После того, как они сформировали коалицию, которая не способна позаботиться о сущностных интересах страны и после того, как они воздержались от каких-либо переговоров, чтобы найти согласованную формулировку, Беннет, Шакед сотоварищи не могут возлагать ответственность за свой провал на оппозицию
1.Мечи были вынуты, языки развязались и буря страстей прокатилась на прошлой неделе в Кнессете. Абсурд заключается в том, что битва произошла по теме, которая на самом деле не вызывает разногласий. Более 50 депутатов от оппозиции и похожее количество от коалиции в принципе поддерживают продление на год постановления, которое воспрепятствует получению израильского гражданства арабами Иудеи и Самарии в результате брака с израильскими арабами. Подавляющее большинство в коалиции и вся оппозиция согласны, что это открыло бы врата террористам, что приведет к ухудшению в области безопасности. Не говоря уже о том (об этом не говорится открыто из опасения реакции БАГАЦа), что речь идет о демографической угрозе, потенциале ползучей реализации "права на возвращение" "беженцев", что могло бы нанести ущерб еврейскому характеру государства.
Если есть такое широкое согласие, что речь идет об опасной дыре, то почему не могут прийти к соглашению о законе, который предотвратит это? Потому что и у партий коалиции, и у партий оппозиции есть политические соображения, которые в их глазах важнее закрытия этой дыры.
2.Оппозиция изначально воспротивилась намерению правительства продлить постановление на год, в основном, потому что хотела поставить в неловкое положение коалицию и создать трещины между составляющими коалиции. Ликуд и остальные оппозиционные партии видели в голосовании (о продлении постановления на год) возможность показать насколько коалиция с партией РААМ опасна для безопасности государства. С точки зрения оппозиции, само существование такого правительства, опирающегося на ультралевых и РААМ, - большая опасность. Политическое расшатывание этой ужасной коалиции важнее ущерба от провала продления на год постановления.
Отказ оппозиции помочь коалиции подтолкнул Беннета и Шакед сотоварищи скрести по дну политической и идеологической бочки в попытке найти формулировку, которую согласятся поддержать Мерец и РААМ. Так поставленная на голосование формулировка была гораздо левее изначальной и облегчала получение гражданства арабами из ПА, что привело к тому, что депутат Амихай Шикли проголосовал против и коалиция провалилась.
Коалиция, со своей стороны, собирается торпедировать предлагаемое оппозицией решение проблемы – принятие Основного закона об иммиграции, включая параграф преодоления на случай, если БАГАЦ попытается отменить закон. Большинство партий коалиции поддерживают этот закон в принципе, но они откажутся поддержать его, потому что следствием будет развал коалиции и правительства – партии ультралевого фланга коалиции выйдут из правительства, если такой закон будет принят. А в глазах депутатов коалиции от правых и центристских партий продолжение существования правительства и коалиции – высший интерес, который они не согласятся поставить под угрозу – даже чтобы закрыть дыру, угрожающую безопасности, о чем они сами говорят.
И так несмотря на принципиальное согласие о необходимости предотвратить получение израильского гражданства арабами из ПА, и коалиция, и оппозиция препятствуют согласованному решению из-за политических интересов.
3.Может, одна сторона более виновата, чем другая? Ответ – да, партии коалиции более виноваты. Почему? Во-первых, потому что они в правительстве, в их руках власть и на них ложится ответственность заботиться о безопасности и демографии. Если они сформировали коалицию, которая не способна позаботиться о сущностных интересах государства Израиль, то они не могут возложить ответственность за это на оппозицию. Если сейчас откроется дыра в заборе, через которую просочатся террористы, то это будет в смену этой коалиции.
Во время переговоров о формировании правительства Беннет и Лапид должны были подписать Мансура Аббаса под обязательством, что он проголосует за этот закон и вообще будет подчиняться коалиционной дисциплине. Они не сделали это, потому что спешили. Они не хотели ставить преграду на пути "правительства перемен". Другими словами, чтобы отстранить от власти Нетаниягу и Ликуд и взять власть, они бросили на произвол интересы безопасности государства. Если они сказали себе, что нечего беспокоиться – наверняка, правые поддержат законопроект, то это было легкомыслие и безответственность. Вы не можете бойкотировать лидера Ликуда и оставить правый блок вне правительства – и при этом полагаться, что этот блок будет резервным колесом там, где невозможно полагаться на антисионистских партнеров по коалиции.
