В августе 2020г. – всего лишь год и 2 месяца тому назад – представил тогдашний глава оппозиции Яир Лапид инициированный им законопроект: "Запрет коалиционных денег". Законопроект предназначался отменить предосудительную норму, согласно которой с утверждением госбюджета параллельно утверждается предоставление финансирования на цели, близкие сердцам членов коалиции, чтобы гарантировать их поддержку бюджета. С трибуны Кнессета Лапид не экономил на словах, чтобы описать свое отвращение этой нормой: "Эта большая коалиция хочет деньги своих граждан, чтобы поделить между собой. Этот законопроект говорит: деньги принадлежат людям, которые очень тяжело работали, вставали рано утром и шли спать поздно ночью, платили высокие налоги в этот кризисный период. Эти деньги не принадлежат политикам, они не должны принадлежать политикам. Политики в этом здании затрудняются убрать свои руки с денег израильских граждан".
Воспламеняющая речь Лапида слышалась тогда очень впечатляюще, но, к его счастью, депутаты не убедились в истинности его намерений и законопроект не прошел (21 за, 42 против). Почему к его счастью? Потому что если бы законопроект был принят, то фракция Еш атид не смогла бы оторвать себе такой существенный кусок коалиционных денег, которые были поделены перед утверждением бюджета на 2021-22 годы. Да, правительство Беннета-Лапида не только не ликвидировало предосудительную норму дележки коалиционных денег, но, в сущности, увеличило суммы в разгар "кризисного периода". Ведь Корона все еще здесь.
В прошлом раздел коалиционных денег происходил тихо. Но с тех пор, как взорвалось дело НДИ и вскрылся коррупционный механизм, построенный вокруг перевода этих денег, были введены правила прозрачности в отношении раздела этих сумм. Но если вы думали, что прозрачность приведет к скромности, то вы ошибались. На деле произошло противоположное: среди депутатов и фракций от коалиции возникло свое рода соревнование вокруг перевода бюджетных денег на свои нужды. Так, например, фракция Еш атид с 17 мандатами ухитрилась получить больше коалиционных денег, чем когда-то получал Ликуд с 30 мандатами. А рекордсмены – вы не будете удивлены – это 2 перебежчика из партии Байт йегуди в партию Ямина: Нир Орбах и Идит Сильман, которые получили соответственно 50 и 40 млн шек. Выясняется, выделение финансирования на секторальные нужды – это неплохой путь ослабить боли в животе коалиции.
По правде говоря, плохой имидж коалиционных денег не оправдан. Депутаты посылаются в парламент, чтобы продвигать вопросы, близкие их сердцу, и механизм коалиционных денег – это один из способов делать это. Поэтому не стоит устраивать делегитимацию этому механизму, находясь в оппозиции, потому что когда-нибудь твоя партия может войти в коалицию и тогда ты захочешь оторвать себе кусок этого жирного пирога. Факт.
Услышим ли мы вскоре извинения Лапида или депутатов от Аводы, так энергично противившихся коалиционным деньгам, пока они сидели в оппозиции? Не напрягайтесь.
("Макор ришон" 29.10.2021)
Перевел Моше Борухович