уже давно не возникло бы новое не менее серьезное великолепное сионистское движение, то это было бы концом государства Израиль.
("Макор ришон" 12.03.2021)
Перевел Моше Борухович