Вторая причина того, что коалиция более ответственна за кризис, чем оппозиция, заключается в том, что Беннет и Шакед сотоварищи воздержались от напрашивающегося в такой ситуации поведения. Если коалиция не может управиться без помощи оппозиции, она не может ожидать, что эта помощь будет предоставлена без ничего взамен. Поэтому Беннет и Шакед должны были откликнуться на призывы Бецалеля Смотрича начать переговоры с оппозицией по этому вопросу.
Это не значит, что коалиция обязаны принять законопроект об Основном законе об иммиграции, предлагаемый оппозицией. У оппозиции есть достаточно интересов, в отношении которых коалиция могла бы предложить нечто в обмен на поддержку продления на год в согласованном варианте. Но Беннет и Шакед сотоварищи были решительно настроены воспрепятствовать какому-либо успеху оппозиции. Вместо переговоров с сионистскими партиями в оппозиции, они начали отчаянные переговоры с Мерец и РААМ и предложили тем значительные уступки, фактически стирающие смысл закона и позволяющие проникновение палестинцев в Израиль. В итоге это не помогло им, потому что именно эти изменения подтолкнули депутата Амихая Шикли проголосовать с оппозицией. Параллельно 2 депутата из РААМ не удовлетворились сделанными коалицией уступками в этом законе и воздержались от голосования вместе с коалицией, в которую они входят. Так Беннет и Шакед и съели гнилую рыбу в виде покупки поддержки со стороны Мерец и части РААМ и провалились при голосовании.
4.И после провала коалиции в продлении постановления на год и после острых слов, сказанных между сторонами, все еще не поздно начать переговоры и найти компромисс в обмен на что-то важное оппозиции. Например, это может быть отмена законопроекта, позволяющему 4 депутатам выйти из фракции, даже если они не составляют треть, - этот законопроект поощряет дезертирство и был предложен коалицией из явно политических нужд. Можно было бы также отказаться от намерения провести персональный закон, препятствующий Нетаниягу избираться в Кнессет следующего состава. Или что-либо другое, что оппозиция может видеть достижением.
Пока коалиция не делает этот напрашивающийся шаг и ожидает получить поддержку оппозиции ни за что, ответственность за дыру в заборе ложится на Беннета, Шакед, Лапида, Саара, Ганца, Либермана и проч.
5.Буквально в эти мгновения зарегистрировано еще одно грубое нарушение обязательств Беннетом. В интервью Амиту Сегалю при вступлении в должность он заявил: "Либерман дал слово мне, Гидеону Саару и Лапиду, что не будет нанесения ущерба харедим". Не прошло и месяца и Либерман заявляет о намерении отменить для учащихся колелей государственные субсидии для их детей в яслях – это будет жестокий удар по бюджету харедимных семей, и без того бедных.
Среди меньшинства в секторе религиозных сионистов, которое поддерживает правительство Беннета-Лапида, есть определенное количество людей, придерживающихся правых взглядов, но выступивших против продления правления Нетаниягу на основании моральных утверждений. Например, из-за судебного процесса против него при игнорировании того, что речь идет о преследовании из политических соображений. Или из-за поведения Нетаниягу в политике в духе Макиавелли. Невозможно не удивиться куда исчезли эти морализаторы и почему смолк их голос при виде кривых путей коалиции Беннета-Лапида.
Грубая попытка изменить этические правила, исходя из узкого политического интереса, чтобы позволить нескольким депутатам дезертировать из Ликуда, проходит при молчании СМИ. Это молчание присоединяется к молчанию религиозно-сионистского истеблишмента в отношении грубого нарушения Беннетом предвыборного обещания в виде присоединения к коалиции с ультралевыми и РААМ. Те, кто потрудились встретиться с депутатом Ниром Орбахом и поощрить его поддержать этот обман, в будущем затруднятся убеждать своими моральными проповедями.
Видно, есть полагающие, что только поведение, вызывающее критику слева, может считаться оскорблением Небес. Вы ошибаетесь, друзья. Жульническое поведение, с радостью принимаемое левыми, но возмущающее миллионы избирателей правого лагеря, является в гораздо большей степени оскорблением Небес.
(БеШЕВА, 8.07.2021)
Перевел Яков Халфин